- Познай Японию
- Откуда берутся Ёкай?
- Оборотни
- Кицунэ
- Тануки
- Бакэ-нэко
- Описание
- Все кошки станут бакэнэко?
- Нэкомата – разновидность бакэнэко
- Горные нэкомата
- Домашние нэкомата
- Сэнри
- Умения, силы и способности
- Мифы и легенды о Бакэнэко
- Народные поверья и приметы
- За пределами Японии
- Бакэнэко в современной культуре
- Они
- Аякаси
- Мононоке
- Цукумогами
- Сютэн-додзи
- Отороси
- Икучи
- Микоси-нюдо
- Гасадокуро
- Аккорокамуи
- Ямата-но-Ороти
- Катакираува
- Юки-онна
- Татуировки с изображением масок
- Кому можно и не следует делать тату с изображением японских демонов
Познай Японию
Японские любовные истории о ёкаях. Время от времени в японских фильмах, аниме и манге мы встречаем понятие «ёкай», и иногда это могут быть совершенно безобидные животные-оборотни, иногда таинственные призраки, а иногда даже неизвестные злые монстры. Ёкаи такие разные! Как понять кто я? Хорошие они или плохие?
Иногда среди ёкаев бывает много веселья, как в аниме «Интересная жизнь в доме ёкаев
Первоначально «ёкай» было названием энергии, которая пронизывает все живое и неживое, заставляя их проявлять необъяснимые свойства — так назывались сами свойства. Эта энергия была опасна, как тайфун, молния или землетрясение. Однако со временем понятие значительно сузилось и стало применяться к имени сверхъестественных существ.
Само слово «ёкай» является японским произношением китайского слова «яо гуай» и написано теми же символами (妖怪). Первый иероглиф означает «волшебное, чудесное, сверхъестественное», а второй — «странное существо, призрак». В общем, пока это лучшее объяснение этого явления: странное сверхъестественное существо.
Юки-онна, снежная баба. Героиня многочисленных ёкайских легенд
Спектр сверхъестественных существ в Японии очень широк, но каждое из этих существ имеет свой очень ограниченный набор качеств. Некоторые ёкаи живут только в реках и никогда не в морях (и не являются божественными хранителями ками!), Другие обитают на обочинах лесных тропинок и никогда не подходят близко к человеческому жилищу, а третьи обычно появляются только в определенное время год. Те из ёкаев, которые привязаны к месту, называются «бакемоно» — вероятно, ближайшим европейским аналогом таких существ является домовой или гоблин. Но есть и те, кто привязан к какому-то человеку и больше похож на привидение или привидение — их называют «юрэй».
Юрей пугает мужчину
Изначально ёкаи не предназначались для причинения вреда людям. Во всех легендах о ёкаях человек случайно вторгается на территорию ёкаев и, если он плохо себя ведет, может пострадать от этого.
Ёкаи — дети полумрака, поэтому момент их появления (сумерки) звучит как «Оумага Доки», буквально «момент встречи с демоном». Или, как в аниме «Твое имя» — «катаваре-доки», что на диалекте означает что-то вроде «время встречи с тем, кто тебя спрашивает» (некоторые ёкаи любят спрашивать имя прохожего -когда встретимся).
У каждого уважающего себя японского фольклориста есть своя классификация ёкаев. Как написал Икеда Ясабуро в своей книге Nihon no Yurei (日本 の 幽 霊 — Призраки Японии) «Действительно, духовный мир слишком сложно классифицировать; любые правила или различия, которые вы определяете, немедленно уничтожаются».
Но мы все же попробуем выделить несколько более общих групп.
Откуда берутся Ёкай?
Сто монстров. Торияма Сэкиэн,
Музей Метрополитена
Ёкаи веками существовали в японском фольклоре, но именно в период Эдо (17-19 века) они стали широко использоваться в искусстве. Неслучайно их появление на переднем крае художественной культуры началось в то время, когда были широко распространены печатные станки и издательские технологии.
Одним из первых примеров искусства ёкаев был Хякки Ягё-цзы, свиток XVI века, изображающий стаю японских монстров. Это послужило основой для первой японской энциклопедии персонажей ёкаев, благодаря работе гравера 18 века Торияма Сэкиена. Используя новейшие технологии печати на дереве, Сэкиен смог массово производить иллюстрации ёкаев в своих каталогах парада монстров.
Сколько существует ёкаев? Эта серия была известна как серия «Ghazu Hyakki Yagyo», что означает «иллюстрированный ночной парад сотни духов», хотя в этом контексте «сто» означает очень много! Эти три текста иллюстрируют более двухсот японских демонов, каждый со своим кратким описанием и комментарием.
