Театр кабуки в Японии: что такое маски Но

История возникновения и развития

Кабуки появился в начале 17 века, а точнее в 1603 году, на месте рождения театра кабуки в Киото. Род начался с Окуни из Идзумо (Идзумо-но-Окуни), родившегося в 1571 году. Окуни был священником святилища Идзумо в префектуре Симанэ. Молитвенный танец, который она исполнила во время своего служения, вдохновил ее на создание собственного стиля, который включал пение, танцы и актерское мастерство.

Окуни была известна своей красотой и танцевальными способностями. Однажды ее отправили в Киото для сбора средств и пожертвований для храма. Именно в это время его выступления привлекали внимание горожан, помимо танцев религиозного характера Окуни показал еще и юмористические сцены о встречах влюбленных. Его навыки начали привлекать большие толпы, и когда пришло время возвращаться в храм, Окуни проигнорировал просьбу настоятелей храма, хотя продолжал присылать деньги. Идзумо-но-Окуни остался в Киото, собирался вокруг своих женщин, маргинализованных от общества, и учил их танцевать. Уже в 1604 году на территории храма Китано была построена сцена для выступления компании Окуни.

Поскольку в театре были только женщины, все роли, как женские, так и мужские, играли женщины. Репертуар кабуки в основном состоял из комических сцен из повседневной жизни. Постепенно спектакли становились все более популярными, аналогичные компании стали появляться и в других городах.

Художники кабуки не отличались скромностью и пользовались большим спросом у мужского населения; В представлениях участвовали не только простые люди, но и люди самурайского сословия. Кабуки стал обычным развлечением в районе красных фонарей Эдо. Здесь всегда можно познакомиться с известными актерами, послушать новую захватывающую музыку, увидеть последние модные тенденции. Классовые границы стирались на фоне выступлений онно-кабуки, но часто возникали столкновения и драки, а государственные деятели тоже были втянуты в скандалы. Все эти беспорядки привели к тому, что в 1629 году сёгунат запретил онно-кабуки (женские кабуки), предполагается, что помимо возмутительной репутации театра, сёгунат был обеспокоен тем, что комедии покроют жизнь простых людей.

На смену женскому кабуки пришли молодые люди, которые быстро овладели мастерством своих предшественников и дополнили выступления акробатикой, изменился характер выступлений и перешел от направления танца к драматическому искусству. Но поскольку моральная сторона театра кабуки не изменилась, в 1652 году выступление молодежи на сцене было запрещено. Учитывая большую популярность театра, его нельзя было закрыть и на сцене стали играть зрелые мужчины, появился новый вид кабуки, более утонченный и стилизованный — огненный кабуки (rogue kabuki). До этого момента в театре еще не использовались литературные произведения, и он был призван показать красоту и мастерство исполнителей. С уходом из кабуки молодых актрис и актеров только сюжет комедии мог спасти театр, поэтому театральное действие быстро стало наполняться литературными произведениями.

театр кабуки

Театр Кабуки процветал до 18 века, но позже интерес публики к театру пропал. В эпоху Мэйдзи (1868-1912) Япония была вынуждена открыться миру, это было время больших перемен во всех сферах японской жизни, и театр кабуки не был исключением. С появлением всего европейского ему угрожает реальная перспектива уничтожения. Морита Каня, владелец большого театра в Эдо, сделал реконструкцию театра в европейском стиле, попросив помощи у всех связей, заставил императорскую чету участвовать в кабуки, театр в глазах публики поднялся на ступеньку больше вверх.

В период с 1912 года до Второй мировой войны, несмотря на разрушения из-за сильных землетрясений, кабуки успешно продолжал свою деятельность, а также гастролировал за рубежом.

После войны оккупационные власти признали театр кабуки недемократическим и поставили ряд суровых условий для его существования. Большинство пьес было запрещено, количество новых пьес ограничено, и необходимо было предоставить перевод на английский язык. Большинство известных актеров кабуки погибли или погибли во время войны. Театр переживал тяжелые времена, несмотря на столь плачевную ситуацию, уже в сентябре 1945 года труппы начали давать спектакли. Японское правительство, как могло, поддерживало и помогало традиционным театрам.

