Что такое икебана: как правильно пишется и особенности японского искусства составления букетов

Что это такое

Икебана (Экибана) — в переводе с японского означает «возродившийся цветок» или «вторая жизнь цветка». До появления буддизма японцы практиковали синто: они верили в духов, обитающих в цветах, растениях и даже камнях. Ритуал подношения цветов не исчез с приходом новой философии.

Первыми мастерами были монахи-мужчины. В 15 веке икебана становится светским прикладным искусством.

Как правильно пишется

совершенно правильно написать второй вариант — икебана.

Дело в том, что когда они подходят к русскому языку, иностранные слова можно интерпретировать по-разному. Попробуем выяснить, почему это происходит.

Происхождение и значение слова «икебана»

известно, что слово «икебана» заимствовано из японского «生 け 花» (икебана), что буквально означает «живые цветы».

В современном языке существительное имеет несколько лексических значений:

  1. «Расположение цветов и веток в вазе как вид прикладного искусства».
  2. «Произведение такого искусства».

Какое правило применяется

Начнем с того, что анализируемое слово пришло к нам из японского языка. В такой ситуации первая гласная часто меняется на букву «I». Поэтому написание и произношение буквы «Е» считается грубой ошибкой.

Примеры предложений

  • У нас в саду растет красивая икебана.
  • Флористы сразу узнают полезные цветочные композиции.

Ошибочное написание слова «икебана»

Анализируемое существительное имеет несколько неправильных написаний: «Экибана», «Экебана», «Икебана», «Экебана».

Искусство или философия

Только природа, склонная к созерцанию окружающего мира, правильно украшает японский букет. Педагог передает видение жизни человека, окружающего мира и места человека в постоянно меняющемся жизненном цикле. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, боли, печали, тоски или надежды.

Композиция — это ритуальный акт, требующий мастерства и высокого художественного чутья. Икебана показывает модель вселенной, рассказывает о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передать послание любви или гарантию дружбы.

Символизм

В отличие от западных букетов, икебана подчиняется строгим линейным правилам. Количество цветов, цветовая гамма и ритм предопределены.

В композиции три символических строки:

  • Основная длинная линия Греха — означает мужчина и его высокое призвание.
  • Вторая линия Соэ — символизирует творчество и детство.
  • Третья более короткая строка, Хикаэ, говорит о женском и земном принципе.
  • Джуси — короткие вспомогательные строчки.

Три главные оси соединяют человека, небо и землю, или три человеческие ипостаси.

Мастер передает безразличие или безразличие горизонтальными линиями. Радость или подъем — диагональные изгибы. Боль представлена ​​опущенными или нисходящими движениями.

Цвет

Масса листьев и цветов должна гармонировать с вазой, а также с ней должен сочетаться один из основных оттенков серии.

Образным языком единичных цветов и оттенков:

  • Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
  • Зеленый: молодость, возрождение.
  • Красный — страстные чувства, огонь.

Для передачи положительных эмоций нужны цветы теплых и насыщенных оттенков: алые, оранжевые, желтые. В качестве основного фона часто выбирают желтый или золотистый оттенок (цвет императорского величия). Золото освещает цветы и травы, излучая тепло.

Голубые, синие и фиолетовые оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного искусства хроматический контраст нашел отражение в японском искусстве. Популярны контрасты белый / красный, желтый / фиолетовый, голубой / оранжевый и синий / красный.

Больше всего цветочная масса напоминает фон картины. На заданном фоне художник наносит контрастные мазки. Базовые оттенки не должны конфликтовать между собой.

Язык цветов и растений

На языке цветов рассказывается о переходе времени из прошлого в вечность. Цветущие цветы, сухие ветки, гербарии, стручки помогают передать хозяину ощущение прошлого. Ростки и молодые побеги говорят о будущем, только что распустившиеся бутоны говорят о настоящем.

