Японский театр кукол: особенности и история появления

Историческая справка

История возникновения национального театрального искусства в Японии датируется 7 веком. Он прибыл из соседних стран Востока: с китайских, корейских, индийских, персидских, тибетских просторов. Театрализованные представления того времени во многом связаны с религиозными верованиями: шаманизмом, даосизмом, конфуцианством, религией синтоизма, но прежде всего с буддийскими учениями.

Первыми в Японию пришли два вида искусства:

  • гигаку — пантомима;
  • бугаку — танцевать.

Они исполнялись во время религиозных праздников, народных гуляний, а позже заняли отдельную сцену, превратившись в своеобразный театр. Гигаку существовал до 10 века, но затем был вытеснен со сцены другими, более изощренными видами пантомимы. Бугаку все еще существует.

Театральные таланты передавались из поколения в поколение: часто дети актеров унаследовали их профессию и образовалась целая династия. Благодаря этому весь мир может познакомиться с шедеврами этого искусства и познакомиться с исконной японской душой через призму театра.

Немного истории

Страна, раздираемая внутренними войнами на протяжении всего своего существования, вряд ли сохранит точные упоминания о рождении единого искусства. Но можно грубо сказать, что его театральная деятельность началась примерно в седьмом веке нашей эры. Как и сами японцы, это направление достигло островов через границы, наиболее близкие к «материку» из Китая, Кореи и берегов России, тогда еще принадлежавших к айнам.

Айны — один из первых народов, поселившихся на японских островах. Сначала они жили у реки Амур и в южной части полуострова Камчатка. Согласно последним данным переписи населения, основным местом проживания людей на данный момент является остров Хоккайдо.

Старейшие направления японского театра — пантомима (гигаку) и танец (бугаку). Изначально их исполняли во время религиозных обрядов и национальных праздников. Бугаку существует и по сей день, но гигаку потерял свое значение и постепенно занял свое место с новыми видами пантомимы.

Виды японского театра

Традиционный японский театр практически не изменился на протяжении веков. Единственное преобразование в том, что спектакль теперь длится намного меньше — около 2 часов вместо 5-6, а сцены, персонажи, сами события стали более динамичными.

В Японии есть несколько любимых видов театра:

  • Но он же Ногаку — очки для аристократических слоев;
  • Kögen — массовый театр с комическими сценами из их жизни для простых людей;
  • Кабуки для обычных людей;
  • Бунраку — кукольный театр;
  • китайские тени.

Конечно, современность диктует свои правила, и сегодня в Японии можно даже насладиться современным балетом или послушать оперу. Однако прикоснуться к вечному традиционному театру гораздо охотнее иностранные туристы и сами жители страны.

Появление Бунраку

Ученые не могут сказать, кто и когда первым изобрел кукольный спектакль. Также невозможно определить, кто первым изобрел кукол Бунраку. Несомненно одно: спектакли, веками полюбившиеся людям, не теряют своей актуальности. Театр был признан объектом наследия ЮНЕСКО, что подчеркивает его исключительное значение для планеты.

Изначально театр Бунраку в Японии выглядел иначе: куклы здесь не использовали, а выступали музыканты и артисты. Это они рассказали историю. Съемочная группа путешествовала по разным регионам страны, радуя слушателей балладами о войне и любви, аристократии и славе. В основном театр выступал под сямисэн — традиционным струнным музыкальным инструментом. Он похож на балалайку, имеет 3 струны. Пение под нежные звуки музыки любили и простые люди, и аристократия того времени.

Японский театр с музыкой и куклами возник как ответ на запросы публики. Люди ждали более масштабного шоу, они хотели присоединиться к нему. Чтобы привлечь внимание публики, они решили передумать. Считается, что кукольный формат существует с 17 века. У него все еще не было современного названия. Лишь в 1805 году Уэмура Банракукен купил один из театров — от его имени образовалось слово Бунраку. Со временем слово «бунраку» стало привычным. Сейчас все следующие традиции называются японскими кукольными театрами. В своих представлениях они используют необычных кукол. Раньше персонаж контролировался кукловодом, но со временем были введены фигурки, которыми управляли разные профессионалы. Они двигаются разными прядями и смотрятся очень живо.


