Религия в Японии: основные вероисповедания и синтоизм

Древние религии Японии

Первая религия коренных жителей Японии — фетишизм. Его объектом был камень. Историки связывают это с развитием технологий: люди научились делать инструменты из минералов. Галька стала первым религиозным фетишем. Уже сегодня в древних храмах находят расписные камешки, внешне похожие на австралийскую чурингу. И японцы, и австралийцы считали, что детские души хранятся в камнях. О камне Фунахо, деревни Кюсю, ходят легенды. Звонила по поводу дождя, помогла зачать ребенка. В Фукуоке поклонялись двум камням, похожим на яйца. Они считали, что могут добиться успеха и облегчить роды.

Еще одно свидетельство религии фетишизма в Японии — святыня Увапара. Сохранились каменные столбы, сгруппированные в 3 блока, которые образуют круг. К северу от них лежат груды камней, сложенные поверх угольных ям. Историки предполагают, что вторым фетишем был огонь.


Святилище Уваппара

Тотемизм

Тотемизм — религия древней Японии, объясняемая структурой племенного сообщества. При тотемизме, крови родственные отношения человека переносятся на природу. Возникают ассоциации с флорой и фауной, от которых в неолите сильно зависела жизнь людей. Впервые появился культ небесного оленя — лося. Японцы считали, что они были первыми представителями фауны. Следы этого культа обнаруживаются в древних ритуалах гадания на лопатке оленя над очагом. Их знают не только японцы, но и монголы. Предположительно, люди пилили души животных, съеденных на груды ракушек. Они считали, что таким образом они смогут вернуться и снова накормить человека.

Еще одним свидетельством древних японских религий являются названия некоторых областей. Например, префектура Кумамото получила свое название от местного культа медведя. Люди верили в происхождение этого зверя. Эти верования были особенно сильны у предков айнов. Известно, что помимо человеческих, в них были захоронены медвежьи кости.

Традиционная религия Японии содержит отголоски прошлого. И сегодня жители Страны восходящего солнца обожают лисиц, рептилий, обезьян. В сказках есть следы тотемизма, например, о фениксе Ху, сочетающем в себе черты птиц, змей, рыб и черепах.

Деревья, почитаемые в тотемизме:

  • у айнов — вязы;
  • японцы, монголы, маньчжуры — сосна;
  • у японцев есть кипарис, дикий апельсин.

Эти деревья считались покровителями общины, поэтому именно под ними устраивались церемонии и места обмена.


Сосна — священное дерево

Анимизм

Анимизм — очень распространенное понятие устройства мира в первобытном обществе. Древние японцы верили в духовность окружающего мира, в существование духов. С эпохи Яёи появился новый религиозный культ предков, понятия «охараи» (ритуал очищения), «ками» (бог). Так закладываются основы синтоизма.

Центральная идея анимизма — душа как жизненный принцип. Эта религия характерна не только для восточных стран: она встречается в трудах Аристотеля, в трудах стоиков, Фалеса Милетского, Лукреция. Этнографический термин для обозначения религии был введен Э. Тайлором, который объяснил происхождение течения рассуждениями некоего дикого философа, искавшего причины снов и смерти.


Монте Хагуро — центр японского анимизма

Современный религиозный состав страны

Современный религиозный мир Японии в основном подчиняется законам синтоизма и буддизма. Отдельные опросы показывают, что до 84-96% верующих страны придерживаются этих тенденций. Для государства характерен синкретизм, то есть многие граждане придерживаются двух доктрин одновременно. Сложность подсчета связана с ассоциациями населения с конкретными храмами. По данным некоторых исследователей, только каждый третий японец считает себя верующим.

