Японская школьная форма: для девочек и мальчиков в аниме

Национальная школьная форма: традиции и правила

Школы в Японии делятся на две категории: частные и государственные. Они различаются по финансированию, учебным планам и внутренним правилам. Но есть только один закон для всех школ в Японии: обязательная национальная школьная форма.

Школьные правила регулируют использование костюма. Модели построены по классическому принципу: светлый верх и темный низ. В учебных заведениях есть три вида одежды:

  • для начальной школы;
  • для средней школы;
  • для средней школы.

Классический костюм японских школьников состоит из шести обязательных предметов:

  1. юбка для девочек, шорты или брюки для мальчиков;
  2. блузка для девочки и рубашка для мальчика;
  3. куртка или пиджак;
  4. аксессуары: галстук, бант или лента;
  5. чулки и гольфы;
  6. темные туфли.

Школа для японской аристократии и появление школьной формы

Школьная форма — это социальный показатель того, что ребенок учится в определенной школе. В Японии любая школьная форма — это в основном пиджак и юбка, разница между школами проявляется в деталях: цвете, покрое, значке или эмблеме и так далее. Поэтому, несмотря на общую схожесть, японцы определяют статус человека в мелких деталях. Этот своеобразный «язык форм» развивался более ста лет и широко распространился в Японии.

Чтобы все учащиеся в школе носили одинаковую форму, ее ношение должно быть закреплено в школьных правилах. В этом случае стоимость формы оплачивается семьей студента. Первая школьная форма в Японии была представлена ​​в частной школе Гакушуин.

В Гакушуин, школе высшей японской аристократии (казоку), с 1879 года мальчикам было приказано носить тунику с закрытым воротником на ногах, брюки и школьную фуражку в качестве школьной формы. Образцом для туники была военная форма европейского образца, которая появилась в Японии вскоре после реставрации Мэйдзи в 1868 году. В то время одной из целей обучения в Гакушуин было воспитание будущих офицеров, среди изучаемых предметов c ‘ были искусство верховой езды, искусство боя на мечах и копьях и т д., следовательно, функциональность военной формы была необходима для школьной формы. Однако европейская одежда в то время была очень дорогой, и позволить себе такие расходы могли только высшие слои общества.


Студент Императорского университета в студенческой форме, 1906 г. (фото любезно предоставлено автором статьи)

В 1879 году форма гакушуин была формой специальной школы, но позже послужила образцом для мужской школьной формы. Утверждение униформы для студентов имперских университетов также сыграло роль в этом процессе, где в 1886 году была введена форма туники с закрытым воротником, брюк и квадратной шапочки. Студентов того времени нельзя сравнивать с нынешними, высшее образование было уделом элиты и форме студентов они, безусловно, завидовали. Одежда, принятая в высших учебных заведениях, стала образцом для средних и старших школ по всей стране и распространилась по стране.

Поэтому современная европейская одежда на тот момент стала мужской школьной формой, которую стали носить студенты элитных вузов. Не только школьная, в целом европейская одежда, которая в то время в Японии воспринималась как признак прогресса, стала показателем исключительного социального статуса человека. Школьная форма показала социальный класс и образовательное учреждение и позволила ученикам показать свою позицию перспективных молодых людей с особым статусом.

Образцы первой школьной формы

В 19 веке первые образцы матросского костюма (сэйфуку) появились в школе Гакушуин. В переводе с японского «фуку» означает слово «форма», а «матрос» — «матрос».

На рубеже XIX и XX веков одежда мальчиков представляла собой тунику с воротником-стойкой, брюки и кепку. На девушках были брюки хакама и свободная блузка-кимоно.

окно отображения

Школьная форма девочек: от хакама к «матроске»

Первой популярной школьной формой для девочек были брюки хакама. В довоенной системе образования Японии после начальной школы мальчики и девочки получали образование отдельно, а некоторые девочки ходили в среднюю школу после ее окончания. В таких школах хакама была представлена ​​как школьная форма в 1900 году.