Кукольная игра

Традиционные куклы изготовлены из натурального дерева. В работе участвовали лучшие художники того времени. Готовый экземпляр расписывали, только потом украшали одежду. Кукольную одежду изобрели мастера шитья. Особенность хорошего кукольного платья — проработка до мелочей. Результат такой кропотливой работы стоил больших денег, поэтому к нему относились бережно и даже с благоговением.

Симбиоз кукольного театра, танца и музыки

Особенность бунраку — сочетание сюжетной постановки, элементов танца и музыкальной сказки. И сегодня спектакли проходят на сладкие мелодии сямисэн. В некоторой степени Бунраку похож на другой известный японский театр — кабуки. Все шоу делятся на дневные и исторические. Считается, что лучшее выступление дает коллектив чтеца, кукольника и музыканта, общий возраст которых превышает 200 лет.

Первыми появились исторические игры Бунраку. Они рассказывают героям эпоса о событиях времен Сэнгоку. На основе этих идей родились ежедневные спектакли. Старые пьесы включали 6 актов, но позже были сокращены до пяти. Структура строго следует принципу дзё-ха-кю, который доминировал в театре Но. К повседневным играм требования не такие строгие: они не относятся к высокому искусству, как к историческому.


Классическое японское искусство

доподлинно известно, кто первым поставил простые постановки: драматург Чикамацу Мондзаэмон и дзюрури Такемото Гидаю, живший в 17-18 веках. Чикамацу происходил из самурайской семьи и был знатоком театра Но, но позже заинтересовался дзерури и создал шоу кабуки. Позже он встретил Такемото. Так началось их сотрудничество, плодотворное для культуры всей страны. Они сосредоточены на конфликте желаний и обязанностей в обществе, эмоциях и страстях. Такие человеческие темы распространены в драматических постановках по всему миру, но в японском бунраку на них не обращали внимания.

Благодаря сочетанию музыки сямисэн, традиционных японских танцев и впечатляющих историй, гуманистические и глубокие произведения были созданы с использованием кукол. Души праздных людей приковали к себе внимание общества. Особой популярностью стали истории о самоубийствах, неспособности справиться с конфликтом между приверженностью и желанием. Комедии часто основывались на реальных событиях. Правда, оказалось, что выступления вдохновляют слушателей прервать жизнь. Это стало причиной запрета на выразительные игры.


Необычные японские комедии

Главные действующие лица

Чтобы подарить Бунраку вам понадобится:

  • Актеры;
  • Читатель;
  • Музыканты.

Женщины задействованы в работе. В то время, когда появилась Бунраку, выступали только женщины — и эта традиция сохранилась в кукольном театре сегодня.

Главные герои каждой игры — куклы. Рост экземпляра около метра. Выразительность характера достигается подвижностью фигуры, обилием суставов. Часто говорят, что куклы в Бунраку выразительнее любого человека, даже самого талантливого.

Гидайю – чтец

В каждом спектакле есть гид-рассказчик. Он произносит реплики всех персонажей и отвечает за естественные звуки, имитацию выстрела и другие эффекты. Его работа имеет принципиальное значение: если гид выйдет из строя, невозможно будет понять, что происходит.

Самая сложная часть работы читателя — дать линии в строгом соответствии с движениями губ марионетки. Гидаю, одетый в черное кимоно, остается на помосте на протяжении всего выступления. Нет перегородок, за которыми мог бы спрятаться участник спектакля. Занавес используется только в начале и в конце произведения.


Кукольный спектакль

Кукловоды

На куклу обычно приходится три кукловода:

  • Аси-дзукай;
  • Хидари-дзукай;
  • Оми-дзукай.