Сёкуин ста монстров Торияма Сэкиэн,
Музей Метрополитена
В своей третьей книге «Конджаку Хякки Шуй» (дополнение к сотне демонов настоящего и прошлого) Сэкиен черпает вдохновение в китайской мифологии. В нем рассказывается о духе по имени Секин, который бродит по пурпурной горе Нанкин. Он появляется в виде красного дракона с человеческим лицом, возвышающегося над горой высотой в тысячу метров.
Киёхимэ из сотни монстров Торияма Сэкиэн,
Музей Метрополитена
Многие работы Сэкиена могут показаться знакомыми поклонникам современных японских фильмов ужасов. Его иллюстрация Киёхимэ, женщины, которая влюбилась в священника и превратилась в ужасающего змея-демона из ярости безответной любви, является ярким примером стиля, который вдохновил многих художников ужасов.
Это не просто повторение старой знакомой истории о мстительном привидении, которую мы привыкли видеть. Это искажение и трансформация того, что когда-то было знакомо и знакомо читателю, в чуждое и устрашающее. Смешивая естественное с неестественным, женщину и змею, Секьен лишает читателя чувства безопасности, заражая то, что раньше считалось нормальным.
Оборотни
Три самых популярных оборотня в Японии — это кицунэ (лисы), тануки (енотовидные собаки) и бакенеко (кошки). Но есть также оками (волки), тенгу (вороны), каппа (лягушки или черепахи) и милые существа, такие как цуру. Цуру — журавли, которые редко превращаются в людей, но в человеческом обличье они очень нежные, милые и красивые существа с всеобъемлющей внешностью.
Кицунэ
Девятихвостая белая лисица Кицунэ
Кицунэ (狐) — лис-оборотень, самый популярный оборотень в Японии, которого вы наверняка встречали не в одном фильме! Теперь этот образ настолько сложен, что сами фольклористы часто не говорят вам кицунэ: это ёкай или ками? Дело в том, что современный образ лисы-оборотня сформировался из коренного японского верования, которое характеризовало лису как атрибут Инари-ками (божество смеха, изобилия и мирского успеха), и из китайской традиции, считающей лисиц быть демоническими оборотнями. Сейчас традиции настолько переплелись, что Инари часто изображают в виде лисы кицунэ.
Статуя Инари
Кицунэ не появляется ниоткуда — изначально она обычная лисица, которая познает свою сверхъестественную мудрость по достижении определенного возраста (обычно должна дожить до ста лет). Под видом лисы кицунэ отращивает новый хвост каждые сто лет, и как только их девять, лисица становится белой (или серебристой) кюби-но кицунэ («девятихвостая лиса») и получает силу, бесконечную интуицию. В человеческом обличье кицунэ очень часто принимает обольстительную красоту. Ну или красивый молодой человек.
«Очень мило, боже» / Ками-сама Хаджимемашита
Это не означает, что кицунэ однозначно хорошие или однозначно злые. В фольклоре это довольно хитрые обманщики, которые используют свои магические силы в шалостях. Но если они разозлятся, они могут представлять серьезную опасность для человека. Однако в европейском фольклоре Хитрый Фокс тоже обманщик, хотя и без сверхспособностей. В человеческой форме кицунэ может скрещиваться с людьми. Существует целый пласт легенд, в которых безумно влюбленный молодой человек через много лет после женитьбы обнаруживает, что его возлюбленная — кицунэ, и страдает от этого факта. Потомкам браков между людьми и кицунэ обычно также приписываются особые физические и / или сверхъестественные свойства — кстати, считалось, что знаменитый онмёдзи Абэ-но Сэймэй был сыном человека и кицунэ.
Дождь, падающий с ясного неба, называется «кицунэ-но йомейри» или «свадьба кицунэ».
Тануки
Тануки с кувшином саке
Тануки (狸) — оборотень, который превращается в енотовидную собаку. В отличие от кицунэ, тануки — хорошие матрасы. Считается, что Тануки большие поклонники саке, поэтому, если вы хотите приготовить хорошее саке, оно не сработает без его присутствия. По этой же причине фигурки тануки, иногда довольно большие, украшают многие питейные заведения. Существует поверье, что если кусок золота обернуть в кожу тануки и побить, он значительно увеличится в размерах. Благодаря этому тануки почитают не только как покровителя питейных заведений, но и как покровителя коммерции. Особенно много историй о тануки встречается на острове Сикоку из-за отсутствия на этом острове лис (легенда объясняет это тем фактом, что в прошлом все лисы были изгнаны с острова основателем школы. Буддист Сингон, монах Кукай).
Бакэ-нэко
Демон-кот
Бакэ-нэко (化 け 猫) — демонический кот. Согласно японскому фольклору, любой кошкой, прожившей более тринадцати лет, с весом 1 кан (3,75 кг) или с длинным хвостом, может стать бакэ-нэко. Однако чаще всего бакэ-нэко оказывается духом мертвой женщины, которая использует кошачью магию, чтобы отомстить мужчине, за которого она умерла. Поначалу это может быть приятно, но последний ответ ужасен: кошка пожирает людей, которые ей не нравятся.
