Жанр японского театра: традиционные мужские постановки

Немного истории

Страна, раздираемая внутренними войнами на протяжении всего своего существования, вряд ли сохранит точные упоминания о рождении единого искусства. Но можно грубо сказать, что его театральная деятельность началась примерно в седьмом веке нашей эры. Как и сами японцы, это направление достигло островов через границы, наиболее близкие к «материку» из Китая, Кореи и берегов России, тогда еще принадлежавших к айнам.

Айны — один из первых народов, поселившихся на японских островах. Сначала они жили у реки Амур и в южной части полуострова Камчатка. Согласно последним данным переписи населения, основным местом проживания людей на данный момент является остров Хоккайдо.

Старейшие направления японского театра — пантомима (гигаку) и танец (бугаку). Изначально их исполняли во время религиозных обрядов и национальных праздников. Бугаку существует и по сей день, но гигаку потерял свое значение и постепенно занял свое место с новыми видами пантомимы.

Возникновение видов

История возникновения национального театрального искусства в Японии датируется 7 веком. Он прибыл из соседних стран Востока: с китайских, корейских, индийских, персидских, тибетских просторов. Театрализованные представления того времени во многом связаны с религиозными верованиями: шаманизмом, даосизмом, конфуцианством, религией синтоизма, но прежде всего с буддийскими учениями.

Первыми в Японию пришли два вида искусства:

  • гигаку — пантомима;
  • бугаку — танцевать.

Они исполнялись во время религиозных праздников, народных гуляний, а позже заняли отдельную сцену, превратившись в своеобразный театр. Гигаку существовал до 10 века, но затем был вытеснен со сцены другими, более изощренными видами пантомимы. Бугаку все еще существует.

религиозное шоу

Театральные таланты передавались из поколения в поколение: часто дети актеров унаследовали их профессию и образовалась целая династия. Благодаря этому весь мир может познакомиться с шедеврами этого искусства и познакомиться с исконной японской душой через призму театра.

Рождение театра

Рождение театра в Японии связано с появлением в VII веке пантомимы гигаку, что означает «игра», и танца бугаку, «искусство танца». У этих жанров была разная судьба. До X века Гигаку занимал сцену театров, но не выдержал конкуренции с более сложными жанрами пантомимы и был вытеснен. Но бугаку исполняются сегодня. Сначала эти спектакли слились с храмовыми гуляниями и дворовыми церемониями, затем стали исполняться отдельно, а после восстановления власти этот жанр японского театра процветал и приобрел еще большую популярность.

Традиционно выделяют следующие типы японского театра: но или ногаку, предназначенные для аристократии; кабуки, театр для простых людей, и бунраку, кукольный театр.

Разновидности японского театра

Учитывая, что этот театр чтит традиции, его структура остается практически неизменной на протяжении многих поколений. Жанров спектакля всего несколько:

  • Ногаку
  • Kögen
  • Бункару
  • Китайские тени
  • Кабуки

Японский театр Ногаку

Изначально им могли пользоваться только высшие слои феодального общества, но до наших дней оно сохранилось, претерпев некоторые изменения. Он сочетал в себе два направления: Но и кёгэн, которые играли в основном для широкой публики. Если в классическом театре Но есть сложный сюжет и дорогостоящий сценарий, то в кёгэне обычно есть комические сцены, призванные развлечь крестьян. Они не такие сложные и служат намного меньше.

Театр Но был основан в 14 веке нашей эры, когда правил сёгунат Асикага. Родоначальником жанра является Канами Киёцугу со своим сыном Дзэами Мотокиё. Постепенно отойдя от саругаку, им удалось создать новый жанр, популярный спустя сотни лет. Оба актера посвятили свою жизнь распространению своего искусства.

Саругаку — разновидность фарса в японском театре, состоящая в основном из акробатических элементов. Он отдаленно напоминает современный цирк.

Стоит обратить внимание на то, как выражаются эмоции. Актеры прошлого решили не развивать актерскую игру мимики, а заменили ее масками: актер был вооружен целым арсеналом масок, которые он менял по ходу сюжета, быстро меняя эмоцию на другую. Для упрощения процесса были созданы специальные маски, которые меняли выражение лица в зависимости от ракурса: если посмотреть снизу, можно увидеть грустное лицо, а сверху — радостное. Наоборот. Чтобы работать с такими масками, приходилось работать с определенными ракурсами при игре, что доступно только опытному актеру.