Грим театра Кабуки

Цвета макияжа в театре Кабуки наполнены символическим смыслом. Например, если актер играет молодого человека, он закрашивает лицо белой краской. Чем старше персонаж, тем более темным должно быть его лицо. Мужественность отражается в полосах на щеках и лбу.

Нюансы персонажа помогают передать каноны Кумадори. В каноны входят разные оттенки красного и синего, а также черного. Красный символизирует смелость и преданность делу, черный — возвышенность и наличие сверхъестественных способностей. Оттенок синего отражает приверженность злу.

Женские роли в Кабуки до сих пор доверяют актерам-мужчинам. Однако из-за тщательного макияжа и актерской игры зрители могут этого не осознавать.

Макияж наносится в несколько этапов:

  • волосы собраны в тугой пучок на затылке;
  • белый наносится на лицо и шею. Рисовая мука используется как белая. Белила цинка иногда использовалась в театре, но после нескольких случаев отравления актеров эта практика прекратилась;
  • тонкой кистью краска наносится на губы и глаза. Если во время действия актер высунет язык, то на него тоже можно нанести краску;
  • белый цвет покрывает все открытые части тела актера;
  • на голову надевается парик;
  • на лицо наносятся полоски традиционных оттенков. Эти полоски показывают характер героя, опытные зрители могут даже «прочитать» историю жизни персонажа по рисунку на лице. Иногда актеры молча наносят эти полосы на лицо во время спектакля, что подчеркивает меняющийся характер персонажа.

Особенности Кабуки

Изначально актеры Кабуки представили публике затейливые танцы с музыкальным сопровождением. Сюжет появился позже в спектаклях. В наши дни искусство Кабуки — это очень сложный актерский грим, замысловатые костюмы и экстравагантные парики.

Актеры на сцене исполняют преувеличенные и преувеличенные действия, что является одной из основных характеристик жанра. Это связано не только с традициями театра, но и с тем, что в пьесах персонажи говорят на одной из древних форм японского языка. Иногда их не понимают даже жители Японии.

Конкретные движения помогают зрителям понять, что происходит на сцене.

«Соучастие»

Еще один интересный аспект постановки театрального представления кабуки — отсутствие привычной для европейского театра стены между актерами и зрителями. Кабуки характеризуется так называемым «соучастием», без которого театр потерял бы часть своего очарования. Исполнение кабуки просто невозможно представить в изолированной форме, зритель на протяжении всего спектакля участвует в общении с актерами, обычно это происходит в форме одобрительных возгласов (какегое), слов похвалы (хомекотоба) и приветственных обращений актерам из зала. Это вовлечение сильно отличается от вовлечения публики в классический и современный европейский театр.

Еще более непонятным может показаться, что искусство исполнения кабуки основано на искусстве паузы (ма). Более того, пауза не имеет ничего общего с временной организацией драмы и психологическим состоянием персонажей, это автономный способ самовыражения. А что может выразить обычная пауза? В момент перерыва каждый участник спектакля имеет возможность физиологически осознать красоту, проявленную в произведении искусства.

Дело доходит до того, что для публики паузы становятся более привлекательными, чем сами действия на сцене. Можно сказать, что все в драме кабуки служит именно для создания этих пауз. Неотъемлемой частью кабуки является танец как искусство, которое условно может представлять красоту. Поэтому основная идея любой игры кабуки — это именно представление красоты деталей, переходов, эмоций. Все это, конечно, происходит из восточного образа мышления.

Паскаль однажды сказал, что «даже в комедии добродушные сцены, сцены, которые не страшны» не имеют значения. Такое видение сущности драмы совершенно неприменимо для японского театра кабуки, который направлен на переживание радости, на представление красоты, на добродушное общение. Поэтому всему, что хоть в какой-то мере вызывает страх, нет места на театральной сцене. Утверждение Гауптмана о том, что спектакль определяется пьесой, а актеры — марионетками, никоим образом не характеризует кабуки.