Доминирующие верования в Японии обусловлены не только внутренним развитием общества, но и внешними влияниями, особенно китайскими, которые образованные знатные круги помогли распространить. Путь Дао, учение Конфуция, буддизм пришли в Страну восходящего солнца от континентального соседа. Это влияние развилось благодаря внутренним религиозным практикам, но не заменило их, поэтому современные японцы практикуют синтоистские ритуалы, но часто заключают брак в христианских храмах и устраивают похороны в буддийских. XIX век стал новой вехой в истории японской религии: появились секты. Большинство из них неизвестны за пределами страны, но некоторые из-за их активной деятельности громко загремели в новостях по всему миру.


Особенность верований в Японии — синкретизм

Синтоизм

Религия в Японии

Поклонение предкам синтоизма (синтоизма) — японская национальная религия, в отличие от буддизма или христианства, введенных в страну.

Название этой религии «Синто» (神道) написано двумя иероглифами, первый из которых означает «божественность», второй — «путь», а вместе — «путь богов». Согласно синтоистской мифологии, японские острова были созданы супружеской парой богов Идзанаги и Идзанами. Их дочь Аматэрасу, богиня солнца, отправила на Землю своего внука Нинигу, завещав своим потомкам править Страной восходящего солнца до скончания веков. Пакт был скреплен передачей символов власти императоров Японии. Эти символы — меч, ожерелье и зеркало — сохранились в святилище Исэ и по сей день. Пакт был выполнен правнуком Ниниги, Джимму-тэнно, который стал первым императором, основав государство в 660 г до н.э в священной области Ямато, которую он завоевал. Отсюда догма об исключительности Японии и божественном происхождении императорской семьи.

У древних японцев был культ обожествления умерших предков и окружающей природы. Божества (их называли «ками» 神) могли быть деревьями, реками, озерами, горами, природными явлениями. Чтобы указать, что это был ками, японцы защищали его позицию веревкой, которая была украшена белыми бумажными флажками. Веревка была сплетена из рисовой соломы. Ками можно умилостивить жертвоприношениями и ритуалами. Чтобы ками обратил внимание на человека, он должен дважды хлопнуть в ладоши перед алтарем.

Религия в Японии

В синтоизме много богов и духов. Каждый японец восходит к одному из этих духов. После смерти японца его душа может превратиться в ками, но только при определенных обстоятельствах.

Нам это может показаться странным и непривычным, но в синтоизме нет канонических книг. У каждого синтоистского святилища есть свои рецепты, свои мифы. В других святынях о них может просто не быть известно. Историческая хроника «Кодзики», написанная на смеси китайского и японского языков и датируемая 8 веком, содержит некоторые из распространенных синтоистских мифов. Летопись создана на основе легенд, которые ранее передавались из уст в уста. В «Кодзики» впервые выражена идея божественного происхождения микадо (императора) и превосходства японцев над другими народами. Некоторые из мифов попали в знаменитую «Нихон сёки» («Анналы Японии, написанные кистью»). Любопытно, что анналы и мифология японские, но написаны они по-китайски.

Синтоизм проникнут националистическим духом. Только японская нация имеет божественное происхождение, поэтому остальное человечество не может исповедовать синтоизм. Целью последователя синтоизма должно быть воплощение идеалов своих предков. И предки видели его в духовном слиянии с божественным через молитвы и ритуалы. Таким образом, спасение души может быть достигнуто уже в нашем, а не в ином мире.

Религия в Японии

После реставрации Мэйдзи синтоизм был объявлен государственной религией в 1868 году. Создание Министерства по делам синтоизма. Главный культ — это культ микадо. Чтобы поддержать боевой дух своих солдат в начале войн с Россией и Китаем, погибших солдат немедленно объявили ками. К чему все это привело, хорошо известно. После капитуляции император отказался от своего божественного происхождения, и синтоизм, согласно новой конституции, стал одной из религий.

