- Кто такой самурай
- Зарождение самураев как сословия
- Как формировалась культура самураев в Японии и Китае?
- Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо
- Воспитание и становление самурая
- Семь основных принципов кодекса самураев
- Благородство
- Долг и верность
- Искренность и правдивость
- Сочувствие
- Храбрость и героизм
- Честность и справедливость
- Честь и слава
- Правила поведения в обществе
- Отношение к своей жизни
- Иерархия самураев
- Ронин — самурай, потерявший хозяина
- Внешний вид, оружие и доспехи самурая
- Специфика одеяния
- Оружие самураев
- Прическа самураев
- Уникальные боевые навыки
- Принципы обучения будущих самураев: отбор учеников
- Как осуществлялся курс подготовки самурая?
- Знаменитые самураи в истории
- Сакамото Риома
- Миямото Мусаси
- Ямада Нагамаса
- Образ самурая в формате современной культуры
- 10 Занимательных фактов о самураях
- Женщины «Самураи»
- Броня
- Гомосексуализм
- Западные самураи
- Количество
- Мода
- Оружие
- Образование
- Физические характеристики
- Ритуалы самоубийства
- Закат сословия самураев
- Недовольство самих самураев
- Конец изоляционизма
- Реставрация Мэйдзи
- Гражданская война
- Окончание феодализма
- Эдикт Хайто
- Призыв на военную службу
- Ненависть простых людей
- Гибель последних самураев
Кто такой самурай
Военное имя «самурай» возникло как производное от глагола 侍 ふ «сабурау», что означает действие — «служить», в переводе — человек службы.
Первые упоминания о них появляются в средневековой Японии во время правления Сёгуна Минамото, в 12 веке. Поскольку эти времена характеризовались как относительно спокойная эпоха, количество самураев было невелико, а сами войны были в большей степени заняты мирными делами, то есть воспитывали детей и обучали боевым искусствам
Когда к власти пришел японский клан сёгунов Токугава, положение самураев резко изменилось. Их количество увеличивалось, у них был свой кодекс чести, в котором главное место занимал закон «Бусидо». После этого самурай должен заботиться о жизни и чести своего хозяина и беспрекословно подчиняться, а также не жалеть свою жизнь ради хозяина.
Следовательно, первые самураи были верными телохранителями и слугами. Сообщается, что полицейские силы были заменены в мирное время. За честное выполнение своих обязанностей они получали хорошую заработную плату и земельные участки, становясь богатыми людьми.
В 17 веке самурайские владения оформились и разделились:
-
- Хатамото — вассалы сёгуна, привилегированного сословия.
- Даймё — вассалы принцев.
- Ронины — войны, потерявшие своего хозяина, но не павшие в битвах, ставшие гражданами и ремесленниками.
- Шиноби — японский аналог ниндзя, убийцы.
Но уже в конце 18 века класс самураев начал распадаться из-за прогресса японской буржуазии. Большинство превратилось в крестьян, торговцев, некоторые перешли в религиозные культы, небольшая часть несогласных умерла как бунтовщики.
Зарождение самураев как сословия
Самураи появились в результате реформ Тайка, начавшихся в Стране восходящего солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать величайшими социально-политическими преобразованиями в истории древней Японии, осуществленными под руководством принца Нака но Оэ.
Император Камму дал большой толчок усилению самураев в начале 9 века. Этот император обратился к существующим региональным кланам за помощью в войне против айнов, другого народа, жившего на островах Японского архипелага. Кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч айнов.
Японский император Камму
В X-XII веках в процессе «схваток» феодалов образовались влиятельные семьи. У них были свои довольно значительные воинские отряды, члены которых лишь номинально состояли на службе у императора. Действительно, каждому великому феодалу нужны были хорошо обученные профессиональные воины. Они стали самураями. В этот период были сформированы основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и коня», который впоследствии трансформировался в четкий свод правил «Путь воина» («Бусидо»).
До сих пор изданы книги о принципах «бусидо», в том числе на русском языке
Как формировалась культура самураев в Японии и Китае?
«Рождение самурая»
Первые японские самураи — в традиционном понимании этого слова — были простыми крестьянами. Они установили характерную черту формирования особого класса воинов в конце 16 века, когда рабочие были вынуждены бежать от своих хозяев из-за их тирании.
Систематические крестьянские «восстания» сыграли роль в игре некоторых представителей элитного круга феодалов: последние особенно нуждались в наемных защитниках своих обширных имений и участниках прибыльной аристократии гражданской войны. Несмотря на то, что они входили в целую шайку разбойников, беглецы с трудом могли выжить на улице пару лет, поэтому между 17 и 18 веками по стране бродило все больше и больше бродяг и нищих, которые стали поступать на службу к феодалу лорды. Странников прозвали «ронинами», что дословно переводится с японского как «волны людей», «одинокие скитальцы».
Статус «ронинов» стали присваивать гораздо позже тем самураям, чьи постоянные владельцы умерли; такие самураи имели право оставаться обычными гражданами или ремесленниками.
Остальные беглецы поселились не на частных территориях элит, а на северо-востоке Японии. Местные земли находились под контролем айнов, древнего народа японских островов, на который у правительства были свои претензии. По иронии судьбы, они постепенно разрешались благодаря регулярным столкновениям между айнами и кочевыми крестьянами. Безземельные воины, сами того не подозревая, оказали государству большую услугу в плане усмирения непримиримых поселений с востока. Поэтому власти решили не только оставить вооруженных бродяг в покое, но и поощрить их работу по охране далеких границ.
Самурайский сервис
Хотя соседство с айнами отнюдь не было дружественным, взаимное влияние двух субкультур друг на друга имело место. Безземельные крестьяне, когда они ввели оседлый образ жизни, стали уделять особое внимание предметам своего дефицитного снаряжения и оружия; Историки называют это время официальным началом формирования особой этики для будущих поколений, частью которой будет передача наследникам таких реликвий, как мечи и кинжалы.
Периодом расцвета самурайской культуры в Японии принято называть вторую половину 18 века. Самураи добились беспрецедентного влияния и уважения; Ни один богатый феодал не обходился без наемных слуг в лице знаменитых самураев, а государство полностью освобождало представителей особого сословия от налогов. Вместо этого были введены довольно жесткие законодательные меры: самурай даже после официальной пенсии не имел права становиться ростовщиком, купцом или ремесленником.
Китайское искусство обращения с оружием часто связывают с распространением самураев в китайских провинциях. Историки и искусствоведы сходятся во мнении, что японская культура самураев все же прижилась и процветала на территории Китайской империи: сохранившиеся до наших дней методы фехтования и различные шедевры литературной письменности с характерными подписями самураев и принципом Обнаруженный там стихосложение свидетельствует в пользу такой теории.
Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо
Окончательное обучение самураев как особого привилегированного класса произошло, по мнению большинства исследователей, во время правления Дома Минамото в Стране восходящего солнца (это период с 1192 по 1333 год). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал условия для возникновения сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.