Студентка в хакама (около 1900 г., депонировано в женском университете Отяномидзу)

На первый взгляд женская хакама напоминает юбку, но это новая одежда, которая была изобретена еще в эпоху Мэйдзи. Изначально хакама представлял собой самурайскую одежду, напоминающую брюки, и женщины ее не носили. В первые дни Мэйдзи студентки иногда носили мужские хакама, но их резко критиковали за то, что они маскировались под мужчин, что в конечном итоге привело к появлению хакама, предназначенных для женщин.

В школах для девочек большое внимание уделялось физическому здоровью, часто им занимались физическими упражнениями, а школы рекомендовали хакама, скрывающую икры, торчащую из-под кимоно, в качестве одежды, позволяющей энергично двигаться. С другой стороны, те же школьницы положительно восприняли хакама и захотели их носить. Дело в том, что хакама были связаны с императорским домом и синтоистскими святынями и имели свое символическое значение. Долгое время девушки, служившие в святынях, носили хакама, незамужние девушки — пурпур, замужние женщины — красное. Хакама старшеклассниц была чем-то средним между одеждой жрицы и мужской хакама. Кстати, в эпоху Мэйдзи красновато-коричневый чаще всего использовался для хакама старшеклассников.

Студентам понравилась хакама, они хотели ее носить и либо носили хакама в школе, либо просили у директора разрешения носить хакама. Решение сделать хакама стандартной школьной формой было вызвано действиями самих учащихся. Одетые в импортные кашемировые хакама с европейскими аксессуарами, такими как банты или зонтики, студенты Мэйдзи воплощали прогрессивный дух своего времени, были заинтересованы в смешении японских и западных элементов и экспериментировали с модой.

В 1920-е годы платья в европейском стиле стали использоваться в качестве школьной формы для девочек, а школьницам особенно понравился серафуку, «матросские платья». По воспоминаниям людей того времени, некоторые школьницы сами вносили изменения в свою одежду, приближали ее к своему идеалу, укорачивая пиджаки и увеличивая количество складок на юбке. Мы видим, что у студенток возникло желание изменить или создать свою форму, не оглядываясь на требования школьных правил — подобные нарушения правил школьной формы мы наблюдаем сегодня. Долгое время по сей день эта игра в кошки-мышки продолжается между школьницами, нарушающими правила, чтобы выглядеть так, как они хотят, и учителями, ловящими их, чтобы наказать за нарушения.

Школьная форма идёт в массы: критика формы и многообразие дизайна

Поэтому на протяжении всей истории школьной формы, как мужской, так и женской, по этому поводу высказывались самые разные точки зрения. С одной стороны, изменилась форма, установленная школьными правилами, а с другой стороны, школьники сами отклонились от правил, пытаясь воплотить в одежде свои желания и идеалы.

С эпохи Тайсё (1912-1926) до эпохи Сёва (1926-1989) все больше и больше мальчиков переходили из средней школы в среднюю школу, и все больше и больше девочек продолжали свое образование в средней школе для девочек. Развивалось производство школьной формы, и обычным людям стала доступна одежда европейского образца. Школьная форма перестала быть показателем принадлежности к привилегированному классу, постепенно входя в широкое распространение. Единая одежда школьников ассоциировалась с идеей равенства, делала незаметной разницу между богатыми и бедными.

В послевоенный период существованию школьной формы угрожало студенческое движение конца 1960-х — начала 1970-х годов. В то время она стала олицетворением принудительного обучения, подверглась критике, а некоторые школы отказались от формы и перешли на свободный стиль одежды. Однако тенденция к отмене школьной формы коснулась только центральных частей городов, и до полной отмены дело не дошло. Начиная со второй половины 1980-х годов в некоторых школах начали менять дизайн униформы, куртки с воротником-стойкой и «матросские костюмы» стали заменяться куртками. Со временем дизайн стал разнообразнее, а отношение к форме стало меняться в лучшую сторону, что наблюдается и сейчас.

Какой бывает японская форма?

В Японии несколько школ: муниципальные и частные. Они отличаются не только формой финансирования, но и строгостью правил. Однако практически все ученики обязаны посещать занятия в специализированной одежде — школьной форме.

японская школьная форма

Его тип устанавливается правилами учебного заведения. Государственные школы не очень строго относятся к одежде своих учеников. Дети могут ходить в школу в обычных джинсах. Но наедине все очень строго. Детей учат уважать учебное заведение. Ношение формы — знак преданности школе.