Сюжет игры чаще всего исходит из уст главного героя. Расскажите о событиях, ведущих к главному действию, и только после этого присоединяются второстепенные персонажи.

Кёген

Первоначально это служило интермедией для ногаку. В последнем часто было слишком много драмы. А чтобы не портить настроение публике, в шоу иногда делались юмористические перерывы.

Эти сцены никак не повлияли на общую сюжетную линию. И по большей части это были небольшие отступления от жизни главных героев. Было много знакомых зрителю бытовых ситуаций, простых шуток и глупостей.

После Второй мировой войны интерес к Японии несколько возрос. Kyogen стал популярным на Западе и получил больше времени на сцене. Со временем сформировался отдельный жанр, который сейчас работает без поддержки «старшего брата”.

Кукольные спектакли

Кукольный театр Бунраку в Японии признан одним из самых сложных исполнительских видов искусства в мире. Персонажем могут управлять до трех актеров.

Точность движений марионетки, правдоподобная походка, идеальная координация действий персонажей, искусство рассказчика и музыкальное сопровождение совершенствовались из поколения в поколение.

Представление бунраку было впервые дано в Осаке в 1684 году. В этих представлениях один кукловод управлял ногами главного героя, другой — левой рукой, а третий — головой, лицом и правой рукой. Актеру-бунраку требуется около десяти лет постоянной практики, чтобы марионетка, находящаяся под его контролем, могла ходить как человек, и еще десять лет, чтобы научиться двигать ею левой рукой. Только после этого можно переходить к лицу и голове. Кукольники часто появляются на сцене в черных масках. Им помогает Таю, актер, озвучивающий всех персонажей и выступающий в роли рассказчика.

И наконец, что не менее важно, спектакль — это музыкальное сопровождение. Обычно это сямисэн в сопровождении полного оркестра сякухати флейт, струнного инструмента кото, а иногда и барабанов тайко.

Иностранные туристы обычно посещают Национальный театр Бунраку в Осаке и Национальный театр Токио. Здесь можно посмотреть отдельные выступления с помощью аудиогида, который переводит стихи и диалоги на несколько языков.

Живая музыка — важная часть театрального представления

Японский театр теней

Самое популярное искусство средневековой Японии. Однако он приехал из Китая, но прекрасно ассимилировался и стал частью другой культуры. Изначально основным отличием было использование только бумажных кукол, которыми управляли актеры, которые перемещали их снизу с помощью бамбуковых палочек. Но через некоторое время люди стали здесь выступать в качестве главных героев.

Действие происходило на большом полотне из бумажной ткани. На некотором расстоянии от него находился источник света, отбрасывающий тени кукол на само полотно. «Герои» танцевали и пели песни о своих приключениях, сражениях с противниками и нечистью Они.

Они — в синтоизме — огромные антропоморфные демоны с рогами и клыками. Кожа обычно бывает красного, черного или синего цвета. Населенным по-японски является подобие ада — дзигоку. Свирепые воины, обладающие хитростью и хитростью, поэтому часто принимают человеческий облик.

Театр ёсэ

Йосе — традиционный японский театр комедии. Он возник в 17 веке, и первые выступления проходили на открытом воздухе. Но с ростом популярности театра стали появляться специальные дома для таких спектаклей — Ёсэба.

Театральные комедии относятся к жанру ракуго, сатирическим или комическим рассказам, всегда с неожиданным финалом, полным каламбуров и шуток. Эти истории основаны на анекдотах, созданных ракугока — профессиональными рассказчиками.

Актер, одетый в кимоно, сидит на подушке в центре сцены, обычно держа полотенце и веер. Героями рассказа стали люди разных сословий, тематика рассказов ни чем не ограничивалась. Единственное, что осталось неизменным, это то, что рассказы забавные, связанные с политическими, бытовыми, текущими и историческими ситуациями.

Большинство историй были созданы в периоды Эдо и Мэйдзи, поэтому современный зритель не знаком с описываемыми традициями, жизнью и проблемами. В связи с этим многие актеры ракуго сами пишут сатирические рассказы на актуальные темы.

Манзай считается еще одним родом Ёсэ. Это шуточный диалог, его корни уходят в традиционные новогодние представления, которые сопровождались пением, танцами и юмористическими сценами. Постепенно в манзай вошли элементы фарса, мюзиклов и других жанров, что сделало его еще более популярным и позволило попасть на телевидение.