Составляющие службы в синтоистском святилище: очищение (харай), жертвоприношение (синсэй), молитва (норито), возлияние. Таких церквей в стране более 80 тысяч. Храмы обычно посвящаются одному ками, но есть некоторые, где поклоняются нескольким ками. Храмы строились в очень живописных местах. Есть святыни, в которых нет построек. Это участки, вымощенные галькой и огороженные соломенной веревкой. Перед входом на территорию главного здания храмового комплекса (он называется «хондэн») необходимо разместить так называемые «тории» (鳥 居). Это структура, напоминающая ворота. Однажды боги с помощью петухов заманили богиню Аматэрасу, укрывшуюся в небесной пещере, которая погрузила весь мир во тьму. Петухи сидели перед пещерой, которая в конечном итоге приняла форму тория у японцев.

Священники, называемые «каннуши», совершают службы в храмах. Они состоят из двух университетов. Раньше позиции каннуши передавались по наследству. В храме каннуши носят белое кимоно, белую или цветную плиссированную юбку и черный берет.

Основные концепции

Синтоизм содержит 3 основных понятия:

  1. Большинство природных явлений и сил природы могут иметь свою сущность или основу. Согласно синтоизму, то, что имеет духовную сущность, — это Бог или Ками (от японского). Другими словами, это обожествление природы. Также это означает, что люди тоже рождены от богов.
  2. Жизнь должна быть в гармонии с природой, а люди — в гармонии друг с другом.
  3. Зло — это отсутствие гармонии, эгоизма и ненависти, которые нарушают общий порядок, существующий в природе.

Уровни религии

В синто есть разные уровни, которые определяются объектами и субъектами культа:

  1. Династический синтоизм — прерогатива императорской семьи. Есть боги, с которыми могут столкнуться только члены императорской семьи, и ритуалы, которые могут выполняться только членами этой семьи.
  2. Культ императора (тенноизм) является обязательным для всех японцев.
  3. Синтоистское святилище — поклонение обычным и местным богам.
  4. Отечественный синтоизм — поклонение исконным богам.

религия японцев

Божества в синтоизме

Общее количество божеств было настолько велико, что почти невозможно было записать их всех по имени. Древнейшие сохранившиеся до наших дней религиозные трактаты, написанные в VII-VIII веках, дают лишь приблизительное число богов, которое по разным показателям составляет восемь тысяч или даже один миллион.

Доминирующим божеством является Аматэрасу («великое божество, освещающее небеса»), богиня солнца. Первым богом, который начал править людьми, был Ниниги, внук Аматэрасу. Ему помогали пять божеств, которые основали пять самых влиятельных кланов Японии на Земле. Потомок Ниниги Иварехико, Джимму, взял под свой контроль всю Японию и стал первым императором. Следовательно, все японские императоры связаны с этим Дзимму и имеют божественное происхождение.

японская Православная Церковь

Ритуалы и обряды

Религия синтоизма основана на почитании Ками, для которого строится храм. Ритуалы выполняются с целью установления и поддержания связи между ками и верующими, а также для развлечения и удовольствия ками. Синтоисты считают, что это позволит им рассчитывать на защиту и милосердие Ками.

Существует 4 основных синтоистских ритуала:

  1. Харай — это ритуал очищения. Во время ритуала руки и рот ополаскиваются ковшом.
  2. Шинсен — это предложение. Ками преподносят подарки.
  3. Норито — ритуальные молитвы. Молитва читается священником, который действует как посредник между человеком и ками.
  4. Наораи — это ритуальный праздник. Праздничный обед прихожан.

Религиозные праздники

Синтоистские фестивали особенно красивы и красочны. Обычно они включают в себя торжественное шествие или ярмарку с прилавками и магазинами. На праздники собирается большое количество людей, многие из которых под этим предлогом любят встречаться с родственниками. Самые известные праздники привлекают большое количество туристов. Для обслуживания праздников, получивших всенародную славу, задействованы специальные поезда, а расчетливые японцы заранее бронируют места в отелях.

Некоторые из самых известных фестивалей включают фестиваль Джион в Киото, фестиваль Такаяма недалеко от Хиде и фестиваль Титибу в горах к северо-западу от Токио. Этому способствуют поплавки, украшенные фонарями, которые ночью возят по городу.

