Япония в 18 веке: культура, политика и экономическое развитие страны

Начало 18 века

Японией в начале 18 века правил Эдо, хотя статус столицы в то время принадлежал Киото. Осака была крупнейшим центром экономики. Им руководил клан Токугава — Токугава Иэясу еще в 1603 году получил от императора статус сёгуна. Клан сохранял господство на протяжении веков: эпоха Токугава длилась с 17 по 19 века. В исторических анналах это называется эпохой Эдо.

В начале 18 века Страна восходящего солнца оказалась в тяжелом экономическом положении. Кризис разразился на островах, поскольку натуральное хозяйство рухнуло под влиянием денежных отношений, которые распространились на сельскую местность. Экономический кризис был вызван падением цен на рис, дефицитом местного бюджета и дефицитом наличности. Принимая во внимание опыт шестнадцатого века, кризисы других эпох, бразды правления Токугава Ёсимунэ определили направление реформ. Новая политика началась в 1716 году под лозунгом «Реформы Кехо». Токугава призывал чиновников экономить, крестьян осваивать новые земли; в то же время повысилась ставка налога и появились «Положения о судопроизводстве», регулирующие судебные дела и позволяющие обычным людям жаловаться на недобросовестных руководителей.


Эдо в 18 веке

Первые годы реформы были непростыми. Со временем идеи сёгуна были развиты Родзю Танума Окицугу. Он предложил сосредоточить внимание на торговых корпорациях, наделил их монопольными торговыми правами и стремился развивать денежные отношения на островах. Результат оказался неожиданным: вместе с торговцами в политические круги пришли взятки, страна потеряла еще больше. Потерпев неудачу, Танума Окицугу подал в отставку, его работу по изменению экономической модели возобновил Мацудаира Саданобу, провозгласивший девиз «Реформа Кансей». На этот раз это назвали эпохой «обогащения за счет экономии». Полностью решить проблемы не удалось: только в 19 веке кое-что из начала 18 века принесло свои плоды. Следующим реформатором после Мацудайры был Токугава Иенари, который сместил акцент на процветание городов и торговлю.

Государственный строй Китая в конце XVIII века

Китай в 18 веке был крупнейшим государством Азии. Многонациональная империя была объединена под властью могущественной маньчжурской династии Цин (правила с 1616 г.). Империей Цин руководил богдохан.

В конце 18 века Цяньпонг был императором Китая. Период его правления (1735-1796 гг.) Стал временем расцвета цинской власти. Фигура императора была вершиной власти. У него была абсолютная власть.

Император Китая возглавлял шесть основных министерств: Совет по доходам, Совет по гражданским назначениям, Военный совет, Совет по наказаниям, Ритуальный совет и Производственный совет.

Особенностью Империи Цин было то, что все важные государственные посты занимали представители маньчжур и китайцев. Равномерное распределение высших должностей строго контролировалось, на каждую должность назначалось по два человека: маньчжур и хань. На китайцев возлагались исполнительные функции, маньчжуры контролировали соблюдение лояльности правящей династии. Важную функцию выполнял Большой совет, впервые созванный в 1720 году, когда был тайным советом при императоре и центральным органом управления страной.

Все население штата делится на пять классов:

  1. цижен — к ним принадлежали потомки маньчжур;
  2. ши шенши — образованные, образованные люди;
  3. монахиня — самый многочисленный класс земледельцев;
  4. пистолет — мастера;
  5. шань — купцы, торговцы.

Корея в 18 веке оставалась вассалом империи Цин, поэтому государственная система почти полностью копировала систему Китая. Правящей династией в Корее был Дом Чосон.

Сословная система

Японское общество в 17-18 вв. Делилось на классы по профессионализму. Традиционная историография выделяет четыре основных класса:

  • Военный;
  • Фермеры;
  • Ремесленники;
  • Торговцы.

Новейшая историческая наука в некотором роде различает несколько:

  • Самурай;
  • Фермеры;
  • Боргези (ремесленники и торговцы);
  • Аристократы;
  • Священники.

Обществом управляли военные самураи, которые несли ответственность за защиту страны и выполнение административных и гражданских функций. Военные имели привилегию носить два самурайских меча и право носить фамилию. Сохранение военной мощи, в свою очередь, легло на плечи мелких буржуа и крестьян, основных производителей продуктов и основных стимуляторов торговли, которые жертвуют налоги.