  • Цветки роз и сосновые ветки символизируют цветущую молодость и долголетие.
  • Пион и сосна — молодость, достаток.
  • Бамбук: покой, долголетие, уважение к отцу как к сыну.
  • Орхидея — это радость.
  • Ветка абрикоса — женское изящество.
  • Цветы жасмина — радость жизни.

Символический язык элементов раскрывает зрителю детали пейзажа: цветок хризантемы и тонкие ручьи рек, ветвь сосны и скалы или камни.

Идея, лежащая в основе цветочной композиции

Неудивительно, что икебана — одна из самых известных и любимых форм японского классического искусства. Люди делают это не просто как хобби. За этим стоит гораздо более глубокая идея. Это прежде всего создание внутреннего покоя и содействие самореализации. Вы научитесь по-другому смотреть на природу, создав небольшой кусочек природы самостоятельно. Простота процесса требует многолетней дисциплины, понимания и практики.

История зарождения искусства и его развитие

Искусство зародилось в Китае в VI-VII веках. ANNO DOMINI Ветки сосны и кипариса, розы и цветы лотоса — первые растительные элементы композиции. Растения помещали в бронзовые горшки.

В X-XII веках религиозный обряд подношения богам постепенно упразднялся, и светская культура начала процветать. Икебанами украшали императорский дворец и имения аристократов. Соревнования по аранжировке проводились при императорском дворе.

Чайная церемония возникает в 16 веке. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.

В 17-19 веках окончательно сформировались основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.

Старинная легенда

В Японии существует легенда о происхождении этого искусства. Однажды на страну обрушился ураган, во время которого многие растения и цветы погибли из-за сильного ветра и дождя. Буддийские монахи собрали все срезанные цветы в саду и пришли в храм с молитвой, прося у Бога милости для восстановления садов.

Будда прислушался к просьбам священников, и сады снова стали радовать людей красивыми растениями. С тех пор монахи с благодарностью приносили в храм красиво составленные асимметричные букеты, пытаясь угодить божеству.

Восьмое столетие

В VI веке буддийские монахи приносили к алтарю божества букеты цветов.
Однако производство икебаны началось только в 8 веке. В японской поэзии также много говорится о цветах и ​​растениях. Причиной тому стал рост буддизма в Японии. Они украшали буддийские алтари цветами, сначала случайным образом, но с годами люди фактически начали расставлять цветы по определенному канону. Так родились первые «стили» икебаны.

В 15 х веках икебана превратилась в искусство

японская литография

Композиция из цветов долгое время не считалась видом искусства. Произошло это в 15 веке. Асикага Ёсимаса, тогдашний «сёгун», был большим поклонником цветочных композиций и признавал икебану как искусство. Он даже придумал правила, которым люди должны следовать при создании цветовых композиций!

После этого периода развитие японского искусства набирало обороты. Повсюду были разработаны новые стили, каждый со своими особенностями. Самыми важными из них были рикка и негерабана. Рикка была очень формальной и жесткой, а Нейгерабана — более органичной и естественной. Изначально икебана была скорее риккой, но более неформальная нигерабана становится все более популярной. Это в конечном итоге привело к расколу и расколу Нейгерабаны, который стал самостоятельной формой искусства.

Кстати, икебана предназначена не только для художников. Нет, многие пытались освоить этот вид цветочной композиции. Он также был очень популярен среди японских офицеров (самураев) и генералов. Они видели в этом идеальный способ прояснить свои мысли во время войны.

Сегодня

Сегодня эту форму цветочной композиции практикуют тысячи людей по всему миру. Только в Японии существует более тысячи школ, в которых преподают этот вид искусства.

икебана 4
Линии, расположенные в разных направлениях, могут усилить и выделить конкретную тему, показать истинное предназначение этой икебаны.