Костюмы для мальчиков и девочек создавались на основе матросской формы британской армии. Они состоят из различных элементов: брюк и юбок; туники, куртки или жилеты, свитера и жилеты, рубашки и блузки. Часто в комплект входят гольфы или носки определенного цвета, даже сумки предлагают купить однотипные (не везде).

японская школьная форма

японская школьная форма

японская школьная форма

 

Школьная форма в Японии отличается разнообразием комплектов, собранных из стандартных элементов. В муниципальных образовательных учреждениях они проще, в частных больше туалетных принадлежностей и аксессуаров. Стоимость комплектов также варьируется. Он может доходить до 100 000 иен.

Классическая одежда для девочек

Костюм в морском стиле — классический вариант японской студенческой формы. В комплект входят:

  • блейзер;
  • матросская кофточка;
  • юбка;
  • носки;
  • украшение шеи.

Верх матроска — белая кофточка с отложным воротником. Блуза с короткими рукавами — летний вариант модели. Длинный рукав — зимний вариант.

Клетчатая или однотонная юбка — второй элемент комплекта. Обычно фасон юбки — плиссе. Длина — выше колена. Популярные цвета: синий, серый, зеленый. Юбка дополнена однотонным жакетом.

Девочки ходят на занятия босиком. Правила допускают носки, а в холодную погоду — удлиненные гольфы. Цвета: синий, черный и белый. Современные японки любят носить леггинсы со сборками гармошкой.

Японские девушки не носят туфли на платформе или шпильке. Допускаются туфли на низком каблуке или мокасины темного цвета. Внутри часто используется сменная обувь оуабаки — японские домашние тапочки.

Украшение платья — яркий бант или галстук.

Форма для мальчиков Гакуран

Классический костюм для мальчиков средней и старшей школы называется гакуран. Слово переводится как «западный ученик». Платье представляет собой строгий сюртук в стиле милитари с пуговицами на шее и воротником-стойкой. Традиционные цвета — черный, коричневый, синий и серый. В комплект входят длинные брюки и белая рубашка.

начальная школа

Одежда для младших школьников

Для учеников начальной школы японская форма не является обязательной, мальчики носят удобные шорты и светлые футболки, а девочки могут носить короткие юбки. Приветствуются кепки, фуражки, панамы. Когда они идут на прогулку, ученики берут с собой желтые плащи и зонтики. Вместо курток в холодную погоду дети надевают удобные куртки.

Отличие одежды старших и младших школьников

Модуль варьируется в зависимости от возраста студентов.

Дети обычно одеваются в шорты и короткие юбки с куртками. Цвет элементов темно-синий или коричневый.

Мальчики и девочки постарше одеваются разнообразнее. Матросские костюмы вводятся уже в средней школе. Молодые женщины покупают разные виды блузок специальной формы: например, с рукавами разной длины. Каждому свое время года. Для мальчиков также требуются разные рубашки, рассчитанные на любые погодные условия.

Дети снимают куртки на жаре. Они могут носить только рубашку. В то же время юбки и шорты снабжены подтяжками, чтобы удерживать их на стройных фигурах. В средних и старших классах школы более строгие правила. Если в вашу форму входит, например, жилет, снимать его не стоит даже в жаркую погоду. Правило в основном распространяется на частные учебные заведения.

В начальной школе дети в основном носят рюкзаки. Подростки переходят на форменные сумки. Если ребенок увлекается спортом, он может носить фирменный рюкзак или сумку. Кстати, в японских школах нет раздевалок. Спортивная одежда надевается под форму, чтобы без колебаний подготовиться к уроку физкультуры или участию в соревнованиях.

японская школьная форма

Выкройка

В Интернете есть различные модели для самостоятельного вышивания формы. Родители не всегда могут позволить себе купить специальную форму и поэтому вынуждены ее шить. Но иногда он даже красивее и его тоже можно сшить по точным меркам ребенка.