После того, как клан Тайра потерпел поражение, Минамото-но Ёритомо заставил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном) и сделал небольшой рыбацкий поселок в Камакура своей резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным человеком в стране: высокопоставленным самураем и премьер-министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, и двор тоже имел некоторое влияние. Но положение двора и императора еще нельзя было назвать доминирующим: например, императора постоянно заставляли следовать указаниям сёгуна, иначе он был бы вынужден отречься от престола.
Ёритомо учредил новый руководящий орган для Японии, который называется «полевой штаб». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились на все сферы японского общества.
Миномото-но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века
«Золотым веком» самураев считается период от первого сёгуна до гражданской войны в Онинах (1467–1477). С одной стороны, это был довольно спокойный период, с другой стороны, количество самураев было относительно небольшим, что позволяло им иметь хороший доход.
Затем в истории Японии наступил период множества внутренних войн, в которых самураи принимали активное участие.
Масштабные самурайские бои в эпоху Гражданской войны были частыми
В середине 16 века было ощущение, что потрясенная конфликтами империя навсегда распадется на отдельные части, но даймё (принц) острова Хонсю Ода Нобунага сумел инициировать процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году было установлено истинное самодержавие. Токугава Иэясу стал правителем Японии. Он выбрал город Эдо (современный Токио) своей резиденцией и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху также называют эпохой Эдо).
С приходом к власти дома Токугава класс самураев значительно увеличился: почти каждый пятый японец стал самураем. Поскольку внутренние феодальные войны ушли в прошлое, самурайские воинские части в это время в основном использовались для подавления крестьянских восстаний.
Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава
Старейшими и наиболее важными самураями были так называемые хатамото, непосредственные вассалы сёгуна. Однако большинство самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и очень часто у них не было земли, но они получали какую-то зарплату от своего хозяина. В то же время у них были довольно большие привилегии. Например, законодательство Токугава разрешало самураям убивать на месте «гражданина», который вел себя непристойно, без последствий.
Существует заблуждение, что все самураи были довольно богатыми людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава были бедные самураи, которые жили не намного лучше обычных крестьян. А чтобы прокормить свои семьи, некоторым из них все еще приходилось обрабатывать землю.
Самурай 17 века: фигурка
Воспитание и становление самурая
Поскольку самураи в Японии были великими и легендарными персонажами, и перед сном родители рассказывали о них истории и легенды, с раннего возраста они хотели быть похожими на них, такими же храбрыми и отважными. Сыновья самураев гордились своими отцами и стремились вырасти достойными продолжателями семьи и традиций.
Чтобы воспитать такого воина, нужно было с ранних лет разрабатывать многоуровневый процесс.
Соблюдая кодекс самураев, дети воспитывались в безоговорочном послушании старшим и в полной уверенности в том, что мужчина — единственный глава семьи. Кроме того, была изучена техника Иемото, переплетенная с жесткими правилами дисциплины и поведения, которые нельзя было нарушить.
История сохранила описание того, как мало самураев учили на будущих испытаниях. Помимо обязательного владения различными боевыми искусствами, считалось необходимым полностью овладеть своим телом и духом. Воины должны терпеть боль, не проявляя своих чувств стонами или другими знаками. От него также требовалось спокойно и с достоинством подчиняться приказам старца.
В средние века мальчики подвергались испытаниям на выносливость, например, несколько дней сидели в холодной комнате в темноте и голоде, но не позволяли себе ни одной жалобы. Некоторые отцы, возможно, заставляли своих детей проводить ночи на кладбище, бодрствовать, босиком в холодную погоду или выполнять тяжелую работу.
Самый важный возраст, в котором ребенок уже считался будущим воином, — это 5 лет после презентации самурайского меча Боккен. С этого момента начинается активное обучение фехтованию и самообороне, а также освоение навыков плавания и верховой езды. Поскольку самурай находится рядом со своим хозяином, он должен быть образован, красиво и правильно писать, знать историю своей страны и литературу, чтобы поддерживать любой диалог. Также желательно разбираться в музыке, философии и владеть любым ремеслом, чтобы прокормить себя и свою семью.
Пройдя этот долгий путь, в 15 лет мальчик стал воином, то есть самураем.
Семь основных принципов кодекса самураев
Благородство
Самурай не должен вести себя агрессивно без причины, ему это не нужно, чтобы показать свою силу. Самурай вежлив даже с врагами. Без уважения к людям не станешь лучше животного. Самурая уважают не только за его силу в бою, но и за то, как он ведет себя с другими людьми.
Долг и верность
Самурай несет ответственность за свои действия, которые он берет на себя добровольно, несет ответственность за то, что он сделал. Он абсолютно лоялен и предан своему начальнику и является образцом для подражания для своих подчиненных. Слово мужчины — это его следы, вы можете следовать за ним, куда бы он ни пошел. Просто следите за тем, куда вы собираетесь!
Искренность и правдивость
Если самурай говорит, что что-то сделает, он это сделает. Ничто в этом мире не может его остановить. Ему не нужно «давать слово» — обещать или ругаться. То, что он сказал об этом, уже гарантия соблюдения. Сказать и сделать одно и то же.
Сочувствие
Интенсивные тренировки делают самураев быстрым и сильным. Они отличаются от других, они приобретают силу, которую нужно использовать на благо всех. У самурая есть сочувствие, поэтому он использует любую возможность, чтобы быть полезным другим. Если судьба не дает ему такой возможности, он находит ее самостоятельно. Самурайское сочувствие, прежде всего, должно быть направлено на женщин и детей.
Храбрость и героизм
Поднимитесь над толпой. Спрятаться в панцире, как черепаха, означает вообще не жить. Самурай должен обладать духом героя. Это очень опасно и рискованно, но только в то же время жизнь полна. Героизм не слепой, а умный и сильный. Замени свой страх уважением и осторожностью.
Честность и справедливость
Всегда будьте честны в своих действиях. Верьте в справедливость — не в других людей, а в то, что в вас. Для самурая нет полутонов, когда дело касается чести и справедливости, есть только черный или белый, истинный или ложный. Ни один честный человек с чистой душой не должен бояться правды.
Честь и слава
Есть только один судья самурайской чести: он сам. Решения, которые вы принимаете, и действия, которые вы предпринимаете, отражают то, кем вы являетесь на самом деле.
Самураи (giap. 侍, busi jap. 武士) — в феодальной Японии — светские феодалы, начиная от великих суверенных князей (даймё) и заканчивая мелкой знатью; в строгом и наиболее часто употребляемом смысле — военно-феодальный класс мелкой знати.
Правила поведения в обществе
- Прежде чем высказать свое мнение человеку, подумайте, смогут ли они его принять.
- Зевать перед другими людьми — дурной тоном.
- грубо говорить с опущенными глазами.
- Нельзя ходить, держа руки в щелях по бокам хакама.
- Правила написания писем требуют, чтобы вы всегда отвечали одной буквой на одну букву, даже если ваш ответ состоит из одной строки.