традиционный японский театр

Театр Ёсэ также представлен жанрами нанивабуси (разновидность баллады) и кодан (художественное чтение). Кодан — это история, основанная на представлении путешествующих артистов. Оригинальная тема рассказов (битвы прошлых лет) расширилась и включила в себя семейные конфликты, судебные дела легендарных судей, политические события, необычные события из жизни простых людей. Однако не все аргументы были поддержаны властями. Часто шоу даже запрещали.

Кабуки

В основном мужской японский театр. Именно он уехал дальше всех из страны и стал популярен у иностранцев. Интересно, что даже несмотря на то, что в сцене присутствует женский персонаж, ее все равно изображает мужчина. Возможно, это произошло из-за военных походов самураев, когда им приходилось на много месяцев уезжать из дома, но тяга к искусству остаться не могла. Он состоит из танцевальной и вокальной частей. Они неотделимы друг от друга, гармонично дополняя каждый аспект спектакля.

Особенности Кабуки

Изначально актеры Кабуки представили публике затейливые танцы с музыкальным сопровождением. Сюжет появился позже в спектаклях. В наши дни искусство Кабуки — это очень сложный актерский грим, замысловатые костюмы и экстравагантные парики.

Актеры на сцене исполняют преувеличенные и преувеличенные действия, что является одной из основных характеристик жанра. Это связано не только с традициями театра, но и с тем, что в пьесах персонажи говорят на одной из древних форм японского языка. Иногда их не понимают даже жители Японии.

Конкретные движения помогают зрителям понять, что происходит на сцене.

Грим театра кабуки

Традиционно в кабуки все роли исполняют мужчины.

Отличительной чертой японского театра является сложный разноцветный грим, наносимый на лица актеров, который имеет определенный цвет в зависимости от роли, которую играет актер. Если актер играет девочку или мальчика, его лицо окрашивается в белый цвет и, чтобы показать другой возраст, добавляются другие цвета, например, коричневый. В качестве показателя силы на лицо актера пальцами наносят разноцветные полосы. Кумадори — уникальный канон, согласно которому нанесены линии различных форм и цветов, усиливающие эмоциональный колорит мужского персонажа и раскрывающие его характер. Его основные цвета — синий, черный и красный. Красный цвет символизирует отвагу, преданность и честность, черный — магию и божественность, синий — зло, гнев и потусторонние силы.

Фото театра Кабуки

Фотографии театра Кабуки

Особое искусство — играть роль женщины (оннагата). Актерское искусство и грим настолько совершенны, что актеры оннагата неотличимы от настоящих женщин. Макияж Оннагата состоит из белой основы с красными, черными и зелеными красками на ушах, веках, бровях и щеках.

Сцена кабуки

Сцена имеет специальное устройство. Деревянная платформа ханамити простирается от левого края сцены через весь зал. Ханамичи используется как для прихода и ухода актеров со сцены, так и для постановки некоторых моментов шоу. Также в кабуки впервые в мире была использована вращающаяся сцена. Очень важное место занимают украшения под названием одоу. Площадка с тремя ступенями на сцене может быть местом командира, лавкой купца или гардеробом куртизанки, в зависимости от сценария, который на ней установлен. Украшения и посуда намеренно уменьшены до полного размера, чтобы повысить ценность для актеров.

Фото сцены театра Кабуки

Сцена

Амплуа актеров японского народного театра

— Тачияку — главный герой, мудрый, сильный, умелый, красивый. Выделяют несколько видов: арагото — боец, обладающий необычайной силой; Вагато — утонченный красавец, прекрасный любовник; Дзицугото — мудрый, честный и стойкий человек.

— Катакияку — отрицательный персонаж, враг тачияку. Его виды: дзюцуаку — мерзкий негодяй, злодей; кугэаку — знатный человек из знатной семьи, в силу сложившейся ситуации, вынужденный совершать плохие поступки; Ироаку — отрицательный персонаж с внешностью утонченного красавца.

— Докеката — забавный персонаж. Это бомж и дурак.

— Кояку — детский персонаж, которого обычно играют дети актеров.

— Оннагата — женский персонаж, которого играет мужчина. Есть несколько видов оннагаты. Главный из них — молодая красивая девушка. Среди этих девушек несколько типов: мусмеката — застенчивая молодая женщина, одетая в кимоно с длинными рукавами; акахиме — соблазнительная красавица из знатной семьи, одетая в красное платье; кэйсэй — известная куртизанка; севанйобо — покорная и кроткая жена торговца; онна будо — воин; акуба, или докуфу, женщина злая и хитрая, женщина — вампир. Также есть роль пожилых женщин: касягата — старуха, а фукеояма — женщина средних лет.