Самураи — феодалы Японии, начиная от даймё (великих князей) и заканчивая обычными воинами; собственно говоря — военный класс дворян.

Централизация власти

В 1871 году новое правительство императора Мэйдзи, чтобы предотвратить крах его зарождающейся власти, отменило систему ханских княжеств и заменило их подчиненными префектурами в центре. До этого у каждого из примерно 270 княжеств была собственная военная и политическая воля в рамках децентрализованной структуры власти. Ликвидация этого объекта была практически переворотом. Лидеры Мэйдзи решили, что их правительство должно быть единственной политической силой в стране, чтобы выполнить неотложную задачу построения современного государства.

Правительство было крайне обеспокоено тем, что Япония могла стать колонией под контролем одной из великих держав. Такова была судьба большей части Индии и Юго-Восточной Азии, поскольку Китай был вынужден уступить Гонконг Великобритании в 1842 году после поражения в первой опиумной войне.

По мнению правительства, стране необходимо как можно быстрее модернизироваться, увеличивая свою экономическую мощь, чтобы укрепить свои вооруженные силы и защитить себя от вторжений.

Вот почему многие японские лидеры и другие видные правительственные чиновники отправились в миссию Ивакура, путешествуя, наблюдая и обучаясь в Соединенных Штатах и ​​Европе, через несколько месяцев после революционного перехода к префектурной системе. В миссии также участвовало много студентов, и ее члены, вернувшись в Японию, внесли большой вклад в модернизацию страны.

Развитие культуры и науки

Начало 18 века в истории культуры восточного архипелага отмечено именами Мабути, Ихара, Тикамацу, Хисикава. Осака становится центром культуры вместе с метро Киото. В истории на этот раз его прозвали Гэнроку, в отличие от Кассы — эпохи, в которой преобладали влияния Эдо. В период Гэнроку появилась новая литература укиё-дхоси, в которой представлены короткие иллюстрированные рассказы о городской повседневной жизни и жизни простых людей.

Культурная история 18 века на Японском архипелаге также отмечена образованием укиё-бон. Так называются современные книги о жизни простых граждан.

Театр кукол Нинге-Джурор активно развивается. Чикамацу Монзаэмон внес особый вклад. Под влиянием Хисикавы Моронобу появились гравюры укиё-э. Все больше и больше внимания художников привлекалась к жизни простых людей. В конце 18 века гедонистические учения приобрели популярность.


Культурный расцвет 18 века

Мабучи Камо активно влиял на современную культуру, чувствуя, что в условиях изоляции стране необходимо ориентироваться на корни. Он понял, что время подражания прошло, пора перестать так тщательно подчиняться положениям конфуцианства, но он должен был идти своим собственным уникальным путем. Он приглашал современников изучать древнюю историю своих родных мест, вспомнить синтоизм и развивать культуру в этом направлении. Художники, поэты, драматурги прониклись его идеями, они уделяли внимание повседневной жизни простого населения, а купцы принимали активное участие в культурной жизни городов. Гэнроку — это золотой век театров но, бунраку и кабуки.

Восемнадцатый век характеризовался интересом к естественным наукам. В центре внимания научного сообщества — агрономия и математика. Обычные люди посещали государственные школы, государственные школы работали на класс самураев. В учебных заведениях преподавали письмо, чтение, арифметику, японоведение, изучение Голландии, конфуцианство.

Японская драматургия

Многие утверждают, что художественная культура Китая и Японии завораживает. Тебе нравится исполнительское искусство? Традиционная драма Страны восходящего солнца делится на дзюрури (театр кукол), драму театра Но (кёгэн и ёкёку), театр кабуки и театр шингеки. Костюмы этого искусства представлены в пяти основных театральных жанрах: кёгэн, но, бугаку, кабуки и бунраку. Все пять этих традиций существуют и сегодня. Несмотря на колоссальные различия, их связывают общие эстетические принципы, лежащие в основе японского искусства. Кстати, японская драма родилась на сцене Но.