А в Японии Женщина-кошка выглядит так!
Кавайная тупость, не предвещающая опасности
Образ женщины бакэ-нэко со временем из грозного мстителя превратился в совершенно безобидное существо и сейчас является одним из самых популярных образов для косплея — и вы подумали, куда делись все эти бесконечно милые чаны с некоторыми кошачьими ушками.
Описание
В японском фольклоре указано, что любая кошка может превратиться в волшебное существо, если проживет более 13 лет, весит 3,75 кг и более и имеет длинный хвост. Достаточно одного условия, чтобы превратиться в мистическое существо. Если длиннохвостый зверь становится демоном, хвост разделяется на две части. У такого существа есть свое название — некомата. Силы оборотня велики: бакенеко создает огненные шары, ходит на двух ногах, воскрешает мертвых, прыгая на труп. Если хозяин разозлит животное, бакенеко съест его и примет форму.
Загадочные оборотни
Отдельная любопытная часть мифологии — рассказ о некоматах. Этот демон с раздвоенным хвостом пришел из Китая, мифы распространились по японским островам. Считается, что ёкаи живут не только в человеческих домах, но и в горах. Такие некоматы дикие и особенно сильные. Предположительно, эта история уходит корнями в ветеринарную медицину — давно известно, что животные могут заразиться бешенством. В Японии ужасные болезни называют «болезнями некомата». Предполагается, что легенда о екае восходит к впечатлениям древних, когда они наблюдали, как кошки заболевают от ярости.
Трехцветные кошки встречаются чаще, чем бакенеко. Подобно оборотням, они чаще превращаются в женщин, чем в мужчин. Иногда бакенеко — это дух мертвой женщины, жаждущей мести. Ёкаи нередко собираются в стаи, чтобы предоставить лидеру все возможности для мести.
Екай
Бакенеко иногда помогает людям, но они хитры и хитры, делают только то, что полезно для себя. Иногда они принимают форму невероятных красоток и приглашают путешественников к горным источникам. Те, кто соглашаются, становятся кошками и не могут вернуться в человеческий мир.
Все кошки станут бакэнэко?
Итак, чтобы стать бакенеко, кошка должна соответствовать одному из следующих условий:
- достижение очень важного для рождения ребенка возраста (по проверенным источникам это 13 лет и старше)
- вырасти до нужных размеров, диета — наше все! (вес кошки должен составлять 1 кан, что составляет 3,75 кг)
- иметь чертовски длинный хвост (если демоны ударяют, как говорится, через хвост, он со временем раздваивается, такое бакенеко называется некомата по-японски — «раздвоенный кот»)
Интересный факт: одно время, в 17 веке, все кошки, пойманные на месте преступления из миски с ламповым маслом, считались бакенеко.
Нэкомата – разновидность бакэнэко
Некомата — это существо, имя которого имеет три расшифровки: «снова кошка», «кошка с двойным хвостом» или случайное использование последнего иероглифа, созвучного устоявшемуся слову. Японская культура тесно связана с географическими особенностями, поэтому этот термин может быть связан с широким распространением обезьян в высокогорье.
Волшебный горный кот появился в Китае. В Японии он встречается в «Записках ясной луны»: предположительно, в 1233 году в Нанто демон проглотил нескольких жителей. Горные некоматы имеют кошачьи глаза и удлиненное, как у собаки, тело. «Записки от скуки» рассказывают, что существа живут глубоко в горах. Сказки Ночного Дозора описывают способность демонов превращаться в людей. На протяжении веков люди представляли себе самую большую некомату: в 1749 году они записали историю о поимке экая, размером с кабана. В 1775 году Вакун-но сиори описал йекаи, сопоставимые по размеру с леопардами, а в 1809 году Гуизо обозначил длину тела 2,8 метра. Якобы легенды связаны с нападением на людей больших диких кошек в районе Фукусимы.
Демон-кот
Домашние кошки-оборотни впервые упоминаются в коллекции «Кокон Темонсю». В нем рассказывается, как животное, жившее в доме на краю обрыва в горах, схватило меч-страж и убежало с ним. Хотя хозяева погнались за животным, коту удалось спастись. В период Эдо считалось, что старые домашние кошки превращаются в ёкаев, поэтому они недолго держали животных. Современные исследователи установили, что легенда связана с тем, что у старых кошек свисающая со спины кожа создает иллюзию второго хвоста.
Некомата
Для японцев кошки ассоциируются со смертью, поэтому в прошлом с животными обращались жестоко. Считалось, что клан убийц кошек подвергся проклятию на протяжении 7 поколений. Считалось, что кошки ёкай опаснее других оборотней. Они плотоядны, издалека пахнут гнилью и не боятся мертвецов. Считалось, что сила ёкаев зависела от жестокости, с которой обращались с живым зверем. Чтобы не превратиться в демона, кошкам отрезали хвосты.