Сельскохозяйственные праздники играют важную роль в религии синто. Самый важный из них — тошигои-номацури. Японцы молятся о хорошем урожае и приносят Ками дары.

Многие (даже традиционные) праздники несут синтоистские символы или связаны с синтоизмом. Так, в новогоднюю ночь на входе в дом устанавливают кадомацу — украшение из веток деревьев, которое временно является прибежищем Ками, защищающим дом от злых духов.

в данный момент

Особенности синтоистских храмов

Храм — это место, где совершаются ритуалы в честь богов.

Синтоистские храмы отличаются от других по ряду характеристик:

  • синтоистские храмы регулярно перестраиваются по принципу всеобщего обновления;
  • храмовый комплекс состоит из двух и более зданий, которые могут включать залы для приготовления священной пищи, место для заклинаний и сцену для танцев;
  • основные постройки прямоугольные с вертикальными столбами по углам;
  • пол основных построек храма всегда надземный, поэтому в храм ведет лестница;
  • традиционно храмы строят из дерева;
  • перед входом в храм всегда находятся врата — тории.

Синкретизм религий

Многие верующие в стране восходящего солнца считают себя одновременно двумя религиями: буддизмом и синтоизмом, что свидетельствует о таком явлении, как синкретизм.

Синкретизм — это сплав религиозных систем.

В Японии для этого характерно смешение различных религиозных обрядов. Например, семьи могут выполнять синтоистские ритуалы во время похорон в буддийском храме.

религия японцев

Буддизм

Религия в Японии

Буддизм проник в Японию в VI веке из Кореи. В ту далекую эпоху государство Ямато поддерживало одно из корейских государств в войнах с его соседями. Согласно легенде, именно тогда на острова прибыли несколько буддийских монахов. Несомненно, тот факт, что эта религия уже прижилась в Китае в то время, повлияло на благоприятное восприятие буддизма японской знатью. Исторически сложилось так, что «японский» буддизм сформировался из сочетания буддийских идей, синтоистских мифов и японской культуры.

Внезапно появившийся в жизни страны буддизм был использован одной из дворцовых групп во главе с кланом Сога для укрепления своих позиций при дворе императора. Сога настолько проникся вкусом, что на этом не остановились, император был убит и фактически взял власть в стране. В начале VII века Шотоку объявил своим указом, что отныне все японцы должны чтить три новых святилища: Будду, дхарму (учение) и сангху (общину, храм). В 685 г императорский указ объявил буддизм государственной религией.

Религия в Японии

Власти страны установили «баланс» в положении двух религий только в конце восьмого века, приказав буддийским монахам и синтоистским каннуши проводить службы и празднования вместе. Также было объявлено, что древние божества синтоистского культа являются реинкарнациями буддийских божеств и что некоторые ками смогли достичь просветления, то есть были объявлены бодхисаттвами.

В Японии буддизм оказался очень «красочным»: постоянно появлялись и исчезали новые секты. Самый известный из них — дзен-буддизм. Его принципы во многом совпадают с принципами китайского чань-буддизма. Цель человека — достичь просветления (сатори). Это возможно только через духовное общение.

Религия в Японии

Со временем буддийские монастыри превратились в серьезную силу. Начались стычки, а затем и настоящие войны между монастырями и феодалами. Япония попала в смутное время. Стремясь положить конец беспорядкам и воссоединить страну, великий властитель Ода Нобунага умело воспользовался огнестрельным оружием, которое он начал получать от первых европейцев, вошедших в Японию, и поразил многочисленных буддийских врагов и монастыри. В них он видел одну из причин раздробленности страны. Он не только напал и уничтожил самых крупных и богатых из них, но также приказал истребить буддийских монахов. Счет пошел на убийство и пытки десятков тысяч человек. Буддизм перестал существовать как политическая сила, с которой раньше приходилось считаться властям, и стал инструментом правления в руках правителей эпохи Токугавы.