Если кто-то хочет овладеть этим видом японского искусства, ему придется учиться в одной из школ. Этими школами руководит имотото или сенсей (учитель-гроссмейстер). Эта роль часто передается от родителей к детям. Я думаю, вы можете узнать об икебане на любительском уровне в Интернете. Это, конечно, не тот случай, когда после нескольких уроков вы сразу знаете, как это делать. Чтобы понять это искусство, нужны годы, и даже тогда вы продолжите его развивать.

Школы и стили

Первая школа была открыта в городе Киото в 15 веке монахом Икенобо Сэнкэй. В этот период преподавались композиции как один из элементов религиозного служения. Первая икебана имела главную линию высотой 1–1,5 м. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.

Стиль Рикки отличался грандиозным дизайном, четкими линиями. За основу были взяты стебли бамбука и ветки сосны, а другие элементы растений считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.

Над одним произведением одновременно работали несколько мастеров. Они учились в школе Икенобо всю жизнь и только после 20 лет учебы достигли звания учителя. В 21 веке икебана Рикка состоит из крупных светских религиозных фестивалей.

Икэнобо

Первой школой по развитию икебаны следует считать Икенобо. Икенобо был основан в середине 15 века Икенобо Сэнкэй, священником буддийского храма Роккакудо в Киото. Школа Икенобо, в отличие от других школ, по-прежнему культивирует старые стили икебаны, такие как стили Рикка и Сека. Изначально икебана в стиле рикка использовалась для украшения храмов, но сейчас она используется в основном для религиозных ритуалов и праздников. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручьи.

Охара

Школа Охара, основанная в 1897 году, представила в икебане новый стиль — морибана. Отличие стиля морибана в том, что растение устанавливается на невысоких плоских горшках с использованием металлических татуировок (кензанах).

Нагэирэ

Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в 16 веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота корабля с импозантным цветком доходила до 1,5 м.

Сёка

Светский и светский стиль, пришедший на смену Рикке, оформился в 18 веке. Он отражает традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и в высокие горшки.

Морибана

В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В нем выделялись стили Морибана и Айк.

В начале 19 века новые цветы и растения были завезены в Японию из европейских стран. Они не использовались в традиционных школах. Новый стиль возник под влиянием западной культуры. Он соединил в себе натурализм и особенности местности, естественную красоту живых растений.

Узкие горшки используются для стиля Айк, а неглубокие чаши — для Морибаны. Растения опираются на края вазы или на специально подготовленные деревянные подставки. Допускается доливать воду в емкости с цветами. Помимо традиционных материалов появляются камни, мхи и ветки. Кензан: На ​​дно чаши ставится подставка для фиксации цветов.

Согэцу

После двух мировых войн под влиянием европейской культуры формируется вольный стиль и молодая авангардная школа, основанная в 1929 году художницей Софу Тесигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неодушевленной природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решили модернизировать японское прикладное искусство. Используйте стекло, камень, металл, фарфор и даже веревки и цепи.

Для мастеров 21 века необычная форма, новизна и динамизм на первом месте. Например, ветки должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.

Материалы

Традиционные материалы — это элементы растений: распускающиеся цветы, бутоны, ветки с набухшими бутонами, листья, хвои, плоды и сухая трава.

Вспомогательные элементы: глина, бронза, керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластика, камни, минералы, песок и вода.

Для массы цветов часто выбирают: орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.

Композиция создана из внутреннего ощущения: умения увидеть и передать красоту и гармонию растительного мира.

Каждый цветок и лист имеют свое значение

икебана 2

Японские мастера икебаны точно знают, что цвета и оттенки растений в букете — не самый важный элемент. Гораздо важнее и значительнее линии, с помощью которых цветочная композиция приобретает высоту, глубину и ширину.

Каждый цветок и лист в икебане имеет свое значение. Возьмем, к примеру, цветок лотоса или бамбук. Лотос означает подлинность и чистоту, бамбук — экологичность. Используя разные цветы в цветочной композиции, можно выразить множество смыслов и чувств для достижения определенного баланса.