- Сделав ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это будет сделано без промедления, о нем скоро забудут.
- Тот, кто пьян и хватается за меч, показывает не только безрассудство, но и трусость.
- Даже если вы знаете, что вас могут убить в этот же день, вы должны достойно встретить смерть и позаботиться о своей внешности. Ведь враги будут презирать вас, если вы будете выглядеть неряшливо.
- Самураю следует избегать большого количества сакэ, чрезмерной гордости и большой роскоши.
- Спрашивать, когда знаешь, значит быть вежливым. Совершенно необходимо спрашивать, когда вы не знаете.
Отношение к своей жизни
- Прилежно учись на протяжении всей жизни. Каждый день становитесь более умелыми, чем накануне, а на следующий день — более умелыми, чем сегодня. У выращивания нет конца.
- Подражание чужим традициям — это снисходительность.
- Путь самурая — погоня за смертью. Десять врагов не справятся с одержимым человеком.
- Перед лицом неудач и трудностей недостаточно не беспокоиться. Перед лицом трудностей нужно смело и радостно бежать вперед.
- Тяжесть болезни и других напастей определяется нашим отношением к ним.
- Человек бесполезен, если он не понимает, что «сейчас» и «само то время» — одно и то же.
- Поскольку смерть всегда рядом, нужно приложить усилия и действовать без промедления.
- По правде говоря, жизнь человека длится мгновение, так что живи и делай, что хочешь.
- Если человек вначале не контролировал свое тело и разум, он никогда не победит врага.
- Вам просто нужно принять то, что вы можете закончить за один день. Даже завтра будет только один день.
Иерархия самураев
Самураи жили в иерархическом обществе. В Японии они считались аристократическим классом, но эти воины также служили даймё — феодальным лордам, руководившим местностью.
В свою очередь, даймё служил сёгунам, которые практически правили Японией во время военной диктатуры, известной как сёгунат, хотя номинально страной правил император.
Ронин — самурай, потерявший хозяина
Некоторые самураи оказались на задворках общества. Если у самураев не было хозяина либо из-за смерти их покровителя, либо из-за того, что самураи попали в немилость, их называли ронинами. С японского «ронин» означает «странник”.
Поскольку самураи, согласно кодексу бусидо, должны были убить себя в случае смерти своего хозяина, ронины имели плохую репутацию в феодальной Японии и часто работали наемниками.
Внешний вид, оружие и доспехи самурая
Внешний вид средневековых самураев достоверно известен из многих источников. На протяжении веков их внешний вид практически не изменился. Чаще всего самураи носили мешковатые штаны, напоминающие укороченную юбку, с прядью волос на голове, называемые мотодори. Для этой прически лоб брили, а оставшиеся волосы были заплетены в узел и прикреплены к макушке.
На этом фото хорошо видны традиционные прически самураев
Что касается оружия, то за долгую историю самураи использовали разные виды оружия. Изначально основным оружием был короткий тонкий меч, называемый чокуто. Затем самураи перешли на изогнутые мечи, которые в конечном итоге превратились в катаны, известные сегодня во всем мире. В кодексе бусидо сказано, что душа самурая содержится в его катане. И неудивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с даишем, короткой копией основного меча (даиш, кстати, имел право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).
Помимо мечей самураи использовали еще и луки, поскольку с развитием военного дела личное мужество, умение сражаться с противником в ближнем бою стало иметь гораздо меньшее значение. А когда в 16 веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, в период Эдо популярны были кремневые ружья под названием танегасима.
Самурай с ружьем
На поле боя самураи облачены в особые доспехи — доспехи. Этот доспех был роскошно декорирован, выглядел немного нелепо, но каждая его часть выполняла свою определенную функцию. Броня была прочной и гибкой, что позволяло владельцу свободно перемещаться по полю боя. Доспехи состояли из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шелковыми шнурками. Оружие защищали прямоугольные подплечники и бронированные рукава. Иногда такой рукав не надевали на правую руку, чтобы было легче сражаться.
Неотъемлемой частью доспехов был шлем Кабуто. Его чашеобразная часть состояла из металлических пластин, соединенных заклепками. Интересной особенностью этого шлема является наличие пуховика (прямо как у Дарта Вейдера из «Звездных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Наряду со шлемами самураи иногда носили мрачные маски Менгу — для устрашения врага.
Самурай в доспехах
В целом этот боевой жилет оказался очень эффективным, и армия США, как утверждают специалисты, создала первые доспехи именно на основе средневековых японских доспехов.
Специфика одеяния
Варианты военной одежды самураев (эти виды экипировки являются мужской самурайской одеждой из клана Минамото)
Одежда самураев включала в себя множество различных защитных и даже декоративных элементов; такой же рыцарский костюм по сравнению с самурайским был довольно блеклым и не очень функциональным.
Что входило в одежду элитного японского наемника:
- Грудной (грудной, к которому прикрепляли пластины для защиты области шеи);
- Пластины из лакированного металла, составляющие структуру арматуры;
- Юбка-пластина, состоящая из восьми частей и собранная на основе многочисленных чешуйчатых металлических полос;
- Протекторы для рук (доспехи для ладоней с петлями для большого и среднего пальцев, обеспечивающие особенно надежную фиксацию при стрельбе из лука);
- Плечи, наколенники и тазобедренные суставы;
- Шлем с маской;
- Шнуровка (подвязка костюма изготавливалась из кожаного, шелкового или тканевого шнура, который мог содержать фамильные приметы владельца облачения).
Полное самурайское снаряжение — на примере скульптуры Мияо Эйсуке
Оружие самураев
Самураи обладали невероятно большим арсеналом средств самообороны. Только в стандартный набор входило до двух десятков различных видов оружия, в основном включая мечи и кинжалы.
Исследователи-археологи составили довольно внушительный список этих клинков, характеристики которых должны были быть прекрасно известны представителям класса самураев:
«Вакидзаси»
Вакидзаси — самый простой в использовании вариант холодного оружия, ширина рукояти была не более полутора кулаков. Меч не уступал по остроте самому современному и тяжелому оружию защиты; Первоначально его носили ремесленники и торговцы, которые собирались изучить самурайское искусство военного дела. «Вакидзаси» был незаменим в использовании тактики рукопашного боя: самурай лаконично, характерно для опытного японского бойца, противостоял врагу, заставляя его голову падать точным движением меча.
«Вакидзаси» в версии без обнажения (второй меч сверху). Сравнение размеров клинка с клинками других японских мечей типа «танто»
Самураи также могли выполнять ритуал харакири с помощью «вакидзаси», если бы «кусунгобу» — кинжал, специально созданный для этого заветного ритуала, не находился поблизости для самоубийства. «Вакидзаси» — единственное самурайское оружие, которое воин из достоинства и уважения к своему искусству и работе никогда не снимал с пояса или спины, где легендарный меч был прикреплен к специальному кабелю «согео» или сложен в ножны.