Театр Кабуки возник в 17 веке и достиг своего пика к концу 18 века. Форма спектаклей, сложившаяся в этот период, сохраняется и на современной сцене Кабуки. Спектакли этого театра, в отличие от сцен Но, рассчитанные на узкий круг поклонников античного искусства, рассчитаны на массовую аудиторию. Корни навыков Кабуки берут начало в выступлениях комиков — исполнителей небольших фарсов, сцен, состоящих из танцев и пения. Театральное мастерство Кабуки вобрало в себя элементы дзорури и нет.

Возникновение театра Кабуки связано с именем работника буддийской святыни О-Куни в Киото (1603 г.). О-Куни выступил на сцене с религиозными танцами, которые включали движения народного танца нэмбуцу одори. Его выступления перемежались юмористическими комедиями. На этом этапе представления назывались юдзё-кабуки (куртизанки кабуки), о-куни-кабуки или онна-кабуки (женские кабуки).

История живописи

Художественная культура древней Японии интересна многим. Живопись в этой стране зародилась в период японского палеолита и развивалась так:

  • Период Ямато. В период Асука и Кофун (IV-VII вв.), Одновременно с введением иероглифов, созданием государственного режима по китайскому образцу и популяризацией буддизма, многие произведения искусства были привезены в Японию из Поднебесной. Позже в Стране восходящего солнца стали воспроизводить картины в китайском стиле.
  • Время Нары. В 6-7 вв. Буддизм продолжал развиваться в Японии. В связи с этим начала процветать религиозная живопись, которой украшали многочисленные храмы, построенные аристократией. В целом в эпоху Нара вклад в развитие скульптуры и искусства был больше, чем в живопись. Самые ранние картины этого цикла включают фрески на внутренних стенах храма Хорю-дзи в префектуре Нара, изображающие жизнь Будды Шакьямуни.
  • Эпоха Хэйан. В японской живописи, начиная с 10 века, выделяется направление Ямато-э, о чем мы писали выше. Такие картины представляют собой горизонтальные свитки, иллюстрирующие книги.
  • Эпоха Муромати. В 14 веке появился стиль супи-э (монохромная акварель), а в первой половине 17 века художники начали печатать гравюры на табличках — укиё-э.
  • Живопись периода Адзути-Момояма резко контрастирует с живописью периода Муромати. Он выполнен в полихромном стиле с широким использованием серебряной и золотой фольги. В этот период учебное заведение Кано пользовалось большим авторитетом и славой. Его основателем был Кано Эйтоку, который расписал потолки и раздвижные двери, чтобы разделить комнаты. Такие узоры украшали замки и дворцы военной знати.
  • Это было от Майджи. Со второй половины XIX века искусство разделилось на конкурирующие традиционные и европейские стили. В эпоху майдзи Япония претерпела серьезные социальные и политические изменения в процессе модернизации и европеизации, организованного властями. Перспективные молодые художники были отправлены учиться за границу, а иностранные художники приехали в Японию для создания школьных художественных программ. Как бы то ни было, после первоначальной волны любопытства по поводу западного стиля искусства маятник качнулся в противоположном направлении, и традиционный японский стиль был возрожден. В 1880-х годах западные художественные костюмы были запрещены к официальным выставкам и подвергались резкой критике.

Гравюры

В прошлом веке европейцы, а затем и русские именно через гравюру столкнулись с феноменом японского искусства. Между тем в Стране восходящего солнца рисование на дереве поначалу вообще не считалось умением, хотя и обладало всеми качествами массовой культуры: дешевизной, доступностью, тиражом. Ценители укиё-э смогли добиться максимальной четкости и простоты как в воплощении фактур, так и в их выборе.

Укиё-э была специальной художественной школой, поэтому она смогла назвать ряд выдающихся художников. Поэтому имя Хисикавы Моронобу (1618–1694) связано с начальным этапом развития сюжетной гравюры. В середине 18 века работал первый ценитель разноцветной гравюры Судзуки Харунобу. Основными мотивами его творчества были лирические сцены, в которых акцент делался не на действии, а на передаче настроений и чувств: любви, нежности, печали. Подобно изысканному древнему искусству эпохи Хэйан, виртуозы укиё-э возродили необычайный культ утонченной красоты женщин в обновленной городской среде.