Аши-дзукай — младший из троицы. Он отвечает за ноги. Хидари-дзукай работает левой рукой. Оми-дзукай — самая ответственная должность. Этот кукловод управляет правой рукой и головой куклы, самой сложной частью конструкции. Он управляет губами, глазами, бровями, веками, языком.

Считается, что на обучение искусству оми-дзукай уходит 30 лет. Первое десятилетие человек служит аси-дзукай, следующие 10 он выполняет задания хидари-дзукай, и только потом осваивает умение оми-дзукай.


Бунраку — кукольный театр

Элементы кукол

Сама кукла представляет собой деревянный каркас, перевязанный дорогими вычурными костюмами. Движение тканей создает эффект движения персонажа. Движущиеся части объекта — голова и руки. Как указано выше, для управления руками требуется два человека. Это не случайно: все суставы и суставы подвижны, каждый палец можно согнуть. Если необходимо поднять тяжелый предмет или что-то бросить, кукольник действует самостоятельно, «нося» куклу за руку.

И кисти, и лицо окрашены белой краской, чтобы привлечь внимание. Лицо обычно маленькое и непропорциональное; разрешается менять лицо во время выступления. У некоторых фигур одновременно два лица. Это необходимо для постановок оборотней.


Кукольные игры Бунраку

И какие из них женщины?

Обычно актеры кабуки происходят из актерских семей. Искусство передается от отца к сыну, от сына к внуку, ну тогда вы поняли. Если у актера нет детей или отпрыск отказывается от актерской карьеры (ну, всякое бывает), артист может взять подмастерье на учебу. С 70-х годов прошлого века кабуки переживал непростые времена, поэтому возникли специальные актерские школы, где можно обучать молодых людей, желающих присоединиться к труппе.

В отличие от японского театра но, где мужчины также играли женщин, но ограничивались только масками, сохраняя мужскую пластику и голос, актеров кабуки с детства учили полностью превращаться в женщин. Они учатся ходить по-особенному: опускают плечи, чтобы шея была лучше видна, при ходьбе ступни направлены внутрь (они думают, что это более изящная походка, но мы все равно не рекомендуем косолапость).

Оннагата постоянно держит туловище в том положении, которым нас мучают инструкторы по пилатесу: тяните грудь вперед, ягодицу и живот втягивать. На сцене значима буквально каждая деталь: рука не должна слишком сильно выглядывать из-под рукава кимоно, голова не должна сильно наклоняться, даже нужно повернуться к публике под определенным углом.

Актеры имитируют высокие женские голоса, и, честно говоря, если вы не знаете, что на сцене есть мужчина, то догадаться нереально. Когда вы смотрите, как эти средневековые японские женщины порхают по сцене и думаете, что их на самом деле играют их семидесятилетние бабушка и дедушка, вам хочется пойти и купить платье и туфли на высоком каблуке или, наоборот, выбросить их (неважно, не пойдет).

Как отмечает профессор Кэндзи Янаи, специализирующийся на традиционном японском театре:

«Оннагата стремится не стать женщиной, а воплотить женственность».

Пришла пора зрелых мужчин

После запрета женского и молодежного кабуки роли перешли к зрелым мужчинам и появилось новое направление «яро-кабуки», которое стало основным (и, можно сказать, единственным) направлением в этом театральном искусстве. Кабуки стал более изощренным, к танцам добавлялись все более сложные сюжеты, которые на первых порах составляли основное содержание представлений. Авторы начали писать комедии кёгэн, специально предназначенные для спектаклей кабуки.

Отныне женские роли исполнялись и мужчинами. Актеров, специализирующихся на женских ролях, называли оннагата (女方). Чем старше актер, тем сложнее он был и тем больше девочек мог играть на сцене. Семидесятилетний мастер, сыгравший влюбленную пятнадцатилетнюю красавицу, — не редкость, а норма.