«Катана»
Самый распространенный вид холодных «тряпок», которым владел каждый уважающий себя самурай без исключения. Рукоять «катаны» намного шире, чем у «вакидзаси» — это 3,5 кулака; Было принято обертывать его в шкуру акулы для хорошего захвата, когда держишь за основание меча.
Катана и Вакидзаши. Сравнение размеров обоих мечей Интересно! Для «катаны» у самураев были специальные ножны; их называли «ватаримаки» — они предназначались исключительно для ношения длинных лезвий, которые крепились с помощью петли-рукава, закрывающей ножны.
«Нодаччи»
Нодачи также называют «полевым мечом»; его клинок мог достигать в длину одного и двух метров. Исследователи обнаружили целые реликвии семейного оружия, общая длина которого составила три метра. Самураи использовали его при столкновении с вражеской конницей: целая группа самураев мгновенно срезала рыцарей, размахивая «нодачи».
Обе версии пистолета нодачи; обнаженный меч — образец традиционного японского клинка, общая длина которого составляет два метра
«Тати»
Меч под названием «тачи» отличается максимальной кривизной клинка. Его корпус был покрыт гораздо более сложными мотивами, чем декоративный орнамент «катаны», хотя оба они совпадают по длине.
Роскошное убранство меча тати придавало его владельцу солидности; «Тачи» был любимым предметом одежды аристократических самураев, видные представители которых демонстрировали оружие во время официальных визитов, приемов и других торжеств.
«много»
это самый маленький вид самурайского меча. Изготовили клинок быстро, кузнецам нужно было обработать для будущего клинка 30-35 см металла.
Образец малого самурайского меча «танто». Выставка антиквариата
Козука (когатана)
Японский «кодзука» — боевой нож с минимальной кривизной клинка — самурай также носил за спиной и мог использовать его как более выгодный аналог однолезвийного оружия «та-чи», более пригодный для повседневного казни задачи наемника. «Кодзуки» служили незаменимым оружием в случае «стрелять на поражение»: воин не пренебрегал применением такого метательного ножа, как кинжал, особенно если военная обстановка требовала немедленной атаки или осады.
«Когатана». Его использовали как в военном, так и в церемониальном (ритуальном) аспекте служения искусству самурая. Это интересно! Самурай должен был придерживаться правила ношения как минимум двух мечей. Это был своего рода обязательный набор из пары инструментов — одного большого (длинного) и второго маленького (короткого), которые сами японские мастера до сих пор с любовью называют «дайсё». «Дайсё» или «дэзэ» обычно состояли из «катаны» и «вакидзаси». Большинство воинов предпочитали эту комбинацию; некоторые самураи заменяли вакидзаси на танто или кинжал, чтобы выполнить сэпукку (харакири), ритуал «кусунгоба».
Прическа самураев
Пожалуй, самой отличительной особенностью внешности самураев была прическа чонмаге, которая представляет собой пучок на макушке головы.
Хотя он был менее привлекательным, его назначение было практичным. Такой дальний свет на макушке лучше держал шлем в бою.
Помимо луча на голове, самураи часто частично брили голову, также для более удобного ношения шлема.
В ранний период самураи носили бороды и усы, поскольку считалось, что растительность воина создает устрашающий вид. Позже самураи начали сбривать волосы на лице и бровях, чтобы предотвратить раздражение, вызванное жарой.
Уникальные боевые навыки
Основная идея самурайской техники атаки мечом или кинжалом — наносить преимущественно острые удары. Точность таких ударов достигается тем, что меч ведется строго вдоль оси, а не раскачивается под прямым углом. Самурай полностью передает растягивающую нагрузку на левую руку, а его правая следует только за последней. Глядя на действие со стороны, кажется, что воин старается разрезать врага на как можно больше частей, а не наносить стандартные удары по его скрытым и уязвимым точкам.
Самурайский стиль
Использование азиатскими мастерами рубящих и пильных движений любым из видов своего «репрезентативного» оружия — вот принципиальное отличие западной техники фехтования от самурайского подхода к фехтованию. По той же причине самураи не придавали значения феноменальной толщине доспехов, в отличие от рыцарей средневековой Европы, чьи боевые костюмы представляли собой плотно зашитые пластинчатые доспехи и сводили к минимуму излишнюю мобильность человека. Даже древние воины раннего средневековья, выходцы из поселений айнов, практиковали не столько лобовые атаки, сколько приемы со всевозможными защитными приемами. Если самурай готовился к осаде, он это четко понимал: движение должно быть одним и единственным, чтобы противник не пронзил японский клинок своим более тяжелым и грубым мечом. Классическое оружие со средним корпусом также быстро пришло в негодность; у него не было ни времени, ни места, чтобы обзавестись новым самураем.
Японские самураи превосходили всех остальных в профессионализме: искусство фехтования с помощью набора оружия «дайсё» предполагало мастерское владение своим телом при использовании различных видов боевых стоек. Успешная реализация всего потенциала традиционного самурайского меча предполагала тщательный расчет движений и правильную оценку стиля вражеского воина — в этом случае самурай с изящным и быстрым «па» не только смог бы причинить ему боль, но на самом деле разрезать человека пополам. Для этого любили использовать оружие катана — меч относился к двуручному типу, а суммарная мощность физической силы самураев и возможности изогнутого клинка оказались чрезвычайно большими.
Принципы обучения будущих самураев: отбор учеников
Учреждения по воспитанию будущих доблестных воинов не принимали всех в ряды студентов: кандидатами могли считаться мужчины и представители, желательно из высшего и среднего классов. Выпускником настоящей школы самураев был исключительно молодой человек позднего отрочества, но родословная молодого человека может быть не самой «престижной»: мальчик бросил отца-ростовщика, дядю-гончара или бедного дедушку-ронина и прошел базовую семилетку годовое обучение под руководством преподавателя.
Ученик самурая
Сын известного или просто успешного на государственной службе самурая с детства пользовался особыми привилегиями и вниманием. Отец-самурай одел своего ребенка в шлем или латную тунику и приказал нарисовать его портрет, чтобы выставить его в углу дома для призов и оружия, особенно когда семья ждала почетных гостей. В возрасте десяти лет человечек знал все названия и характеристики каждого оружия и часто уже имел представление об основных боевых позициях и нюансах движения меча; Заслуженный отцовский авторитет и доброе имя были привязаны к мальчику практически с детства. Все это значительно облегчало дальнейшее обучение юных самураев в стенах школы, чего нельзя было сказать о сиротах или детях бедных опекунов, проживающих в институте.
Маленькая девочка могла полагаться — в лучшем случае — только на домашнее обучение некоторым самурайским традициям и обычаям: девочки из знатных семей в возрасте пятнадцати лет стали верными друзьями и помощниками самураев-мужчин, которые позже научили своих жен нюансам выполнения сэппуку ритуал и метание кинжалов. Девушек крестили онна-бугейся; на национальном языке это означает «человек боевых искусств». Их умения хватило, чтобы расправиться с одинокими разбойниками на открытой местности и защитить мужа во время самых серьезных расправ.