Если говорить о простом варианте девичьей униформы, можно найти следующие описания ее пошива:

  1. Рукава. У летней формы рукава-фонарики. Для этого классическую модель короткого рукава складывают вдвое, после чего обрезают манжеты. И после этого руки собираются сверху и снизу.
  2. Воротник. Необходимо совместить выкройку спинки и переда плеча и вырезать форму воротника.
  3. Связать. Полоска ткани или треугольник в виде пионерского галстука.
  4. Юбка. Необходимо использовать ткань шириной в две окружности и обозначить на ней складки — с одной стороны или напротив. Длина пояса обрезана по талии и пришита к основному телу юбки.

Многие вариации и выкройки являются общественным достоянием, и рукодельнице не составит труда воплотить их в жизнь.

Головной убор

У каждой школы есть отличительный элемент: кепка, шапка, кепка или панама. Его тип зависит от учебного заведения и уровня образования. Например, малыши могут носить панамские шляпы, а пожилые — кепки. Некоторые школы создают ансамбли, близкие к военным. Это дополняется стилизованной кепкой. Также необходимо носить головной убор.

Спортивная форма в японских школах

В 20 веке японские школьники носили буруму. Это шорты свободного кроя. Неприглядная одежда вызвала многочисленные протесты студентов. Бурима сегодня практически не используется.

Современная спортивная одежда — это рубашка и шорты. Его дополняют брендовые рюкзаки и спортивные сумки.

шаблон

Зима – лето

1 октября и 1 июля — начало академических семестров в Японии. Независимо от погоды правила требуют сезонной одежды. Зимняя одежда шьется из теплых шерстяных тканей. Помимо жакетов популярны удлиненные вязаные жакеты прямого силуэта скромной расцветки. Для летних комплектов используются натуральные хлопчатобумажные ткани.

Ностальгическое обаяние школьной формы

Почему школьная форма сохранилась, несмотря на критику? Почему он все еще используется сегодня, даже если требует соблюдения строгих правил и стоит дороже, чем быстрая мода»?

Если мы прислушаемся к мнению разных людей, мы заметим очень интересные аспекты взаимоотношений с формой. Оказывается, люди привязаны к своей униформе не только в школе. Некоторые люди, видя учеников в школьной форме, в которой они учились, начинают с ними разговаривать, а другие, например, начинают жаловаться, когда их дизайн школьной формы меняется. Воспоминания о школьных годах у многих связаны со школьной формой, они ее не отвергают, потому что у нее много сторонников. Люди помнят, как они улучшили свою форму, и ностальгические чувства являются важным фактором в поддержании ее формы. Вероятно, форма является своего рода спусковым крючком, активирующим воспоминания о безвозвратно прошедших годах учебы и о моменте, когда человек формировался как личность.

Конечно, не все поддерживают ношение школьной формы. Есть люди, которым неловко или неловко, когда все вокруг одеты одинаково. Есть проблемы с подавлением индивидуальности, тратами на школьную форму, отношением к ЛГБТ — вообще, по школьной форме очень много вопросов. В то же время, иногда вид школьников, впервые надевших школьную форму в начале учебного года в апреле, воспринимается как один из примет весны и вызывает радость. Эта двойственность отношения к школьной форме показывает, какую многогранную и многогранную роль она начала играть в культуре. В нем есть как положительные, так и отрицательные стороны. Зачем носить школьную форму? Ответить на этот вопрос непросто.

Почему форма?

Молодежь уважает униформу. Подчеркните принадлежность к учебному заведению. Мы решили внедрить его более ста пятидесяти лет назад. Идея была проста: дети не должны сосредотачиваться на неравенстве родителей, которые не могут одевать своих детей одинаково. У всех одинаковая одежда, а это значит, что дети уделяют больше внимания своей деятельности.

Кроме того, форма, как и правила школьной жизни, способствует развитию у детей чувства коллективизма. Стоит отметить, что состав классов ежегодно меняется. Считается, что таким образом дети больше общаются друг с другом, приобретают коммуникативные навыки. А это, в свою очередь, приводит к созданию атмосферы патриотизма по отношению к учебному заведению.

Аниме и культовая японская школьная форма

Форма моряка-фуку занимает особое место в культуре отаку. В него одеты многие персонажи из аниме, манги, додзинси. Например, есть персонаж — обычный японский школьник. Как правило, это главный герой аниме, которому по ходу сюжета дается возможность спасти весь мир от страшной катастрофы. Бишодзё обычно появляется в школьной форме. Это старшеклассник с выдающейся внешностью. Весь сюжет крутится вокруг ее красоты и таланта.