Горные нэкомата
Первые некоматы зафиксированы в китайских источниках. Во времена династии Суй символы 猫 鬼 (маогуй, кошка-оборотень) и 金花 猫 (цинхуа мао, золотая кошка) использовались для обозначения таинственных кошек. В японской литературе некомата впервые появляется в Мейгэцуки (Meigetsuki, 明月 記) из Фудзивара-но Тейка в ранний период Камакура. Говорят, что в ночь на август 1233 года в Нанто (префектура Нара) Некомата убили и съели несколько человек. Некомата описывается как горный зверь: согласно тексту «Записок Ясной Луны», «у них кошачьи глаза и длинное собачье тело». В «Записках о скуке» Ёсида Кенко в конце Камакура (около 1331 г.) написано, что «в глубине гор есть такое существо, которое называется кот-оборотень. Оно ест людей».
Также в сборниках кайдана «Сказки ночного дозора» (Tonoigusa, 宿 直 草) и «Сказки, рассказанные Сорори» (Sorori Monogatari, 曾 呂利 物語) некомата прячутся в горных ущельях и превращаются в людей там 3 4. В фольклоре есть много историй о некоматах, живущих в горах. В последующей литературе характеристики некомата меняются: они становятся крупнее. Согласно Новому сборнику известных рассказов (Шин Чомондзю, 新 著 聞 集, 1749), некомата размером с кабана была поймана в горах провинции Кии. В «Руководстве по чтению китайских иероглифов на японском языке» (Wakun no shiori, 倭 訓 栞, 1775) написано, что их рычание эхом разносится в горах, а сами они размером с львов и леопардов. В Гуизо (寓意 草, 1809) длина некомата, держащего собаку между зубами, составляла около 2,8 метра 5. Хотя размер некомата явно преувеличен, большие кошки, нападающие на людей, на самом деле были замечены и пойманы в префектуре Фукусима.
В провинции Этчу (ныне префектура Тояма), на горе Некоматаяма, согласно легендам, живут Некомата, которые обманывают людей, принимая человеческий облик, и пожирают их.
Домашние нэкомата
В «Известных историях древности и современности» («Кокон чомонсю», 古今 著 聞 集, c. 12454). Есть история о том, как старый кот, выросший в доме у обрыва, схватил между зубами секретное сокровище — защитный меч и убежал. Люди гнались за котом, но он прятался, и мысль о том, что кот превращается в монстра, не покидала их губ. В вышеупомянутых «Записках от скуки», помимо некоматы, спрятанной в горах, также упоминаются кошки, которые вырастают, становятся оборотнями, а затем похищают людей, чтобы съесть их 7.
В период Эдо было широко распространено мнение, что домашние кошки по достижении определенного возраста становились некоматами, а горные некоматы — домашними кошками, сбежавшими в горы. В результате этой гипотезы японцы по всей стране были убеждены, что кошек нельзя держать в помещении в течение длительного времени.
В «Записках из Павильона мира» («Записки Ансай», «Ансай дзуихицу», 安 斎 随筆) придворный Исэ Садатаке утверждает, что кот, которому уже исполнилось несколько лет, появится с двумя хвостами, и это будет означать, что он стал ёкай некомата. Исследователь периода Эдо Араи Хакусеки подтвердил, что люди того времени были суеверны по отношению к старым кошкам. Что касается раздвоенного хвоста, было высказано предположение, что такая странная отметина появилась из-за кожи старых кошек, свисающей с их спины и производящей впечатление, как будто если у них два хвоста 8.
Загадочные сказки Японии (Yamato kayiki, 大 和 怪異 記), написанные неизвестным автором в 1708 году, рассказывают историю дома с привидениями. Дом принадлежал богатому самураю, и его жильцы не раз были свидетелями происходящих в нем паранормальных событий. Пытаясь положить этому конец, самураи обратились к шаманам и священникам, но никто из них не смог определить источник возмущения. Однажды слуга увидел старую кошку хозяина, несущую сикигами с именем самурая во рту. Сразу же выпустив священную стрелу, слуга ударил кота прямо по голове; а когда кошка лежала мертвой на полу, каждый мог видеть ее раздвоенный хвост, что указывало на ее превращение в некомату. После того, как кошка умерла, в доме больше не происходило странных вещей.
В Японии кошки часто ассоциируются со смертью, поэтому с ними можно было обращаться чрезвычайно жестоко. Однако существовало суеверие, что, если кошку убьют, следующие семь поколений убийцы будут прокляты. Из-за своей отличительной черты — раздвоенного хвоста — Некомата с незапамятных времен считались злыми существами. Говорят, что некомата были намного темнее и злее ёкаев, чем большинство баканеко. Также, согласно распространенному мнению, кошки и мертвые связаны между собой. Кошки, как хищники, хорошо пахнут гнилью, поэтому было сказано, что кошки не боятся мертвецов. По этой причине каса, ёкай, крадущий трупы, иногда сравнивали с некоматой. Предполагается, что Некомата обладают некромантией и, воскрешая мертвых, могут управлять своими действиями с помощью своего рода ритуального танца, жестикулируя лапами и хвостом.