Здесь все как раз наоборот. Не игра на сцене требует игры, а игра требует создания шоу, в котором исполнительское искусство может быть проявлено более полно. Одним словом, не актер для комедии, а комедия для актера. Поэтому текст пьесы нельзя брать и читать в книжном формате. Текст пьесы кабуки представляет собой схематический план, предполагающий обязательную импровизацию актеров и направленный на создание для зрителя определенного эффекта от увиденного. Поэтому игры кабуки можно только смотреть, но не читать.

Театр немых сцен

Чаще всего спектакль кабуки строится на основе пантомимы и представляет собой набор определенных поз, движений, канонических сцен, которые выходят и покидают сцену под аккомпанемент музыки. Иногда эти сцены слабо связаны и разыгрываются только для демонстрации безупречной актерской техники. Такие сцены могут показаться европейскому зрителю абсолютно абсурдными, но именно они доставляют наибольшее удовольствие японскому зрителю, которому не нужен сюжет, взятый из реальной жизни. Такие термины, как драма, конфликт, мимесис и т.д., не применимы к кабуки. Актерское мастерство также имеет специфический характер, отличный от европейского, поскольку выходит за рамки сценического дискурса. То есть игра японских актеров начинается, когда заканчиваются слова. Актер проявляет себя как актер именно во время титров, когда ему не нужно произносить текст.

Японские актеры также могут «играть» в немых сценах, когда, например, им нужно смотреть друг другу в глаза, пытаясь скрыть истинные чувства, не показывать боль разлуки, нечаянно сломать опору из дерева самбо при наводнении гнев и так далее репрезентации кабуки, надо сказать, что здесь доминирует формалистическая кампания, призванная произвести максимальное впечатление на зрителя. Для драматурга кабуки важнее всего не литературный талант, а талант художника, ведь работа автора — создавать образ, яркий и эмоциональный.

Дизайн театра кабуки, от декораций и костюмов до композиции и представления, может произвести впечатление примитивного, приземленного, неоригинального и даже бессмысленного. Однако такие оценки дает только европейский зритель, знакомый с театральным искусством произведений Ибсена, Чехова, Шоу, Брехта и многих других столпов драмы. Кабуки — это перформанс, в котором можно полностью погрузиться, только отказавшись от привычных взглядов и взглянув на искусство глазами человека из другой культуры.

Зрительный зал

Сцена театра Кабуки выглядит необычно для европейского зрителя. Это длинная деревянная площадка, тянущаяся через зал.

Сценарий, который называют одой, довольно сложен. Это могут быть площадки со ступенями, люками и стенами, а также вращающиеся ширмы. Благодаря этому можно создавать всевозможные эффекты, например внезапные исчезновения или появление персонажей.

Все объекты на сцене должны быть меньше, чем их размер в реальной жизни. Они действуют как символы и не должны отвлекать внимание зрителя.

Актеры выходят из ханамити, особого здания, расположенного с левой стороны платформы. Ханамичи используется для достижения драматического эффекта, например, чтобы передать трагедию разлуки персонажей. В переводе с японского «ханамити» означает «тропинка цветов».

Сцена кабуки

Сцена имеет специальное устройство. Деревянная платформа ханамити простирается от левого края сцены через весь зал. Ханамичи используется как для прихода и ухода актеров со сцены, так и для постановки некоторых моментов шоу. Также в кабуки впервые в мире была использована вращающаяся сцена. Очень важное место занимают украшения под названием одоу. Площадка с тремя ступенями на сцене может быть местом командира, лавкой купца или гардеробом куртизанки, в зависимости от сценария, который на ней установлен. Украшения и посуда намеренно уменьшены до полного размера, чтобы повысить ценность для актеров.