Бунраку сегодня

Традиционный кукольный театр — популярное развлечение в Японии. Спектакли относительно дешевые — около 2500 иен за билет. Цена зависит от популярности театра и города, в котором проводится представление. Большинство театров работает в Осаке и Токио.

Театр Но

Театр Но возник в 14 веке и стал особенно популярен во времена знаменитого самурая Токугава. Отсюда традиционно он стал жанром самураев, правителей и аристократов.

Его изюминкой являются специальные маски и национальные костюмы кимоно, которые носят актеры. Маска не соответствует конкретному персонажу: она используется для выражения чувств, эмоций, настроения, поэтому актер может носить несколько масок по очереди. И маски, и костюмы передаются в театре от старших актеров младшим.

В японских театрах сохранилось около 200 масок из кипарисового дерева, которые существуют более века.

Во время шоу Дерьмо — главный герой — рассказывает о своей жизни, мире и войне, любви и семейных переживаниях, преступных действиях, демонических проявлениях и противостоянии зла добру. На старом диалекте рассказ ведет шайт в сопровождении спокойной музыки и хора, а затем связываются второстепенные персонажи.

Большое внимание уделяется жестам — они изящны и изящны. Восприятие игры зависит от конкретного зрителя: он сам задумывается над смыслом многих сцен. Шоу длится от трех до пяти часов.

Некоторые моменты Но могут быть неожиданно контрастными: меланхолические танцы под ритмичную музыку или яркую кульминацию сюжета в полной тишине. Сценарий прост, чтобы не отвлекать от главного — игры актеров.

Особенности театральных постановок

Все игры Кабуки довольно длинные по времени. Они могут длиться более 3 часов, а некоторые постановки приходится адаптировать для иностранной аудитории, монтажные сцены и эпизоды. Сегодня в мире существует три типа театральных постановок такого рода:

  • Дзидай-моно. Такие пьесы выглядят как исторические комедии, рассказывающие историю легенд периода Сэнгоку;
  • Сева-моно. Это повседневные идеи, основанные на историях, возникших после периода Сэнгоку;
  • Сесагото. Танцевальные номера, идеально отражающие все тонкости японского национального танца.

Стандартное произведение требует 5 действий. В большинстве постановок в качестве аккомпанемента используются лирические песни Nagauto.

Уникальность японского театра в его рефлексивной символике. Невероятное сочетание музыкальных и танцевальных номеров сочетается с драматическими выступлениями актеров. Сложный макияж и технические эффекты дают невероятный результат. Этот театр пережил непростые времена, но сохранил свою самобытность и популярность. Кабуки — это подлинное японское искусство с многовековой историей. Даже неопытный зритель театральных постановок замечает, как захватывает происходящее на сцене действие с первых минут.

Японский театр Кабуки имеет специфику, не присущую ни одному другому театру мира. Кабуки — это и жанр, и особый прием самого театра, и строго регламентированные действия на сцене, позволяющие отразить самые разные чувства и эмоции, заложенные в сценарии.

Кёген

Кёгэн не похож на театр Но, хотя долгое время он был его интермедией, то есть небольшой комической сценой в изысканном представлении драматического содержания. Однако после Второй мировой войны компания Kögen приобрела известность и начала действовать самостоятельно, кроме No.

Kyogen ориентирован на большую толпу. Это комедия, фарс, сцены из жизни простых людей, лишенных роковых событий. Сцены просты, наполнены банальными шутками и ситуациями, к которым привыкло большинство людей.

Темы кёгэна:

  • нечисть;
  • бога;
  • семейные проблемы;
  • повседневная суета;
  • мужская измена;
  • коварная женская природа.

Частый герой театра Кёгэн — слуга Таро. Персонажей много, и по важности они делятся на основные, второстепенные, высшие и последующие.

Используется женская и мужская одежда, есть служебная одежда отдельно. Все выполнено по выкройкам платьев 16-17 веков. Иногда маски можно использовать, но не для выражения чувств персонажей, как это происходит в театре Но, а как элемент костюма: у каждого персонажа есть определенная маска.