Однако с упадком последнего в истории сёгуната буддийская церковь пришла в упадок. В конце концов, с началом Реставрации Мэйдзи буддизм утратил свое привилегированное положение в Японии».

Христианство

Религия в Японии

Появление на островах первых европейцев с огнестрельным оружием, которое они носили, сыграло значительную роль в истории Японии. Именно благодаря поддержке европейцев Ода Нобунага начал добиваться своих побед. Он был близок к объединению страны, но был убит. К этому времени многие миссионеры, в том числе иезуиты, активно продвигали христианство в Японии. Остров Кюсю фактически стал христианским: местные феодалы приняли новую религию. Это сверхактивное проникновение не понравилось новым властям, которые пошли по пути самоизоляции стран от чужеродных и вредных чужих влияний. Иностранцы были изгнаны из страны, отныне им разрешалось торговать только в строго ограниченных местах под контролем сёгунов. Миссионеры были убиты, христианство было запрещено. Клан-победитель увидел в нем инструмент влияния европейских держав. В ответ в «христианских» районах вспыхнули беспорядки. Власти смогли расправиться с ними быстро и с беспрецедентной жестокостью.

Когда в 1853 году они возобновили вооруженный контакт «черных кораблей» американского командира Перри, новая волна миссионеров (ныне протестантов) была встречена массами враждебно, часто совершая убийства и террористические нападения на христианские миссии. По словам иеромонаха Николая (Касаткина), прибывшего в Японию в 1860 году, иностранцы были для японцев всего лишь зверем, а христианство — злой сектой колдунов. Япония в то время оставалась последним островом, еще не охваченным волной протестантско-католической экспансии.

Религия в Японии

Христианство было официально принято в 1873 году, а два года спустя епископ Николай открыл духовную семинарию. В 1891 году в Токио было завершено строительство первого православного собора Воскресения Христова. При его хиротонии должен был присутствовать наследник российского престола будущий император Николай II. Однако знаменитое покушение заставило наследника изменить свои планы.

Несмотря на довольно большое количество христиан в современной Японии (разные цифры слышны от 2 до 3 миллионов человек), отношение японского общества к этой религии довольно поверхностно и ограничено любопытством. А также мода. По этой причине в христианских церквях отмечаются браки.

Конфуцианцы

Тенденция заимствования из Китая, которая затронула все сферы культурной и общественной жизни японцев, коснулась и религии. Одним из последствий стало распространение учения Конфуция. Он получил известность в Японии на ранней стадии развития благодаря переселившимся на острова корейцам и китайцам. Новички принесли с собой священные тексты, основы и образ жизни, оказавшие влияние на коренное население. В 17 веке церковь стала инструментом, помогающим сохранять послушание горожан. Эта среда оказалась благоприятной для учения Конфуция. В форме неоконфуцианства эта религия распространилась по всей стране.

Особенностью конфуцианства является единство этических норм, правил поведения в обществе и практик управления населением. Часто говорят, что конфуцианство нельзя назвать религией, поскольку по своим характеристикам это скорее моральное учение.


Конфуций с учениками

Сектанты

За пределами страны известно лишь несколько японских религиозных сект. Последователи даже самых крупных сект — японские граждане; количество иностранцев среди студентов незначительно.

Наиболее известный:

  • Аум Синрике;
  • Сока Гаккаи;
  • Рей Ю Кай.

Нет точной информации о количестве семи, количестве последователей. Все организации разделены на группы:

  • неоконфуцианство;
  • неосинтоизм;
  • метабуддизм;
  • религиозное согласие.

Большинство сект небуддийские, связанные с нитиренизмом. Японцы называют их новыми религиями. Некоторые исследователи считают, что в 80-х годах прошлого века в Стране восходящего солнца существовало более 20 небуддийских направлений, а их последователи исчислялись миллионами.