Как осуществлялся курс подготовки самурая?
Самурайские техники
Самурайская школа фехтования на протяжении многих веков прославляла азиатскую цивилизацию. Они потратили много времени на боевую тактику: самурай был обязан владеть двумя разными мечами на высшем уровне одновременно, в кратчайшие сроки научиться ориентироваться на местности, выполнять необходимые оперативные меры, работать слаженно в команде с остальными бойцами, чтобы использовать скрытый потенциал деталей своего боевого костюма, сражаться насмерть умело и достойно даже без должной степени владения оружием, а также знать нюансы сэппуку.
Педагоги уже на первом занятии задавали тон всему последующему обучению: наставник говорил о недопустимости непослушания во время уроков, о непоколебимой вере в авторитет Сэнсэя (уважаемого и правильно подобранного мастера фехтования), о важности максимальной отдачи (не столько физической, сколько духовной) студента за многие годы.
Сэнсэй, в свою очередь, стремится дать ясное понимание того, что является истинным искусством самурайского боя на мечах; Ученик усвоил многие военные постулаты культуры обращения с оружием, в том числе семь непоколебимых догм:
- Меч — бесчисленный спутник жизни самурая. Не пренебрегайте правильным уходом за ним, который включает: регулярную чистку, правильное хранение в ножнах и на горизонтальной установке «катана-каке» (или «тачи-каке» — на вертикальной стойке для бытового оружия), а также грамотное ношение меч для некоторых длительных сопровождающих экскурсий.
- Подбирать и держать в руках любой меч — будь то роскошное двухметровое оружие «нодачи» или скромное 30-сантиметровое лезвие «танто» — нужно было делать единственно возможным способом, а именно: рабочей рукой (часто правой) с с помощью безымянного пальца и мизинца возьмитесь за рукоять оружия, а указательный палец должен просто упираться в его основание. Тогда давление на оружие будет распределяться по ладони с уменьшением кверху.
- Военный этикет требует абсолютно деликатного обращения с мечом в самом процессе фехтования: самурай наносит только быстрые и резкие удары строго по ориентиру, избегая бесцельных волн или дразнящих движений в сторону противника в первые моменты боя.
- Оружие должно быть испытано учеником и выбрано им, чтобы наиболее вероятно реализовать сэппуку, которое каждый самурай так или иначе совершит в неразрешимых обстоятельствах (захват, вероломное предательство мастера, невыносимая угроза и компрометация достоинства честного воина и так далее)
- Добровольно расстаться с мечом или потерять его по безрассудству — все равно что расстаться с головой и душой. Меч был не просто оружием нападения или защиты; он был, согласно верованиям древнейших японских мудрецов, вместилищем человеческого духа и беспристрастным исполнителем воли высших сил.
- Самураи более низкого ранга (например, купец или бывший художник, который работает, продавая холсты) могут свободно служить в соответствующем звании и зарабатывать этим на жизнь, но использование и использование «репрезентативных» длинных мечей — катаны, вакадзаши, нодачи , тачи и тому подобное — к концу 17 века они были запрещены.
- Самурай не унижает своего достоинства, женившись на дочери торговца или из-за случайных связей с наследницами коммерческих дел своего отца.
Обучение самураев не ограничивалось обучением только на военных кораблях. Самурайское образование характеризовалось прочной духовной, моральной и интеллектуальной основой: учеников старших школ обучали конфуцианской математике и философии, выразительному письму и стихосложению, тонкостям светского этикета и основам делового права.
Знаменитые самураи в истории
Сегодня кажется, что самураи — это персонажи далеких сказок, но в Японии помнят и чтят знаменитых воинов:
- Тайра-но Киёмори (1118 — 1181) был создателем первой административной системы и в то же время был воином-политиком, которому удалось подавить восстание, в конечном итоге став лидером двух кланов воинов в Киото. В дальнейшем она смогла выйти замуж за императора Такакура и активно участвовать в передаче престола своему внуку.
- Бенкей (1155 — 1189) — любимец детей и герой японского фольклора, в котором он описан как сын демона или даже бога. В рассказе он описывает его как двухметрового непобедимого воина, который во время каждого сражения совершал нечто невообразимое. Героическая смерть самурая после того, как его оставили, даже мертвого, стоящего между ран и стрел, получила историческое название «Постоянная смерть Бенкей.”
- Хаттори Ханзо (1542 — 1596) — известный ниндзя. Впервые он вкусил победу в 16 лет, и враги его боялись, потому что считали, что он способен исчезнуть, предсказывать будущее и влиять на психику своих врагов. В старости он стал монахом.
- Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598) прошел путь от простого фермера до второго великого объединителя Японии. Он призвал запретить мирным людям носить оружие, построил множество церквей и активно боролся против христианства.
- Ода Нобунага (1534–1582) Он изменил искусство ведения войны, применив огнестрельное оружие и длинные пики, и изменил систему классов воинов, основанную исключительно на навыках.
- Миямото Мусаси (1584–1685) считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Он основал свою собственную технику боя на двух мечах, а также написал множество книг по философии войны, стратегии и тактики. Я ни разу в жизни не проиграл на дуэли.
Сакамото Риома
Сакамото Рёма — японский политический и общественный деятель периода Эдо, важная фигура в движении против сёгуната Токугава. Один из национальных героев Японии. Настоящее имя: Сакамото Наонари. Ник — Сайдани Уметаро. Почитается как синтоистское божество в токийском святилище.
Миямото Мусаси
Миямото Мусаси был великим фехтовальщиком и ронином, который ни разу не потерпел поражений в своих 60 боях на мечах. Миямото был также автором Книги пяти колец. Горин — нет, да. Путь стратегии », в котором подробно описывается оригинальная философия и техника кендзюцу.
Ямада Нагамаса
Ямада Нагамаса стал ронином после битвы при Сэкигахаре. Он был японским авантюристом, который приобрел значительное влияние в королевстве Аюттхая в начале 17 века и стал советником короля Сиама, губернатора провинции Накхонситхаммарат, расположенной на Малайском полуострове в современном южном Таиланде.
Образ самурая в формате современной культуры
Древнего самурая, этого таинственного и отважного воина эпохи раннего средневековья невозможно было забыть — и это не просто вековой отпечаток его могущественного образа в национальной истории Японии.
Неоднократное возвращение к культурному наследию каждого континента и всех сторон света проявляется в искусстве двадцатого века. Восточное сокровище в виде легенд об эстетических битвах самураев было немного приоткрыто, а затем были популяризированы коммерческие предприятия Америки, одним из которых была компания Marvel: студия выпустила целый сборник комиксов «Самурай: Легенда », повествующая о приключениях юного Такео, ученика самурайского монастыря-убежища.
Молодой человек разгадывает тайны своего прошлого, одновременно пытаясь найти своего любимого брата и надеясь спасти средневековую Японию от надвигающейся великой катастрофы. Вся линия комиксов состоит из девяти номеров, где иллюстрации оформлены на высшем уровне.