образ художественной культуры Японии

Единственная разница заключалась в том, что вместо гордых аристократов Хэйан на резных фигурках были изображены изящные гейши из развлекательных районов Эдо. Художник Утамаро (1753–1806), пожалуй, уникальный пример в истории живописи профессионала, полностью посвятившего свое творчество изображению женщин в различных позах и туалетах, в различных жизненных обстоятельствах. Одна из лучших его работ — гравюра «Гейша Усама», которая хранится в Москве, в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Художник необычайно тонко передал единство жеста и настроения, мимики.

Падение экономики

xVIII век — это период экономических преобразований, среди которых были как успешные, так и явно неэффективные. На фоне голода 1930-х годов рисовые поля были расширены, расходы на содержание двора и должностных лиц были сокращены, а за коррупцию была вынесена смертная казнь. Крестьяне жили в подчинении феодалов и не могли менять владельцев; В их обязанности входили ремонт, строительные работы, снабжение лошадей, носильщиков.

Экономический кризис начался во втором десятилетии века и усилился к середине века. Правительство запретило вывозить у государства то, что потребляется внутри страны; в 1752 г был введен запрет на вывоз золота. Во второй половине века на архипелаг обрушились стихийные бедствия: засухи, ураганы, землетрясения. Отсутствие еды, голод вызвали массовые беспорядки. В 1772 году случился большой пожар; год спустя страну охватил тиф. Новые стихийные бедствия, болезни и голод начались вскоре после эпидемии, и правительство, у которого закончились деньги, попыталось поднять налоги. В 1787 году в Эдо произошло крупнейшее «рисовое восстание». Повстанцы разграбили купеческие дома и рисовые склады в городе. Казалось, мира в стране никогда не наступит.


Токугава Иенари

Общая характеристика стран Востока

Страны Востока в конце 18 века продолжали оставаться феодальными государствами с традиционным укладом жизни. В то время, когда страны Запада переживали промышленную революцию, страны Востока были озабочены сохранением существующего порядка. Западные государства искали новые рынки сбыта продукции и проникали в восточные страны. Пытаясь обезопасить себя от чрезмерного иностранного влияния, страны Востока отказались от политики самоизоляции.

Япония, Китай и Корея оставались классическими монархиями. Правители этих государств считали себя центром мира и вершиной общественного развития. Поэтому восточные монархи требовали уважения и поклонения от европейских стран. Они руководили политикой изоляционизма, чтобы сохранить независимость от внешнего мира.

Вторая половина 18 века

Во второй половине 18 века главными действующими лицами аппарата чиновников стали выходцы из простых самурайских семей Тадамицу Оока и Окинугу Танума. Окинугу, интересовавшийся ремеслами, был особенно полезен в силе. Он установил контроль над расходами и доходами казны и оценил важность торговли, одобрил создание купеческих гильдий, которые превратились в монополии. Окинугу предложил улучшить ирригационные системы для увеличения урожайности полей, интенсифицировал заселение Хоккайдо и сделал освоение новых полей более прибыльным для населения.

Следующим шагом в преодолении кризиса стали реформы Кансей Саданобу Мацудаира. Это еще больше уменьшило финансовую поддержку чиновников, ввело налоги для крупных землевладельцев, заставило феодалов хранить рис на случай голода и уменьшило трудовые обязательства крестьян.

Конец 18 века ознаменовался контактом с Россией: в 1792 году было отправлено посольство под руководством Лаксмана. Хотя кораблю разрешили причалить в Нагасаки, переговоры не увенчались успехом, и прибывшим не разрешили торговать.


Нагасаки сегодня

Восстановление с помощью американской модели

Победа США была воспринята японской элитой как доказательство эффективности американской модели общества и экономики. Вчерашний воинственный самурай в мгновение ока сменил «меч на плуг». Император публично отказался от божественного происхождения, женщинам было предоставлено право голоса, были возрождены профсоюзы, была издана директива о политических и религиозных свободах, а оппозиционным партиям, включая социалистов и коммунистов, было разрешено действовать.

В 1947 году одна из самых воинственных стран в истории приняла новую конституцию, которая установила курс на пацифизм и либеральную демократию. В то же время в 1946-1949 годах по плану экономиста Вольфа Ладежинского была проведена аграрная реформа. Большая земельная собственность была разрушена, крестьяне перестали сдавать землю в аренду — они стали ее собственниками.