Чем старше кошка и чем чаще она подвергается насилию перед обращением, тем больше у нее сил в облике некомата. Чтобы отомстить обидчикам, дух ёкаев может преследовать их в виде умерших родственников. Некоторые истории утверждают, что некомата, как и бакенеко, принимают человеческий облик, чаще всего пожилых женщин, и приносят неудачу, куда бы они ни пошли. Исходя из этих представлений, люди иногда отрезают котятам хвосты, считая, что если хвост не может расколоться, то кошка не может стать некоматой.
Сэнри
Предполагается, что японские легенды о некоматах произошли от китайских легенд, в которых фигурирует сэнри (仙 狸, «божественный леопардовый кот»). В этих историях старые леопардовые кошки обретают божественную духовную силу, превращаются в красивых мужчин или женщин и высасывают души из людей.
Умения, силы и способности
Бакенеко обладает магическими способностями, навыками некромантии. Они воскрешают мертвых, танцуя и жестикулируя, прыгая на трупе.
Существа могут:
- вызывает призрачные огненные шары;
- принять облик поглощенного человека;
- говорить по-человечески;
- проклинать.
Мистические кошки
Мифы и легенды о Бакэнэко
Давным-давно в заброшенном храме поселился кот. Когда путник подошел, он вышел на порог, сел и поднял лапу, манивая войти. Человек получил прибежище, упокоился душой и телом. Эта легенда — самый яркий рассказ о бакенеко.
Бакенеко появляется в народных поверьях
Еще одна история посвящена убийству соперника в игре го Рюдзодзи Матайчиро принца Набэсима Мицусигэ. Мать убитого мужчины, поглощенная болью утраты, рассказала об этой домашней кошке, которая пригласила женщину принести себя в жертву. Выпив его кровь, кот стал оборотнем. Он приходил к Набешиме каждую ночь, пытая его. Князь заболел, потерял сына, а затем потерял всех слуг — их убила огромная кошка. Чудовище было побеждено верным сторонником Набэсимы, Чибу Мотоэмоном. Могила страшного кота находится недалеко от Сироиси в Саге в храме Сюрин-дзи.
В «Ямато Кайики» рассказывается о доме с привидениями, принадлежавшем богатому самураю. Он пытался освободить обитель потусторонних сил, называемых жрецами и шаманами, но никто не мог ему помочь. Однажды слуга заметил подозрительного кота и убил его стрелой в голове. Оказалось, что у животного два хвоста; уже обратилась в бакенеко. После победы над чудовищем субнормальные явления исчезли.
Народные поверья и приметы
Одно из распространенных поверий о бакенеко — они слизывают масло с ламп. В энциклопедии периода Эдо, Wakan Sansai Que, говорится, что для кошки лизание такого масла является предвестником странного события, которое вот-вот должно произойти. Японцы использовали дешевые лампы с рыбьим жиром, такие как масло сардины, и это может объяснить, почему кошки любили его лизать.
Кроме того, рацион японцев в то время основывался в основном на злаках и овощах, а остатки стола скармливали кошкам. Однако, поскольку кошки — плотоядные животные, в этом меню не было белков и жиров, и поэтому масло в лампах стало еще более привлекательным.
Кроме того, некая ареола таинственности создала вид кошки, стоящей на задних лапах и пытающейся дотянуться до лампы. Теперь его лицо озарил свет, а глаза расширились от нетерпения.
Как и в случае с некоматой, другим ёкаем из семейства кошачьих, в Японии широко распространено мнение, что старые кошки превращаются в бакенеко. В префектурах Ибараки, Окинава и Нагано ходили разговоры о тринадцатилетних кошках, которые стали бакенеко.
Говорят, что в районе Ямагата (префектура Хиросима) кошка старше семи лет убила того, кто ее вырастил. Также есть много регионов, где люди, прежде чем завести кошку, заранее решили, сколько лет они будут держать ее дома из-за этого суеверия. Есть также истории, когда кошки, жестоко убитые людьми, становились бакенеко и проклинали их.
Приписываемые Бакенеко навыки разнообразны. Они включают:
- танец
- произнесение человеческих слов,
- налагая проклятия на людей,
- манипулирование мертвыми людьми,
- живущие в горах с волками,
- нападения на путешественников.
Особого внимания заслуживает легенда о том, что кошки умеют разговаривать. Люди неверно истолковали кошачье мяуканье по отношению к человеческому языку, и по этой причине некоторые утверждали, что кошка не ёкай.