Большинство японских сект формально представлены светскими сообществами. Они считаются неотъемлемой частью жизни общества, влияют на политику и экономику. Синкретические секты недавно возникли как эксперимент по объединению буддизма, христианства и философских движений.


Токийский мемориальный зал Сока Гаккай

Верующие других религий

Ислам в Японии характерен преимущественно для эмигрантов. Основную долю составляют татары и пакистанцы. Мечеть была впервые возведена в 1905 году в Осаке. Токийское мусульманское общество было основано башкиром Курбангалиевым. Японская мусульманская школа была открыта в 1927 году, а через год впервые прошел Всеяпонский мусульманский конгресс. Еще через 10 лет была открыта токийская мечеть. Ислам как действующая религия был признан в стране в 1939 году. Число последователей составляет несколько сотен тысяч человек.

Другие религиозные общины:

  • индуистский (менее 30 000 верующих);
  • бахаи (около 15 000 последователей);
  • сикхи (около 2000 человек);
  • джайны (чуть более 1500 членов);
  • евреи (около 1500 сторонников).

Около 10 000 японцев утверждают, что они последователи примитивных религий.


Представители Японского мусульманского общества

Атеисты

Атеизм распространяется по миру. Этот рост в основном заменяется результатами социологических исследований, проведенных в США. Многие заявляют, что не верят в Бога, но не называют себя атеистами. Только каждый четвертый неверующий считает себя членом этого сообщества.

Статистические исследования показывают, что Япония уступает только Китаю по уровню безрелигиозности. В среднем 47% китайцев — убежденные атеисты; в Японии 31% относятся к таковым%.

Опрос по оценке нерелигиозности показал, что Япония занимает второе место в мире после Китая. Около 16% населения страны признают себя верующими (на 2% больше, чем это типично для Китая).

Буддизм в Японии

В нескольких китайских исторических документах упоминается 5 монахов, приплывших на острова. Они принесли с собой религиозные образы, сутры. Прибывшие в Японию просветители рассказали населению о новом учении, они предложили им отказаться от страстей и привязанностей, поставив на первое место спокойствие. Японские хроники связывают возникновение буддизма с корейскими просветителями.

Население страны благосклонно восприняло новое учение, хотя индивидуальных конфликтов избежать не удалось. Постепенно ситуация ухудшалась и выражалась в противостоянии двух великих кланов, борющихся за безраздельную власть над страной. Религия стала формальным поводом для вооруженного противостояния. Победа осталась за кланом, проповедовавшим буддизм. С тех пор курс получил официальное признание.

Правители страны поддержали новую религию. Принц Шотоку оставил личные записи о сутрах и помог построить первые храмы, а император Сему ввел статус государственной религии. Развитие буддизма привело к разделению 6 школ Нар, идеология которых сводилась к следующему:

  • мир нереален, он происходит из индивидуального восприятия;
  • жизнь — это страдание по причине, которую можно найти и устранить;
  • золотая середина — путь адепта;
  • пустота, отсутствие собственной природы — основа мира.

Буддизм в Японии вобрал в себя местные обычаи, поэтому он сильно отличается от китайского. Он развивался изолированно, поэтому древние локации сохранились в лучшем состоянии. Японские приверженцы имеют право судить о мудром и вечном для себя, а китайское учение считается только коллективным и неоспоримым авторитетом учителя.

Японский буддизм слился с синтоизмом. Это привело к появлению двойного пути духов: Рабу Синто. Сильное влияние имела секта Сингон, пропагандирующая поклонение Будде Вайрочане, символу Вселенной. Синтоистские ками воспринимались как Будда, Аматэрасу — как Вайрочан.

С течением веков роль духовенства возрастала, влияние на власть — сильнее. Основными привилегиями пользовалась секта Тендай. Сначала его использовали императоры, затем сёгунат. Политические изменения привели к религиозным изменениям, развитию дзен-буддизма. Дзэн распространился среди самураев, среди элиты общества. Ритуалы и духовные практики той эпохи стали основой для развития всех сфер общественной жизни, от чайной церемонии до искусства.