Позже, в 1949-1950 годах, американский банкир Джозеф Додж разработал план стабилизации японской экономики (так называемая «линия Доджа») с помощью «шоковой терапии». Для преодоления инфляции была проведена жесткая налоговая реформа, основанная на принципе прогрессивного налога на прибыль. Вместо того, чтобы субсидировать промышленников, правительство направило помощь банкам, которые начали кредитовать компании под свою ответственность.

Джозеф Додж

Во многих крупных компаниях заморожена выплата и без того мизерной зарплаты, прокатилась волна массовых увольнений, японцы затянули пояса. Был установлен твердый обменный курс между иеной и долларом (360 к 1). Результатом реформ в соответствии с «Додж Лайн» стало принятие бездефицитного государственного бюджета, стабилизация иены и постепенное налаживание внешней торговли.

Свободное плавание

По окончании оккупационного режима экономика восстановилась, страна перешла на средний уровень развития. Делегации предпринимателей, ученых из Страны восходящего солнца стали желанными гостями на всемирных конференциях, курсах, выставках. Удалось реконструировать все отрасли промышленности, перенести акцент с легкой на тяжелую и научную промышленность. Активный импорт технологий и оборудования сэкономил время и деньги, создав универсальную производственную структуру с использованием передовых разработок.

Причины рекордной результативности

Среди причин «чуда» — низкие налоги и интенсивное освоение японской наукой новых технологий, информация о которых почти не доходила до Японии до Второй мировой войны из-за политики изоляции властей.

Японцы не нашли легкого секрета. Ключом к успеху стал ряд очень разных факторов:

  • реформа американской оккупации
  • кредиты в США
  • политическая стабильность
  • грамотная техническая перестройка
  • освоение новых технологий японской наукой
  • ориентация на экспорт
  • поддержка национального производителя
  • японский менталитет
  • дешевый труд
  • доверие к банковской системе
  • контроль над внешней торговлей

Американцы, причинившие больше всего вреда японцам, на самом деле принесли больше всего пользы. Результатом американских реформ стала стабилизация политической ситуации в стране и постепенное налаживание внешней торговли. На начальном этапе немаловажную роль сыграло отсутствие армии, что позволило значительно снизить налоги. Согласно японской конституции, военные расходы не могут превышать 1% валового национального продукта.

Впоследствии особенности японской экономической модели, в частности «кэйрэцу», не позволяли иностранцам (в том числе США) занимать нишу на внутренних рынках страны. Keiretsu — это крупное объединение различных холдингов и компаний вокруг мощного банка, который финансирует все компании в группе и практически исключает возможность их поглощения другими участниками рынка. Кроме того, эта система является выигрышной моделью защиты от экспансии иностранных компаний.

Особое внимание следует уделить японскому менталитету. Японцы всегда были отдельной нацией с многовековой практикой построения общества по строгой иерархии. Это отражается в современных деловых отношениях внутри страны. Например, для Японии характерна привязанность служащего к бизнесу на протяжении всей жизни.

Это было достигнуто как общепринятым образом жизни, так и экономическими факторами. У новичка всегда была минимально возможная зарплата, которая с годами росла за годы службы. По своей сути компания — это вторая семья. От самой компании японцы получают единовременную пенсию по принципу 1-месячной зарплаты за каждый год работы.

И, конечно, нельзя не отметить особенность государственного регулирования экономики. Государству напрямую принадлежит около трети всех основных производственных фондов, которые составляют ~ 30% ВВП. При этом экономическим планированием занимается руководство, состоящее из представителей финансовых групп и компаний, а не политики из парламента. Поэтому планы строго выполняются: штрафы за нарушения будут не от государства, а от собратьев-мастеров, что намного хуже.

Сёла

Японская экономика в период Эдо была полуестественной и зависела от поставок рисовой дани. Его уборка производилась в деревнях местными властями: старостами нануши или шоя, вождями пятерых и крестьянскими делегатами, которые контролировали пахотные земли, горы и муниципальные воды, а также выполняли различные административные функции. Решения принимались коллективно. Жители села делились на пятерых, их члены несли взаимную ответственность, вместе платили дань и предотвращали совершение преступлений. В одном селе между пятеркой существовали обычаи взаимопомощи.