В 1992 году в газете «Йомиури» появилась статья. Он утверждал, что люди, которые путали кошачий и человеческий языки, после многократного прослушивания поняли, что это было не что иное, как кошачье мяуканье и что было только совпадение с произношением слов на человеческом языке.
В период Эдо (1603-1867) существовало поверье, что кошки с длинными змеиными хвостами могут завораживать людей. Кошек с длинными хвостами не приветствовали, и их было принято отрезать от животных. Предполагается, что это причина того, почему сейчас в Японии так много короткохвостых кошек.
За пределами Японии
Китайцы хорошо знают кошек-оборотней: поверья пришли на архипелаг из Китая. Китайцы называли экаев маогуй, цинхуа мао, сэнри. Самые старые — это истории о сэнри, леопардовых кошках, которые в старости обретают божественные силы, превращаются в красивых людей.
Бакэнэко в современной культуре
Картины волшебных кошек есть в популярных произведениях:
- Нурарихён но Маго — клан мистических кошек;
- Пожиратель душ — кот Блер, перевоплощающийся в красивую девушку;
- Аякаси: Классический японский хоррор — это классический бакенеко.
Самый популярный образ — некомусуме, женщина-кошка. Некомими (кошачьи уши) и другие атрибуты животных часто используются в современной культуре. Особенно это заметно в косплее.
Неко косплей
Они
«Неистовый Они», гравюра Ёсицуя Утагавы
Они (鬼) (с ударением на первом слоге) — большие краснокожие ёкаи с клыками и рогами, охраняющие демонические врата «Кимон», лежащие на северо-востоке. У них огромная сила, их главное оружие — большая железная дубина. Это ближайшие аналоги: индийские ракшасы и европейские тролли. Они невероятно выносливы: на их месте вырастают отрубленные части тела. Несмотря на свой скучный вид, они очень хитрые и умные и могут превращаться в людей. Однако иногда люди могут превратиться в самих себя, если не столкнутся со своим гневом, поэтому они становятся посланниками смерти.
Аякаси
Водяной дух Аякаши
Аякаси (あ や か し) — В отличие от слова «ёкай», пришедшего из Китая, аякаси — это исконно японское слово, поэтому оно написано хираганой. В наиболее нейтральном смысле слово аякаси можно перевести как «странное морское явление». То есть название очерчивает круг ёкаев, который будет на воде. Аякаси может быть в форме морского змея икучи, в форме призраков утонувших моряков, сбивающих с пути корабли, или в виде странного свечения над водой. Термин «аякаси» применяется почти ко всем видам морских чудовищ, которые только можно вообразить. В книге «Дозоку то Денсецу» (土俗 と 伝 説 — Местные традиции и легенды) 1918 года слово аякаси было определено следующим образом:
«Аякаши — это секрет моря. Они гонят корабли в открытую воду. Они похожи на гигантских осьминогов. Они обходят корабль и отпускают его только тогда, когда им подносят золотые монеты»
Кстати, в японском театре Но, в котором, как известно, актер не снимается без маски, маску мужского призрака еще называют аякаси.
Маска Аякаши из театра Но
И именно в терминологии театра Но слово «аякаси» записывается с помощью кандзи: 怪 士 и состоит из слов «странный» и «воин». Маски Аякаси были изобретены в эпоху Муромати и с тех пор использовались для различных ролей призраков, но в эпоху Эдо каждая из них была связана с одной ролью. Поскольку это маски театра Но, термин аякаси-но моно (怪 士 の も の) может означать любую пьесу театра Но, в которой есть призраки (отсюда распространенное заблуждение, что аякаси — это призрак).
Мононоке
Бешеный кабан-мононоке из аниме «Принцесса Мононоке»
Мононоке (物 の 怪) «воплощать злой дух». Эти существа намного сильнее обычных ёкаев, поскольку они не призраки, а совершенно материальные существа. Чаще всего речь идет о людях, иногда — о животных, которые превратились в ёкаев под влиянием своих тягостных чувств: ненависти, гнева, зависти, мести, ревности и т.д. «Жизнь». Потому что цель мононоке часто состоит в том, чтобы найти и уничтожить объект тех самых негативных эмоций, которые пробудили дух. Мононоке может показаться нормальным человеком и его крайне сложно успокоить или уничтожить. В одноименном аниме, например, фармацевт, чтобы успокоить разъяренного духа, должен долго выяснять, кто здесь, на самом деле, мононоке («катачи» = форма), какие чувства толкнули человека или животное, к которому нужно обратиться («макото» = сущность) и которому он хочет отомстить («котовари» = желание).
Разъяренный Мононоке и аптекарь
Однако, если демону мононоке удается убить обидчика, то он может успокоиться. Например, в легенде о Киё-химэ девушка, которая превратилась в мононоке, утонула в море после убийства своего неверного любовника, что привело к ее превращению.