Виды постановок

В Кабуки можно увидеть три типа представлений:

  • Дзидай-моно. Эти пьесы охватывают период с 15 по 17 век и обычно посвящены какому-то историческому событию, которое произошло на самом деле. Дзидай-моно рассказывают о деяниях великих воинов и имеют трагичный цвет;
  • Сева-моно. В основе спектаклей — сюжет о благородном герое, куртизанке, сражающейся за свою любовь и соперницу;
  • Сесагото. Показывает, в каком музыкальном сопровождении выходит на первый план. Их сюжет обычно прост. В нем рассказывается история двух влюбленных, которые по воле обстоятельств не могут быть вместе. В конце шоу герои кончают жизнь самоубийством. Комедии Сесагото долгое время были под запретом в Японии, так как некоторые молодые люди брали пример с главных героев.

Суть театральных представлений кабуки

Театр Кабуки воплощает ценности эпохи Токугава, составляют основу сюжетов. Это, например, закон справедливости, воплощающий буддийскую идею вознаграждения страдающего человека и неизбежного наказания злодея. Даже буддийское представление о быстротечности земли, когда благородные семьи или могущественные лидеры терпят поражение. Замешательство часто может быть основано на столкновении конфуцианских принципов, таких как долг, долг, уважение к родителям и личные устремления.

Грим и костюмы максимально соответствуют ролям, сыгранным актерами. Чаще всего костюмы соответствуют моде времен Токугава, они максимально элегантны и стилизованы. Маски в спектаклях не используются, их заменяет более сложный макияж, отражающий содержание роли. В шоу также используются парики, классифицируемые в зависимости от социального статуса, возраста и рода занятий персонажей.

Кабуки в наши дни

В большинстве современных трупп кабуки играют мужчины. Есть несколько женских трупп, но им не удалось достичь того мастерства, которое актеры-мужчины оттачивали на протяжении четырех веков.

интересно, что в театре обычно выступают представители династий Кабуки. Это искусство достаточно закрытое, и людям, не принадлежащим к какой-либо династии, нелегко стать актерами. Дети начинают участвовать в играх с раннего возраста, постепенно перенимая опыт родителей. Это позволяет раскрыть актерские таланты и изучить все тонкости театра, которым не учат ни в одном учебном заведении.

Актеры кабуки известны в Японии: их часто приглашают в телешоу и играют роли в игровых фильмах.

А в 1975 году публике театра стали предлагать наушники, позволяющие понять, что происходит на сцене. В результате интерес иностранцев к традиционному японскому театру стремительно рос. В 2005 году в Японии был снят первый фильм Кабуки. А в 2002 году был установлен памятник основателю театра, танцовщице и актрисе Окуни.

Кабуки — один из самых ярких примеров японской культуры. Оригинальный и необычный, загадочный и богатый множеством символов, он словно отражает саму душу Страны восходящего солнца.

Другие виды исполнительского искусства

Гейши и их ученики майко принимают участие в музыкальных и театральных представлениях в чайных и специализированных заведениях, таких как Гион Хатанака в районе Гион Киото. Они также выступают на светских мероприятиях в разное время года. В Токийском национальном театре, а также на различных церемониях в храмах и святынях вы можете послушать музыку дворца гагаку.

В начале 20 века стало популярным современное японское драматическое искусство, в том числе шингеки, экспериментальная адаптация западных театральных традиций. После войны комедии стали более сложными, сочетая в себе многие принципы классического но и кабуки с современными западными театральными формами.

Традиционный японский театр сегодня

В наше время в Японию пришло европейское искусство и, следовательно, современный театр. Начали появляться массовые постановки по западному образцу, опера, балет. Но традиционный японский театр сумел отстоять свое место и не потерять популярности. Не думайте, что это вневременная редкость. Актеры и зрители — реальные люди. Их интересы, вкусы, представления постепенно меняются. Проникновение современных тенденций в сложившуюся веками театральную форму неизбежно. Таким образом было сокращено время исполнения, ускорен темп самого действия, ведь сегодня у зрителя не так много времени для созерцания, как было, например, в средние века. Жизнь диктует свои законы, и театр постепенно подстраивается под них.

Новый национальный театр Токио

Токио, Сибуя, Хонмачи, 1 × 1 × 1 Новый национальный театр Токио (который все весело и просто называют NNTT от аббревиатуры NNTT — Новый национальный центр исполнительских искусств.

Оцените статью
Блог о Японии