Фото сцены театра Кабуки

Сцена

Персонажи Кабуки

Героев выступления можно разделить на несколько категорий:

  • «Татьяку» — смелый и благородный молодой человек, который может быть воином или героем, влюбленным в красивую женщину;
  • Катакияку — антагонист оперы. Противостоять главному герою, он отличается хитростью и хитростью. Иногда Катакияка оказывается положительным персонажем, который в силу обстоятельств вынужден совершить беспристрастный поступок;
  • Докеката — комик, который добавляет юмора к действию и заставляет публику смеяться;
  • «Кояку» — персонаж, роль которого играет ребенок;
  • «Оннагата» — собирательное название всех женских образов. Это может быть мудрая старуха или молодая девушка, воин или невеста одного из персонажей.

Внешний вид каждого персонажа имеет символическое значение. Зритель по позам, оттенкам, использованным в макияже, а также положению рук должен сразу угадывать характер героя и его место в грядущей комедии.

Виды постановок

В Кабуки можно увидеть три типа представлений:

  • Дзидай-моно. Эти пьесы охватывают период с 15 по 17 век и обычно посвящены какому-то историческому событию, которое произошло на самом деле. Дзидай-моно рассказывают о деяниях великих воинов и имеют трагичный цвет;
  • Сева-моно. В основе спектаклей — сюжет о благородном герое, куртизанке, сражающейся за свою любовь и соперницу;
  • Сесагото. Показывает, в каком музыкальном сопровождении выходит на первый план. Их сюжет обычно прост. В нем рассказывается история двух влюбленных, которые по воле обстоятельств не могут быть вместе. В конце шоу герои кончают жизнь самоубийством. Комедии Сесагото долгое время были под запретом в Японии, так как некоторые молодые люди брали пример с главных героев.

Знаменитые пьесы театра кабуки

К самым известным комедиям кабуки относятся:

  1. Канадехон Чу: шингура (「仮 名手 本 忠臣 蔵」 か な で ほ ん ち ゅ ら). Вышеупомянутая легенда о мести 47 ронинов из Ако за смерть своего хозяина.
  2. Ёсицунэ Сенбон Закура 経 千 本 桜 」- よ し つ ね せ ん ぼ ん ざ く ら). Пьеса была написана в 1747 году для кукольного театра бунраку Такэдо Идзумо II, Миёси Сё: раку и Намики Сенрю: I. Год спустя пьеса была адаптирована для постановки в театре кабуки. В произведении рассказывается о военных действиях Гемпея, столкновении между кланами Тайра и Минамото, вражде братьев Ёсицунэ и Ёримото из клана Минамото, установлении мира.
  3. Sugawara Denju Tenarai Kagami 伝 授 手 習 鑑 」- す が わ ら で ん じ ゅ な い か が み). Игра рассказывает историю жизни известного ученого, поэта, государственного деятеля второй половины IX века в Японии Сугавара-но Митидзане (845–903), изгнанного из Киото злодеями из клана Фудзивара. Его смерть вызвала в столице серию бедствий. Впоследствии Сугавара-но Митидзане была обожествлена ​​как Тендзин, божество и покровительница знаний, обучения, поэзии.

Уникальность театра кабуки заключается в его абсолютной оригинальности. И помимо перечисленных особенностей перформанса, музыкального искусства и танца, сценической аранжировки, особенностей макияжа и фактур, кабуки — это, прежде всего, удивительный японский символизм. Сильно стилизованные движения актеров призваны передать определенные значения сюжета, эмоций и поведения персонажа. И это чрезвычайно важная составляющая искусства кабуки, поскольку в представленной на сцене символической стилизации умело воплощены древнейшие формы японского драматического действия, возможно, далеко не все японцы могут понять все оттенки. Поэтому для получения большего эстетического удовольствия и понимания происходящего перед тем, как решиться на посещение театра кабуки, лучше хотя бы в общих чертах ознакомиться с историей театрального действа, на которое вы собираетесь отправиться.

В ноябре 2005 года японский театр кабуки был внесен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества.