Цукумогами
Цукумогами (付 喪 神 — «дух вещи») — это слово, которым японцы называют предметы домашнего обихода, которые существуют так долго, что они ожили или стали осознавать. Давно — это уже сто лет и больше. Любой предмет этого возраста, от меча до игрушки, может стать цукумогами. К ним относятся «каракас» (старые зонтики), «камеоса» (фляги для сакэ), «мориджи-но-кама» (чайники) и другие. Также вещи, которые были забыты или утеряны, могут стать цукумогами — в этом случае вещь может попытаться вернуть хозяину, в результате чего она станет цукумогами.
Цукумогами — это не заколдованные вещи, а духовные объекты. Появление цукумогами в японском фольклоре восходит к 10 веку и является частью буддийского движения Сингон. В школе Сингон это описывается очень любопытно: «У всего есть душа, но только древние предметы могут показать их характер».
По большей части цукумогами безопасны, ну, может, они немного поиграют, но только если вы их не рассердите. Фактически, они могут объединиться и начать мстить тем, кто плохо с ними обращался, сломал или выбросил в мусор. Чтобы избежать этого, даже сегодня в святилищах джиндзя проводят некоторые церемонии с целью утешения сломанных и непригодных для использования вещей.
Сютэн-додзи
Согласно легендам, Киото каким-то образом сильно пострадал от демона Сютэн-доджи, который спустился с гор и похитил женщин города, чтобы сожрать их. В результате император послал самурая по имени Минаомото «Райко» Эримицу и пять слуг, чтобы убить демона. В конце концов, после серии приключений и божественного вмешательства им это удалось.
Отороси
Отороши — монстр, пожирающий людей
Если зверь нападает на людей и пожирает их заживо, это вовсе не должно быть злом. Например, отороши (также известные как отороси, одоро-одоро или одоро-гами) любили селиться в японских святынях. Эти людоеды с длинными волосами ждали людей наверху дверей, ведущих в святилище, а затем набросились на них и пожрали. Казалось бы, что может быть хорошего в таком чудовище? Оказывается, он нападал только на плохих людей.
Икучи
Икути — особый тип демона типа аякаси
Икути — это особый тип демона аякаси. Это чудовище, которое появляется над поверхностью моря. Потому что это важно? Потому что японские демоны, как принято считать, появляются на границах материи, где она переходит из одного состояния в другое. Икути похож на угря длиной в несколько километров. Это настолько здорово, что ученый 18 века Торияма Сэйкен, который пытался каталогизировать различные типы ёкаев (сверхъестественные монстры в японском фольклоре), писал об Икути: «Когда лодки встречают этого зверя в морях западной Японии, это занимает 2-3 часа дней, чтобы плавать ». Икути стекает с тела жиром и прилипает к лодкам. Если моряки не очистят лодку от жира, он утонет.
Микоси-нюдо
Не все монстры похожи на зверей. Некоторые из них изначально кажутся людьми… пока не стало слишком поздно. Микоши-нюдо переводится как «ожидающий монах», поскольку этот демон принимает форму странствующего монаха, который путешествует в основном ночью. Он часто посещает тихие районы, где может без особых проблем украсть человеческую пищу. Если кто-то замечает микоши-нюдо, посмотрите ему в глаза. Если долго смотреть на этого монстра, он становится все выше и выше. А если человек запрокинул голову, глядя на возвышающегося над ним монстра, то микоши-нюдо закричит ему в горло.
Гасадокуро
Этот монстр Гашадокуро выглядит как гигантский скелет высотой 27 метров. Гасадокуро (также известный как одокуро) состоит в основном из костей людей, умерших от голода или во время войны, поэтому монстр всегда находится в плохом настроении. Основное занятие монстра, которое возникает из непогребенных останков, — охота на бездомных. Гигантский скелет захватывает их, пожирает их кожу и кишки, пьет их кровь и прикрепляет их кости к себе, чтобы стать еще больше.
Аккорокамуи
Аккорокамуи — японское Лох-Несское чудовище
Так же, как в других культурах они верят в йети или монстра Лох-Несс, в Японии они верят в Аккорокамуи, 110-метрового гигантского осьминога. В начале 1900-х годов представители айнов, коренной группы японцев, утверждали, что зверь напал на трех рыбаков. После этого айны всегда носят оружие с собой в лодках. Даже сегодня некоторые утверждают, что гигантский осьминог все еще жив и здоров. К счастью, благодаря ярко-красному цвету и размеру он виден издалека.
Ямата-но-Ороти
восьмиглавый дракон Ямата-но-Орочи
В традиционной сказке Ямата-но Ороти был восьмиглавым драконом с восемью хвостами. Его тело было настолько большим, что могло покрывать восемь вершин и долин. Он опустошал окрестные села и требовал дани в виде людей для пожирания. Только мифический герой Сусаноо смог победить его с помощью хитрости.