«- Графика потрясающая! Это магия. »- восторженные отзывы пользователей японских комиксов и манга-порталов о презентации обложки первого выпуска сериала« Самурай: Легенда »говорят сами за себя
Студия тщательно подошла к истории японского мальчика-самурая, воссоздав этот несравненный колорит азиатского мира; Культурный код Японии, которым лелеют ее сыновья-самураи, тонко переплетается с насущными социальными проблемами и ограничениями, которые беспокоят современных людей.
Тату самурай
тату самурай на бедре
самурай татуировки
самурай татуировки
sekiro татуировки
тату самурай на спине
тату самурай
самурай татуировки
самурай татуировки
тату самурай
10 Занимательных фактов о самураях
Женщины «Самураи»
Хотя самурай — это чисто мужской термин, в японском социальном классе, называемом буси, из которого произошли самураи, были женщины, которые получили образование в боевых искусствах и стратегии наравне с мужчинами. Эти женщины называли себя Онна-Бугейша и сражались вместе со своими коллегами-мужчинами. Их излюбленным оружием обычно была нагината, копье с изогнутым клинком, похожим на меч, которое было практичным, универсальным и относительно легким.
Из-за того, что в исторических текстах об этих воинах было относительно мало упоминаний (традиционная роль японских дворян заключалась в поддержании семейного очага), мы полагали, что они составляли лишь небольшое меньшинство. Однако недавние исследования показывают, что японские женщины дрались гораздо чаще, чем говорят нам учебники по истории. Когда человеческие останки, найденные на месте битвы при Сенбон-Мацубару в 1580 году, были подвергнуты анализу ДНК, 35 из 105 тел были женскими. Поиск на других сайтах дал аналогичные результаты.
Броня
Самая странная вещь в самураях — это, наверное, их необычно украшенные доспехи. Однако следует отметить, что каждая его часть была функциональной. Доспехи самураев, в отличие от доспехов европейских рыцарей, всегда создавались с учетом мобильности. Хорошая броня должна быть прочной, но достаточно гибкой, чтобы позволить владельцу свободно передвигаться на поле боя. Доспехи состояли из лакированных листов кожи или металла, тщательно связанных между собой кожаными или шелковыми шнурками. Оружие было защищено большими прямоугольными щитами и легкими броневыми рукавами. Правая рука часто была без рукавов, чтобы было легче двигаться.
Самой странной и самой темной частью доспехов был шлем Кабуто, который также сыграл свою роль. Его чаша состояла из склепанных металлических пластин, а его лицо и лоб были защищены броней, которая была привязана за его головой и под шлемом. Самая известная особенность шлема — пуховик, похожий на Дарта Вейдера (дизайн шлема Дарта Вейдера был фактически вдохновлен самурайским шлемом). Он защищал владельца от ударов стрел и мечей со всех сторон. Многие шлемы также имели украшения и аксессуары, в том числе демонические маски Менгу с усами, которые защищали лицо владельца и пугали врага. Кожаная кепка, надеваемая под шлем, обеспечивала необходимую подкладку.
Хотя самурайские доспехи со временем претерпели значительные изменения, их внешний вид всегда оставался достаточно похожим для неподготовленного взгляда. Она была настолько хорошо сделана и эффективна, что американские военные фактически основали раннюю современную броню на конструкции самурайской брони.
Гомосексуализм
Не многие знают, что самураи были очень раскрепощенными, когда дело касалось полового акта. Подобно спартанцам, другой культуре воинов, самураи не только принимали наличие однополых отношений в своей культуре, но и активно поощряли их. Эти отношения, как правило, были между опытными самураями и новичками, обучающимися молодыми людьми (опять же, очень похожими на спартанскую культуру). Эта практика была известна как вакасудо, «путь юности», и, согласно найденным свидетельствам, все члены класса самураев прошли через нее. Фактически, вакасудо было настолько распространенной практикой, что даймё приходилось отвечать на несколько неловких вопросов, если он отказывался участвовать в практике.
Хотя вакасудо считался одним из фундаментальных аспектов пути самураев, история предпочла умалчивать об этом. Даже портреты самураев в массовой культуре, представленные режиссером Акирой Куросавой и его другом, актером Тоширо Мифунэ, никогда не учитывали этот аспект.
Западные самураи
Читатели, которые смотрели фильм «Последний самурай», могут помнить, что при особых обстоятельствах кто-то за пределами Японии мог сражаться на стороне самураев и даже стать одним из них. Эта особая честь (которая включала выдачу самурайского оружия и присвоение нового японского имени) могла быть предоставлена только могущественным лидерам, таким как даймё (землевладельцы) или сам сёгун (военачальник).
Есть истории о четырех западных мужчинах, завоевавших титул самурая: авантюристе Уильяме Адамсе, коллеге Яне Йостен ван Лоденштейне, военно-морском офицере Юджине Коллаше и торговце оружием Эдварде Шнелле. Из этих четырех Адамс был первым и наиболее влиятельным: он был знаменосцем и советником самого сёгуна. Забавно то, что никого из людей, стоящих за персонажем Тома Круза в «Последнем самурае» (Фредерик Таунсенд Уорд и Жюль Брюнет), никогда не называли самураем.
Количество
Многие думают, что самураи были либо редкими элитными силами (такими как морские котики в США или спецназ в России), либо строго определенной небольшой кастой дворян. Однако на самом деле самураи были отдельным социальным классом. Первоначально слово «самурай» означало «служащий в непосредственной близости от знати». Со временем этот термин развился и стал ассоциироваться с классом буси, особенно со средним и высшим классами солдат.
Это означает, что этих могучих воинов было намного больше, чем мы обычно думаем. Фактически, на пике своего правления до 10% японского населения составляли самураи. Считается, что из-за их большого количества и длительного влияния на историю Японии каждый японец, живущий сегодня, имеет хотя бы немного самурайской крови.
Мода
Самураи были рок-звездами своего времени, и их стиль одежды оказал огромное влияние на моду того времени. Однако, за исключением более официальных случаев, самураи не одевались вычурно или чтобы произвести впечатление. Хотя их одежда была тщательно сшита, каждый аспект был разработан для удовлетворения потребностей воинов.
Самурай одет для скорости, путешествий и свободы передвижения. Их обычная одежда состояла из хакама и кимоно или хитатарэ, состоящего из двух частей жилета с выступающими подплечниками. Костюм оставлял руки свободными, а жилет хитатарэ можно было быстро сбросить в случае неожиданного нападения. Кимоно обычно делали из шелка из-за его свежести, приятного на ощупь кожи и внешнего вида. В качестве обуви использовались деревянные туфли или сандалии.
Самой отличительной частью самурайской моды была булочка, которая также была самой популярной. За исключением буддийских монахов (которые бреют головы), люди из всех слоев общества носят булочки на протяжении сотен лет. Привычка совмещать волосы, собранные в пучок, с частично выбритой головой, возможно, возникла из-за необходимости — с выбритым лбом было удобнее носить шлем.