Кабуки

О театре Кабуки, наверное, слышали все, даже за пределами Страны восходящего солнца. Считается одним из классиков японского искусства. В переводе это название означает «искусство песни и танца». Он появился в 17 веке, во время правления Токугава, и связан с именем конкретной девушки по имени Идзумоно Окуни.

Она была храмовой танцовщицей, а затем переехала в Киото. Там он не отказался от своего хобби, наоборот: начал выступать на берегу реки и на улицах города.

Окуни совершенствовал свое мастерство, вводил новые элементы с оттенком романтики и эротики, переплетал фольклор, легенды и поэзию в спектаклях. Вскоре к ней присоединились музыканты, и успех девушки был ошеломляющим. Таким образом, это дало начало целому виду искусства.

Многие коллективы начали копировать жанр. Часто это были откровенные платья и эротические сцены. Мужчины сходили с ума от красоты и изящества актрис и часто ссорились друг с другом.

Правящей элите эта тенденция не понравилась, поэтому на законодательном уровне запретила женщинам участвовать в театральных постановках. Но это не уничтожило Кабуки как вид — теперь там начали действовать только актеры-мужчины, олицетворяющие и женщин, и мужчин одновременно — это так называемый вакашу-кабуки.

Конечно, через 2 века указ отменили, но традиция играть роли мужчинами осталась — сейчас их намного больше, чем актрис. Сюжеты Кабуки отражают важные духовные ценности и опыт:

  • честная и справедливая жизнь;
  • буддийский закон кармы, когда хорошее поощряется, а плохие люди очень быстро чувствуют последствия своих плохих поступков;
  • уважение к пожилым людям;
  • жизненные обязательства;
  • мечты, желания, личные цели.

Костюмы играют важную роль: они словно воссоздают эпоху 17 века. Маски использовать не принято: на их место актеры наносят искусный грим в несколько слоев, а также надевают парики.

Ракуго – теперь и по-английски

В последнее время в «новом ракуго» появляется все больше и больше рассказчиков, таких как Кацура Кайси, которые говорят по-английски. Среди них — двуязычная ракугока, а самая известная — Дайан Китиджицу из Осаки, уроженка Ливерпуля, которая влюбилась в ракуго, как только приехала в Японию в 1996 году.

Театр теней

Изначально театр теней появился у древних жителей Китая и Индии 17 веков назад. Позже, с набегами Чингисхана, он вошел в жизнь других азиатских стран. В Японии искусство теней появилось примерно в 16-17 веках, когда театральные представления набирали популярность.

В театре теней ставились небольшие спектакли, отражавшие привычный образ жизни героев, их жизненные переживания и вечные ценности. У каждого региона страны была своя тематика.

Для представлений использовалась особая конструкция — был построен каркас из балок, который затем накрыли легким полотном — это была сцена. Фигуры, которые стали куклами, были довольно примитивными: бумага, кожа, тряпки.

Актеры прятались за сценой, управляя куклами с помощью специальных шнурков или тонких бамбуковых палочек. Свет был направлен на героев, и они отбрасывали тени на белое сценическое полотно. Отсюда, как вы догадались, название театра. Куклы (а точнее, актеры, которые ими управляли) танцевали и пели.

Театр теней — один из самых популярных во многих восточных странах:

  • китайцы воссоздают исторические события;
  • индийцы разыгрывают сцены из священного эпоса «Махабхарата»;
  • турки любят получать удовольствие от комедии и фарса.

Кстати, в одной из статей мы говорили о китайском театральном искусстве — вы можете прочитать это здесь.

С другой стороны, японцы строят свои представления на мифах, легендах, фольклоре и вместе с марионетками играют живых актеров, одетых в черное: такой подход делает японский театр теней наиболее динамичным и реалистичным.

В этом году японский театр теней впервые выступил в России. Произошло это в Ульяновске на фестивале «Японская весна на Волге».

Оцените статью
Блог о Японии