Катакираува
Катакираува — Свинья-монстр
Некоторым монстрам не обязательно быть огромными и страшными. Катакираува — чудовище в виде свиньи или свиньи. Его способ атаки довольно прост: он проскальзывает между ног человека, после чего он умирает от истощения. В то же время он пьет человеческую душу и оставляет свое подобие в человеческом теле. Есть несколько явных признаков, по которым можно определить демоническую свинью: у нее нет уха и она не отбрасывает тени.
Юки-онна
В зависимости от региона Японии о Юки-онне рассказывают разные истории. Кое-где это считается хорошим. Красивая девушка с белой кожей часто появляется во время снегопада или метели. Иногда выходит замуж за обычных мужчин и воспитывает вместе с ними детей. Но если муж узнает, кто его жена на самом деле, то он просто навсегда уйдет из дома. В других местах говорят о 10-футовой женщине, которая полностью замораживает незадачливых путешественников, а затем выпивает их душу.
В продолжение темы 10 причудливых существ японского фольклора, вызывающих неоднозначные чувства. Они могут шокировать среднестатистического европейца, а японские дети просто в восторге.
Татуировки с изображением масок
В японской культуре с давних времен принято делать татуировки. Этим жители островов отличались от европейцев, которые были удивлены разнообразием рисунков на теле, которые рассказывали купцы и путешественники, побывавшие в Стране восходящего солнца.
Татуировки всегда так или иначе использовались японцами. Изначально их наносили на тело для привлечения удачи на рыбалке или охоте. К семисотам нашей эры бодиарт стали делиться на рисунки знати и рисунки, которыми они отмечали преступников. Это значительно снизило популярность татуировки, но затем ее снова стали использовать практически все слои общества. Довольно часто татуировки наносили представители разных профессий, делая рисунок визитной карточкой всей группы.
В последнее время большую популярность среди молодежи приобрела японская маска демона (тату). Для рисования выбираются совершенно разные мистические существа, но для женщин предпочтительнее Ханья. Эта маска символизирует женщину-демона, лицо которой искажено ревностью и страстью. Согласно легенде, Ханья когда-то была красивой девушкой, влюбленной в молодого монаха. Возлюбленный отверг ее, а девушка в порыве безумной страсти превратилась в злого демона, мстя всем мужчинам, оскорбляющим представительницу прекрасного пола.
Также у женщин популярна татуировка с маской кицунэ. Этот демон изображается в виде лисы и смертелен для людей. Кицунэ может превратиться в самую красивую женщину и заворожить мужчину, и он сделает все, что она ему скажет. Часто это заканчивается безумием. Но сама хитрая лисица почти никому не благодарна, всегда получает то, что хочет, а потом исчезает.
Кому можно и не следует делать тату с изображением японских демонов
В отличие от Страны восходящего солнца, в западной культуре нет ограничений на такие страшные изображения. Они применяются в символических и эстетических целях. Они подходят людям, которые хотят удивить и шокировать окружающих эффектными образами.
Считается, что такая татуировка несет особую энергию и выполняет защитную функцию. Поэтому следует ответственно подойти к выбору подходящего изображения. Учитывая длительность и сложность нанесения такой татуировки, не каждый сможет выдержать процесс до конца.
Японские демонические маски — это высокохудожественные узоры с мистическим смыслом. Такие татуировки имеют ряд абсолютных медицинских противопоказаний и временных клинических ограничений.
В первую категорию входят:
- Хронические гематологические заболевания. Тромбоцитопения, афибриногенемия и гемофилия значительно ухудшают свертываемость крови.
- Тяжелые вирусные инфекции. К ним относятся гепатит и ВИЧ.
- Опухолевые новообразования любой локализации. Злокачественные опухолевые процессы делают невозможным процедуру окраски тела.
- Хронические воспалительные процессы. Тату не делают при туберкулезе и других заболеваниях, связанных с постоянными воспалениями в организме.
- Подавленный иммунитет. Это состояние увеличивает риск заражения патогенной микрофлорой и замедляет процесс заживления поврежденных тканей.
- Психические расстройства.
- Эпилепсия.
Нельзя делать татуировки пациентам с эндокринными патологиями, инсулинозависимым сахарным диабетом и в период обострения каких-либо хронических заболеваний. Среди абсолютных медицинских запретов — склонность к колебаниям артериального давления.
К временным клиническим ограничениям процедуры относятся:
- активное воспаление кожи в области манипуляции;
- нарушение целостности эпидермиса — ранки, царапины, трещины, ожоги и другие;
- обострение дерматологических заболеваний хронического характера;
- склонность к аллергическим реакциям;
- простуды;
- повышение температуры тела.
Тату не делают в периоды изменчивости, кормления грудью и менструации. Ремесленникам запрещено принимать клиентов в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.