японская школьная форма

Персонажи японской школьной формы обитают на страницах комиксов, картин и художественных фильмов. Героини аниме с большими выразительными глазами часто становятся кумирами подростков. Современные девушки стремятся элегантно выглядеть, как любимые герои мультфильмов. Чан в клетчатой ​​юбке и белоснежном матросском костюме стал символом привлекательной девушки.

Морская форма стала частью молодежной культуры отаку.

Обязательна ли форма в Японии

Дети и подростки очень уважительно относятся к форме, так как они подчеркивают свою принадлежность к определенной школе. Решение использовать униформу было принято в Японии более 150 лет, чтобы дети не чувствовали себя изолированными по социальному статусу. Все дети одеты одинаково, что никоим образом не отвлекает от учебного процесса и позволяет сосредоточиться на главном.

Кроме того, форма развивает у детей чувство единства. Стоит отметить, что в Японии состав класса меняется каждый год, что позволяет детям быть более общительными. К тому же это значительно увеличивает дружескую атмосферу в самом учебном заведении.

Особое место в униформе занимают матросские костюмы фуку. Именно ее чаще всего используют герои аниме, а потому дети стремятся подражать этим персонажам. Униформа часто фигурирует в различных комиксах, мультфильмах и фильмах.

Школьницы в форме — настоящий тренд, который постоянно продвигают медиа-компании. Раньше такую ​​одежду носили все, независимо от школы. Однако в муниципальных школах сегодня можно носить джинсы и толстовки.

Все чаще можно увидеть, что взгляды японцев на униформу расходятся. Некоторые считают, что модуль позволяет создать равенство детей перед учителями. Такой подход способствует развитию командного духа. Однако некоторые японцы убеждены, что форма не позволяет детям реализовать право на самовыражение и подавляет их индивидуальность.

Стандарты единой формы в Японии начали вводиться после того, как страна открылась миру и после того, как она начала подпадать под влияние Запада на японскую культуру. Раньше предпочтение отдавалось национальной одежде и повседневным костюмам.

Стоит отметить, что, к сожалению, мужские журналы для взрослых активно используют образ японской школьницы в сексуальном подтексте. Такая мода очень огорчает японцев и поэтому активно подвергается цензуре.

Подведение итогов

Справедливости ради следует отметить, что японская форма в свое время была отвергнута, как и русская. Студентки отказались его носить и попытались выразить свою индивидуальность через одежду и создание собственного стиля.

Школьная форма стала намного популярнее, как только появилась мода на аниме и мангу, в которых активно использовались образы школьниц. Именно это показало девушкам, как они выглядят со стороны, а также позволило им сблизиться с популярными персонажами и героями.

Все это привело к тому, что школьную форму стали активно использовать не только для ношения в учебных заведениях, но и в повседневной жизни. Школьницы стали выбирать одежду, очень похожую на униформу, и носить ее на вечерних прогулках с друзьями или просто в ней ходить в магазин.

Дизайнеры постоянно придумывают новые стили и используют разные материалы для создания школьной формы. Японские школьницы индивидуализируют свои солнечные костюмы, добавляя различные детали и элементы для создания элегантного образа.

Все это привело к тому, что популярность школьной формы позволила утверждать, что она способна понравиться детям, пытающимся проявить свою индивидуальность, а также придает учебному заведению особый шарм и строгость.

Из всего вышесказанного становится понятно, что школьная форма — это не только одежда для школьников, но и величайшее проявление единства. Об индивидуальности, конечно, говорить не приходится, но все же это очень круто: дети в униформе привлекательного дизайна. Все это позволяет получить идеальный образ класса, в котором нет разницы ни в одежде, ни в статусе. Каждый ребенок может показать себя с лучшей стороны, не чувствуя себя ущемленным. Таким образом, бедные семьи не выделяются на фоне более обеспеченных родителей, что не дает ни малейшего шанса для развития зависти у детей и появления злости в коллективе.

Оцените статью
Блог о Японии