Оружие
В качестве солдат самураи использовали самые разные виды оружия. Изначально они носили меч под названием чокуто. Фактически, это была более тонкая и уменьшенная версия прямых мечей, которыми пользовались средневековые рыцари.
По мере развития техники изготовления мечей самураи перешли на изогнутые мечи, которые в конечном итоге превратились в катану. Катана, пожалуй, самый известный тип меча в мире и, безусловно, самый культовый из всех самурайских видов оружия. Бусидо (кодекс самураев) гласит, что душа самурая находится в его катане, что делает ее самым важным оружием, которое есть только у самурая. Катаны обычно носили с парными лезвиями меньшего размера, которые назывались дайсё «дайсё». Этот клинок был символом статуса и использовался исключительно самураями.
Несмотря на то, что некоторые самураи на самом деле сражались только с катаной в руке, большинство из них предпочитали более практический подход. Мечи были далеко не единственным оружием, которое они имели в своем распоряжении. Они часто использовали юми, длинный лук, который практиковали с почти религиозным рвением. Копья были скорее символом личного мужества на поле боя и в конечном итоге были заменены тщательным планированием и тактикой. Когда в 16 веке появился порох, самураи отказались от луков в пользу огнестрельного оружия и пушек. Их любимым дальнобойным оружием была танегасима, кремневое ружье, которое стало популярным среди самураев периода Эдо и их пехотинцев.
Образование
Неотъемлемая часть знати своего времени, представители класса самураев были больше, чем просто воинами. Большинство самураев были высокообразованными. В то время, когда очень немногие европейцы умели читать, уровень грамотности самураев был чрезвычайно высоким. Они также получили математическое образование.
По словам Бусидо, самураю приходилось пытаться совершенствоваться разными способами, в том числе не связанными с военными действиями. Для этого класс самураев принимал участие в многочисленных культурных и художественных обрядах. Поэзия, альпинарии, монохромные рисунки тушью и чайные церемонии были обычными аспектами самурайской культуры. Они также изучали такие предметы, как каллиграфия, литература и флористика.
Физические характеристики
Массивные доспехи и оружие самураев делали их гигантскими, и в поп-культуре они часто описывались как довольно большие и хорошо сложенные. А это полная противоположность действительности. На самом деле большинство самураев были маленькими. Рост самураев 16 века, как правило, составлял от 160 до 165 сантиметров, к тому же они были очень худыми. Для сравнения, рост европейских всадников того же периода, вероятно, составлял от 180 до 196 сантиметров.
К тому же благородные самураи, возможно, были не такими «чистыми», как им хотелось бы соревноваться со всей Японией. По сравнению со средним японцем, представители класса самураев были заметно более волосатыми, а их кожа светлее. Их профиль, а именно переносица, также был значительно более европейским. По иронии судьбы, свидетельства указывают на то, что самураи на самом деле происходят от этнической группы, называемой айны, которую японцы считают низшей по происхождению и часто подвергаются дискриминации.
Ритуалы самоубийства
Одна из самых страшных черт самурая — это сэппуку (также известное как «харакири»). Это ужасное самоубийство, которое должен был совершить самурай, если он не мог следовать бусидо или был захвачен врагом. Сэппуку было добровольным и использовалось в качестве наказания. В любом случае, это обычно считалось чрезвычайно благородным способом смерти.
Большинство людей знакомо с версией харакири «поля битвы», в которой смерть была быстрой и грязной. Это выполнялось путем прокалывания живота коротким лезвием и движения им слева направо, пока человек почти не разрезал себя пополам или, фактически, не выпотрошил себя. В это время человек, совершивший самоубийство, обычно друг самурая, обезглавил выпотрошенного самурая мечом (иначе смерть была бы чрезвычайно долгим и болезненным процессом). Однако полноценное сэппуку оказалось гораздо более сложным процессом.
Формальное сэппуку — это длительный ритуал, который начинается с церемониального омовения. Затем самурай был одет в белую одежду и подавался со своей любимой едой (точно так же, как последняя трапеза для людей, приговоренных к смертной казни). После того, как он закончил есть, на его пустую тарелку положили лезвие. Перед смертью ему пришлось написать стихотворение, традиционный текст танка, в котором он выразил свои последние слова.
После того, как стихотворение было закончено, он схватил лезвие, обернул его тканью (чтобы он не порезал ему руку) и покончил жизнь самоубийством. И снова человек, присутствовавший при самоубийстве, добил его, отрезав себе голову. Однако он старался оставить впереди небольшую полоску плоти, чтобы при падении головы вперед она могла оставаться в руках мертвого самурая. Это также было сделано для того, чтобы голова случайно не полетела в сторону публики, что навлекло бы на себя вечный позор помощнику самурая, покончившего с собой.
Закат сословия самураев
Начало распада класса самураев связано с тем, что даймё больше не нужны большие личные отряды воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались без работы, превратившись в ронинов (самураев без хозяина) или ниндзя — тайных наемников-убийц.
Иногда самураи превращались в ниндзя
А в середине восемнадцатого века процесс вымирания самурайского сословия самураев пошел еще быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привело к постепенному (особенно экономическому) вырождению самураев. Все больше самураев влезало в долги ростовщикам. Многие воины изменили свою квалификацию и превратились в обычных торговцев и фермеров. Кроме того, самураи стали участниками и организаторами различных школ боевых искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изобразительной литературы — так выразилось острое стремление этих людей к традиционной японской культуре.
После буржуазной революции Мэйдзи 1867-1868 гг. Самураи, как и другие вотчины, были официально упразднены, но некоторое время сохраняли свое привилегированное положение.
Фото самураев эпохи Мэйдзи
Те самураи, которые даже при Токугаве фактически владели этой землей, после земельной реформы 1872-1873 годов юридически закрепили на ней свои права. Кроме того, бывшие самураи восстановили ряды офицеров, офицеров армии и флота и т.д.
А в 1876 году в Японии был издан знаменитый «Указ о запрещении мечей». Он прямо запрещал использование традиционного холодного оружия, и это в конечном итоге «положило конец» самураям. Со временем они стали лишь частью истории, а их традиции стали элементом неповторимого японского колорита.
Недовольство самих самураев
В начале 19 века все больше самураев были недовольны существующим положением дел. Причина — структура японского общества, сложившаяся в начале 17 века. Сёгун, верховный главнокомандующий, который был чуть ниже по значимости императора Японии, делегировал власть местным даймё, лидерам кланов, которые были чем-то вроде правителей. Даймё держал самураев и платил им за их услуги. Но самураи получали разную зарплату в зависимости от типа и звания.
Благодаря такому подходу предоставлялась лишь небольшая часть самураев, в то время как воины среднего и низшего класса часто были в нужде и были вынуждены вступать в бой, а также служить лорду и другим делам. Недовольство ситуацией неуклонно росло и привело к расколу внутри собственности.