В отличие от западной культуры, в икебане цвет не очень важен. Для японца важна форма, а не цвет. Подумайте о форме и размере вазы или о форме конкретного листа. При создании цветочной композиции также учитывается человек, который ее видит. Цветочная композиция размещается на той же высоте и под тем же углом, под которым она изначально создавалась. Также при аранжировке цветов можно использовать соляную или серную кислоту, поэтому цветы хранятся долго.

Основные инструменты, необходимые для практики икебаны:

  • Ножницы специальные для икебаны
  • Различные японские вазы
  • Ассортимент цветов, растений, листьев или других органических материалов

Современность

В прошлом веке явный интерес к искусству икебаны проявился и среди жителей Запада. Они пытались воссоздать шедевры, привнести что-то новое, использовать собственные материалы. Однако этот вид искусства в Японии и на Западе различается главным образом — подходом.

Если европейцы считают это хобби, своего рода развлечением и способом прикоснуться к загадочной восточной культуре, то сами японцы подходят к творчеству со всей серьезностью. Для них это особый ритуал, требующий усилий, времени и, конечно же, частички души.

искусство в Японии

Сегодня в Стране восходящего солнца существует более трехсот великих школ — а это около 15 миллионов человек, искренне влюбленных в искусство икебаны.

Как сделать икибану своими руками

Чтобы икебана казалась единым целым, работа начинается с центра композиции. Устанавливается перпендикулярно основанию. Две другие линии располагаются асимметрично и наклонно, в зависимости от задумки произведения. Основная линия представлена ​​цветком, веткой лиственного или хвойного растения, элементами декора. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.

Тема композиции выбрана с учетом текущего сезона. Цветы, элементы из дерева и украшения отражают состояние природы.

Цветочный горшок не должен привлекать к себе внимание яркими красками, фактурой или декором. Попробуйте найти неброский предмет в земляных тонах.

Осенний букет

Яркие краски осенней листвы, сочные краски астр, георгинов, хризантем, гвоздик создадут настроение осенней композиции.

Дополнительные элементы: корзины из тыквы, коряги, желуди, каштаны, грецкие орехи, цедра цитрусовых. Раствор глицерина поможет сохранить вид желтых и красных листьев.

Выбранная мебель фиксируется цветочными губками, пенопластом или штукатуркой. Насыпанный сверху песок, галька, минералы помогут замаскировать крепление.

Зимняя сказка

Флористика холодного времени года отличается сочными и яркими красками. Зимнее украшение привносит в дом атмосферу праздника. Основной зимний декор: хвоя, шишки, орехи, цедра цитрусовых, грозди калины, рябина, сухофрукты, венки, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, темно-синий, серебристый, золотой. За основу берутся плетеные корзины или металлоконструкции.

Весна-лето

Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми веточками с набухшими бутонами. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы помещают в горшочки с водой, используя кензон.

Мы нашли несколько тематических видеороликов, демонстрирующих работы учителей и учеников. На интернет-ресурсах звучат призывы заменить живые цветы и растения изделиями из бумаги ручной работы. Такой выбор оправдан хрупкостью живых растений и непропорционально затрачиваемыми усилиями. Желая предупредить новичков, отметим, что искусственные цветы не принесут даже малой части эстетического удовольствия. Еще 100 лет назад искусственные цветочные украшения считались признаком крайней нищеты или мещанства.

В Японии более 3000 школ с небольшими различиями в дизайне. В основе композиций лежит принцип трех геометрических линий. У каждой из школ есть свои символы.

Икебана для школы

Икебана в форме осеннего леса — отличная идея для школы. Эти икебаны созданы в красном, оранжевом и желтом цветах. Сделать такую ​​икебану можно из осенних листьев. Также есть вариант сделать венок из шишек, листьев, ягод и красивых веточек. Также можно украсить окна свисающими листьями.

Оцените статью
Блог о Японии