Кабуки в наши дни

В большинстве современных трупп кабуки играют мужчины. Есть несколько женских трупп, но им не удалось достичь того мастерства, которое актеры-мужчины оттачивали на протяжении четырех веков.

интересно, что в театре обычно выступают представители династий Кабуки. Это искусство достаточно закрытое, и людям, не принадлежащим к какой-либо династии, нелегко стать актерами. Дети начинают участвовать в играх с раннего возраста, постепенно перенимая опыт родителей. Это позволяет раскрыть актерские таланты и изучить все тонкости театра, которым не учат ни в одном учебном заведении.

Актеры кабуки известны в Японии: их часто приглашают в телешоу и играют роли в игровых фильмах.

А в 1975 году публике театра стали предлагать наушники, позволяющие понять, что происходит на сцене. В результате интерес иностранцев к традиционному японскому театру стремительно рос. В 2005 году в Японии был снят первый фильм Кабуки. А в 2002 году был установлен памятник основателю театра, танцовщице и актрисе Окуни.

Кабуки — один из самых ярких примеров японской культуры. Оригинальный и необычный, загадочный и богатый множеством символов, он словно отражает саму душу Страны восходящего солнца.

Кукольные спектакли

Кукольный театр Бунраку в Японии признан одним из самых сложных исполнительских видов искусства в мире. Персонажем могут управлять до трех актеров.

Точность движений марионетки, правдоподобная походка, идеальная координация действий персонажей, искусство рассказчика и музыкальное сопровождение совершенствовались из поколения в поколение.

Представление бунраку было впервые дано в Осаке в 1684 году. В этих представлениях один кукловод управлял ногами главного героя, другой — левой рукой, а третий — головой, лицом и правой рукой. Актеру-бунраку требуется около десяти лет постоянной практики, чтобы марионетка, находящаяся под его контролем, могла ходить как человек, и еще десять лет, чтобы научиться двигать ею левой рукой. Только после этого можно переходить к лицу и голове. Кукольники часто появляются на сцене в черных масках. Им помогает Таю, актер, озвучивающий всех персонажей и выступающий в роли рассказчика.

И наконец, что не менее важно, спектакль — это музыкальное сопровождение. Обычно это сямисэн в сопровождении полного оркестра сякухати флейт, струнного инструмента кото, а иногда и барабанов тайко.

Иностранные туристы обычно посещают Национальный театр Бунраку в Осаке и Национальный театр Токио. Здесь можно посмотреть отдельные выступления с помощью аудиогида, который переводит стихи и диалоги на несколько языков.

Живая музыка — важная часть театрального представления

Но и кёгэн

Жанры Но и Кёгэн дополняют друг друга.

Но — старейший и самый серьезный вид японского театра. Его название происходит от слова, означающего «умение, талант». Музыка играет важную роль в спектаклях. Главный актер во время спектакля носит маску, которая помогает раскрыть подробности его истории. Выступления Кёгена изначально давались между актами и основывались на диалогах и комических элементах. Вместе но и кёгэн были известны как театр ногаку.

История театра Но началась в 8 веке, но современную форму приобрела в 14 веке благодаря актеру и сценаристу Каннами и его сыну Дзэами. Многие из написанных ими сегодня пьес составляют важную часть репертуара Но, который включает около 250 сюжетов.

Театр Но процветал в период Эдо (1603-1867) и даже раньше. Феодалы по всей стране содержали собственные труппы и самостоятельно изучали театральное искусство. В эпоху Мэйдзи (1868-1912) Но попал в немилость и выжил благодаря тому, что многие актеры пользовались поддержкой частных покровителей. Сегодня он снова популярен и признан важной составляющей национального наследия Японии.

Пьесы Но делятся на пять категорий: о богах, воинах, красивых женщинах, сверхъестественных существах и персонажах нашего времени. По традиции шоу-программа Но на целый день началась с ритуального выступления Окина Самбасо. Затем последовали представления всех этих типов, и между ними разыгрывались сцены кёгэн.