Конец изоляционизма
На протяжении большей части своей истории Япония была изолирована не из-за своего географического положения, а из-за преднамеренных действий ее правителей. Пока коммодор Мэтью Перри не отплыл в Японию по указу президента США для установления торговых отношений и подписания соглашений на взаимовыгодных условиях. Несмотря на то, что экспедиция была мирной, Перри прибыл на нескольких военных кораблях, чтобы в случае необходимости заставить японцев заключить сделку.
Понимая, что японцы не могут соперничать с такой властью, сёгун Токугава Иэмоти решил открыть порты для иностранных кораблей, но император Комэй был против такого решения. Сёгунат проигнорировал пожелания императора и подписал торговые договоры, положившие конец более чем двухсотлетней изоляции. Император, нарушив традицию подчинения сёгуну, издал указ о изгнании варваров. В следующем году Перри вернулся с семью военными кораблями и угрожал бомбить Эдо (старое название Токио). Это вынудило японцев подписать Договор о мире и дружбе с США, а затем с Россией, Францией и Великобританией.
Отказ подчиниться воле императора, который в то время считался божественным существом, еще больше разлучил самураев. Некоторые поддерживали сёгуна как представителя своего класса и воспринимали торговлю как благо. Другие были за императора и изоляцию.
Реставрация Мэйдзи
В 1868 году в Киото произошел государственный переворот: к власти пришел император Мацухито, и это ознаменовало возрождение абсолютной монархии в Японии. Но вопреки надеждам самураев, поддерживавших императора, и изоляционизм, правительство Мэйдзи продолжило путь открытия, начатый сёгунатом Токугава. Кроме того, император приказал сделать страну полноправным членом международного сообщества, дав понять, что Япония будет торговать с другими государствами.
Более того, указ, названный «Клятвой из пяти пунктов», разрушил стену между классами и отменил различие между высшими и низшими классами, на котором японское общество основывалось на протяжении нескольких столетий. Изменениям подверглись практически все структуры, включая внутреннюю политику, экономику и военную сферу. Все это привело к еще большему разрыву между самураями и последующими событиями.
Гражданская война
После переворота и восшествия на престол императора Мацухито вспыхнула гражданская война между проимперскими силами и сторонниками сёгуната. Силы сёгуната обучались французскими военными советниками и превосходили имперские силы в три раза. Однако им удалось оснастить последний современным вооружением, в том числе пулеметами. В результате армия сёгуна потерпела поражение, а имперская армия вошла в Эдо и положила конец правлению самураев.
Несколько тысяч самураев погибли в этой войне, которая приблизила конец этого класса, но еще не уничтожила его полностью.
Окончание феодализма
Когда пал сёгунат, это был конец феодализма. В Японии начались массовые реформы, император нацелился на вестернизацию, организовав все сферы как западные, приспособив их к японскому обществу. Одним из первых решений было отменить кастовую систему, существовавшую с XII века, и заменить ее централизованным имперским правительством. Даймё были отстранены от власти, а их владения были преобразованы в префектуры.
Поскольку даймё не было, платить самураям было некому. Кроме того, у них не было хозяина, а это значит, что они стали ронинами (самураями без хозяина) и создали угрозу для правительства. Самураи из привилегированного сословия стояли на одном уровне с крестьянами, купцами и даже бывшими «неприкасаемыми», что еще больше их разозлило и заставило многих бывших воинов перейти к ворам. Но они по-прежнему имели право носить оружие, поэтому угроза никуда не исчезла.
Эдикт Хайто
Одним из окончательных решений по уничтожению класса самураев был Эдикт Хайто, принятый в 1876 году. Он запрещал ношение мечей, одевание и стрижку волос, как самураи, и вообще запрещал любые отличительные черты этих воинов. Теперь самурай, уже сравнявшийся с крестьянином, но еще внушающий страх наличием холодного оружия и боевой подготовкой, превратился в безоружного человека, не имевшего никаких привилегий.
Призыв на военную службу
На протяжении веков самураи держали монополию на военную службу. Только самураи, верные своему сёгуну или даймё, могли иметь оружие и сражаться. Из-за этого в Японии практически не прекращались гражданские войны, так как феодальные правители постоянно ссорились из-за мелочей и нападали друг на друга даже после невинной, неуместно произнесенной шутки за обеденным столом.
Правительство Мэйдзи положило конец этой монополии и начало формировать национальную имперскую армию с всеобщим призывом. Впервые за несколько столетий самурай и крестьянин сражались в одном полку и под одним флагом, что еще больше стерло границы между владениями и разрушило саму цель существования класса самураев. Они больше не были нужны.
Ненависть простых людей
Самураев было относительно немного. Большинство из них были крестьянами, ремесленниками и торговцами, жившими в постоянном страхе. Любой самурай, каким бы маленьким он ни был по происхождению, мог контролировать остроту своего меча с помощью ближайшего гражданского лица, разрывая его на части. И никто не имел права с ним спорить. Что бы ни хотел самурай, обычные люди должны были это делать.
Когда самураев объявили вне закона, гнев людей перекинулся на некогда страшных воинов, потому что теперь они ничем не отличались от других людей. Быть самураем во время Реставрации Мэйдзи стало опасно для жизни, и некоторые воины даже скрывали свое происхождение для собственной безопасности.
Гибель последних самураев
Клан Сацума, который ранее помог свергнуть сёгунат и восстановить имперскую власть, был разочарован действиями императора и восстал на острове Кюсю в 1877 году. Три тысячи самураев под предводительством Сайго Такамори осадили замок Кунамото, но были вынуждены отступить под ударами имперской армии, оснащенной современным оружием. Им удалось бежать в Кагосиму, но с большими потерями. Выжило всего 400 человек.
Там самураи столкнулись с более чем 30-тысячной армией профессионально подготовленных солдат, которые сокрушили воинов пулеметами, артиллерией и поддержкой флота из близлежащего порта. Поскольку у самураев были только шары и копья, у них не было шансов. После битвы выжило только 40 человек, а Сайго был ранен. Его друг помог самураю сбежать с поля битвы, где он совершил сэппуку, ритуальное самоубийство. В это же время уцелевшие самураи предприняли последнюю атаку и были уничтожены пулеметным расчетом. Так погиб последний самурай.
Выжившие бывшие самураи постепенно ассимилировались в новое общество, и этот класс исчез в истории, оставив после себя богатую культуру и традиции, почитаемые японцами по сей день.
- https://ojapan.ru/samurai-v-yaponii/
- https://KnowHistory.ru/journal/istoriya-yaponskih-samuraev
- https://mifistoria.info/samurai/
- https://fishki.net/3705597-busido-semy-principov-kodeksa-samuraev.html
- https://medium.com/eggheado-history/-7fa2465e3e80
- https://komanda-sibiri.ru/obyvatel/ronin-eto.html
- https://fishki.net/2479884-10-zanimatelynyh-faktov-o-samuraja.html
- https://BroDude.ru/konecz-legendarnyh-voinov-pochemu-ischezli-samurai/