Города

В результате введения системы недвижимости и отделения вассалов от их земельных участков в провинциях, самураи были переселены в города, расположенные рядом с замком правителя. Для обеспечения жизни таких самурайских поселений в них переселялись купцы и ремесленники, которых стали называть буржуазными. Власти обложили их денежными налогами на транспортировку и добычу. Самые богатые и известные горожане могли входить в городской совет и выполнять административную работу в городе.

Сельское хозяйство

Мирная эпоха Гэнроку позволила крестьянам, ранее сражавшимся в пехоте, сосредоточиться на сельском хозяйстве. Мелкие феодалы, ранее в обязательном порядке участвовавшие в войнах, вкладывали все силы в освоение земель. XVIII век в Японии характеризовался значительным расширением ирригационных систем и распашкой целинных земель. Особенно активно выращивались товарные культуры: чай, хлопок, сафлор. По всей стране возникли поля с плантациями рапса, конопли и индиго.


Период Гэнроку — эпоха развития сельского хозяйства

Промышленность и транспорт

Быстрое развитие сельского хозяйства способствовало росту промышленности и населения. После расширения поселений возле замка спрос на древесину, необходимую для строительства домов, увеличился, что привело к развитию лесного хозяйства и деревообработки. Вдобавок зародился промышленный промысел: ловились сардины, ярусы, киты, херинга и водоросли комбу. В то же время на побережье внутреннего Японского моря развивалось производство соли. Спрос на работы мастеров живописи, литейщиков и гончаров Уруши вырос.

Японские горняки открыли новые золотые прииски на острове Садо (серебро в районе Икуно провинции Сетцу и медь в районе Асио провинции Симоцуке. Эти металлы использовались для чеканки монет, которые находились в обращении по всей Японии.

Сёгунат уделял должное внимание развитию транспортной инфраструктуры. В стране было построено пять дорог, из которых главной была Токайдо, дорога из Эдо в Киото. Гостевые дворы для путешественников были построены равномерно по улицам. Создана эффективная почтовая система с использованием мессенджеров хикяку. Помимо сухопутных путей большое значение приобрели водные пути, по которым активно велась морская торговля между регионами.

Расцвет «трёх городов»

В период Эдо города Эдо, Киото и Осака приобрели значение общих японских центров.

Эдо был резиденцией правительства сёгуна и административным и политическим центром государства. В начале 18 века в Эдо проживало один миллион человек, и он стал крупнейшим городским центром в мире.

Киото был официальной столицей и культурным центром Японии. Он продолжал оставаться императорской резиденцией. Город славился ремеслами, требовавшими высокой художественной подготовки мастеров: изготовлением оружия, декоративной росписью и лакировкой уруси.

Осака была торговым городом. Разнообразные товары прибыли со всей Японии. У всех ханов были хозяйские склады в Осаке, откуда они продавали рис и некоторые особые товары из своих владений местным купцам. Все продукты, поступавшие в город, впоследствии были доставлены на корабле в Эдо.

Помимо этих городов особое развитие получили города Нагасаки, Кагосима, Мацуяма, Хиросима, Нагоя, Мито, Канадзава, Сендай и другие. Кроме того, вокруг храмов и жилых комнат возникли новые поселения.

Результаты за 18 век

Эпоха Гэнроку оказалась временем значительных изменений в истории Японии. Со времен Сэнгоку государство стало заметно стабильнее. К власти приходило все больше и больше талантливых людей из низов, включая бедных самураев и даже простых людей. Хотя период был откровенно трудным из-за стихийных бедствий и ряда неудачных реформ, изменения в характерной политической и экономической модели Генроку стали основой для дальнейшего роста, показывая, какие направления бесперспективны, а какие подходят для Японии и могут привести к успеху. Опыт этих лет позволил достичь того высокого уровня развития, который характерен для архипелага сегодня.

Источники

  • https://ExpressSmart.ru/byt-yaponcev/istoriya-yaponii-18-veka.html
  • https://JapanKyoto.ru/yaponiya-ot-a-do-ya/razvitie-yaponii.html
  • https://imaman.ru/enciklopediya/razvitie-yaponii.html
  • https://spravochnick.ru/istoriya/periody_istorii_yaponii/socialno-ekonomicheskoe_razvitie_yaponii_xviii-xix_vv/

Оцените статью
Блог о Японии