Спектакли Но обычно длятся очень долго. Летом в провинциальных городах часто проводят короткие шоу на открытом воздухе. Токийский национальный театр Но и подобные заведения в Осаке и Нагое регулярно ставят спектакли, многие из которых с переводом. Несколько школ Но имеют свои собственные постоянные местоположения, в том числе в Киото и Наре. Муниципальные и префектурные спектакли проходят по всей стране, хотя лишь немногие предлагают переводы для иностранной аудитории.

Гейши и майко овладевают искусством исполнения традиционной музыки и танцев

Что это?

Театр Но построен вокруг пения и танцев. Движение медленное, язык поэтичный, тон монотонный, костюмы насыщенные и тяжелые. Сюжеты обычно берутся из легенд, истории, литературы и современных событий. Темы часто относятся к снам, сверхъестественным мирам, призракам и духам.

Место действия

Но исполняется на квадратной сцене с крышей, поддерживаемой колоннами по четырем углам. Все стороны сцены открыты, кроме задней, которая представляет собой стену с крашеной сосной. Мост проходит под косым углом к ​​сцене, чтобы артисты могли выйти на сцену. Раньше Но обычно исполняли на открытом воздухе, но современные закрытые театры также стали обычным явлением в последнее время.

Роли

Все художники в Но — мужчины.

  • Дерьмо. Дерьмо — главный герой, главный герой. В зависимости от пьесы дерьмо может выступать в роли старого гуру, божества, демона, духа или живого человека. Его движения выражают разные настроения.
  • Ваки — актер второго плана. Ваки играет роли священника, монаха или самурая. В отличие от Шите, ваки всегда представляют живых людей.
  • Хаяши — музыканты. Четыре музыканта аккомпанируют флейте (фуэ), плечевому барабану (коцузуми), бедренному барабану (оцузуми) и палочному барабану (тайко).
  • Дзютай — хор. Хор сидит слева от сцены и помогает Шайт рассказывать историю.
  • Кукен — сценическая команда. Одетые в черное посетители сцены не участвуют в представлении, но помогают исполнителям различными способами, например, вручают им реквизит.

Маски

Выставка без масок в деревне Садо Но
Выставка без масок в деревне Садо Но

Один из ключевых элементов Но — маски, которые носит дерьмо. Они рассказывают публике, какого персонажа играют. Часто используемые маски изображают демонов и духов, а также женщин и мужчин разного возраста. Маски вырезаны из блоков японского кипариса. Их трехмерные свойства позволяют опытным актерам вызывать различные выражения с изменением ориентации головы.

Костюмы и реквизит

Костюмы состоят из нескольких слоев и фактур, создающих эффект великолепной элегантности, а также объемной и массивной фигуры. Выразительность придает реквизит, в первую очередь складной веер. Закрытый, частично закрытый или открытый веер может представлять собой любой объект в зависимости от его формы и обращения, например кинжал или фонарь.

Kyogen

Кеген — это комические пьесы, исполняемые между основным исполнением Но. Они используют сатиру и остроумные шутки и часто исполняются ритмичным языком, а иногда и преувеличенным действием, чтобы вызвать смех у публики. Большинство комедий кэгэна длятся от 15 до 20 минут с участием двух или трех актеров. Сюжеты обычно связаны с историями, которые развиваются в повседневной жизни, например, мужчины выражают желание найти жен или крестьяне молятся о счастье.

Kyogen
Kyogen

Все виды исполнительского искусства

Гейши и их ученики майко принимают участие в музыкальных и театральных представлениях в чайных и специализированных заведениях, таких как Гион Хатанака в районе Гион Киото. Они также выступают на светских мероприятиях в разное время года. В Токийском национальном театре, а также на различных церемониях в храмах и святынях вы можете послушать музыку дворца гагаку.

В начале 20 века стало популярным современное японское драматическое искусство, в том числе шингеки, экспериментальная адаптация западных театральных традиций. После войны комедии стали более сложными, сочетая в себе многие принципы классического но и кабуки с современными западными театральными формами.

Оцените статью
Блог о Японии