Тодай-дзи в Наре

Особенности конфуцианства в Японии

Конфуцианство — это этико-философское движение, возникшее 2,5 тысячелетия назад в Китае. В Японии он претерпел изменения, поскольку развился вне условий китайского соответствия. Распространение учения Конфуция в Стране восходящего солнца связано с близостью его предрасположенностей к традиционному культу предков.

Конфуцианство появилось в Японии позже буддизма, поэтому проповедники нового пути были встречены с подозрением. Соедините доктрину и религию; направлен на нравственное воспитание молодежи, уважение к пожилым людям, благотворительность.

Конфуцианство в Японии связано с политикой сёгуната Токугава 17 века. Движение за централизацию власти превратило церковь в инструмент для принуждения к повиновению простых людей. Неоконфуцианство, пропагандируемое сёгунами, казалось, было источником власти благодаря идеалам преданности учителю, старшему. Его основная идея — разделение общества на ничтожное и благородное, которые имеют 5 характеристик:

  • гуманизм;
  • учтивость;
  • интеллект и образование;
  • чувство долга;
  • верность.

Не менее важно в конфуцианстве сыновняя почтительность, одна из основных человеческих добродетелей. В средние века в Японии формировалась конфуцианская литература назидательного характера. Для японских последователей сам Конфуций от китайского мудреца стал представителем восточной мудрости, которой со временем научится весь мир.

Конфуцианские идеи пронизывают японское общество со времен Токугава. Они определили приверженность канонам, смирение, почтение, отношения в обществе, щедрость, мир и согласие, бережливость и умеренность в жизни. Эти каноны определили важность земледелия и обработки шелка — направлений, обеспечивающих население одеждой и едой. Важные конфуцианские догмы:

  • обучение имеет фундаментальное значение для человека;
  • разрешено идти только истинным путем;
  • важно разъяснять законы всем и каждому;
  • выбирая бизнес, надо много работать;
  • для защиты подрастающего поколения от плохих поступков достаточно нравственных учений и учений;
  • ложные обвинения недопустимы;
  • размещение беглецов незаконно;
  • налоги необходимо уплатить в полном объеме;
  • для борьбы с преступностью необходимо объединить усилия общества;
  • подавление гнева возвышает личность.

Эти постулаты повлияли на общественное сознание, они стали основой для формирования поведенческих стереотипов. Для современного японца эти догмы утратили характерный для средневековых жителей смысл, но продолжают во многом регулировать социальные процессы.


Конфуцианство пришло в Японию позже буддизма

Преобладающая религия

Исследования по определению доминирующей религии и количества верующих проводятся Японским агентством по культуре. Опросы показали, что число верующих превышает 180 миллионов. Эта цифра значительно превышает официальное количество граждан Японии, поскольку многие придерживаются нескольких направлений одновременно. Среди респондентов большинство заявили, что придерживаются буддизма: почти 88 миллионов. Синтоизм как религиозное учение упоминается примерно 85 миллионами человек.

Характерный для японцев синкретизм не допускает жесткой единой доминирующей религии. И синтоизм, и буддизм одинаково почитаются и уважаются, и большинство японских верующих придерживаются обоих направлений одновременно.

В Японии нет предубеждений против праздников других религий. Многие горожане отмечают последний день года в буддийском храме перед празднованием христианского Рождества или Хэллоуина. В первый день нового года принято совершать паломничество к синтоистскому святилищу. В домах устраивают буддийские, синтоистские молитвенные уголки.


Синкретизм — особенность Японии

Процентное соотношение последователей

По статистике процент последователей религий выглядит так.

религия Японии
религия Японии

Магия и религия Японии

Синтоизм — древний религиозный путь японцев. Национальная религия гласит: император — внук Солнца. В синто есть понятие рисового человечка (бога еды), а также божеств воды, огня и полового члена. Особенно японцы верят в силу демонической лисы Инари. Истории, легенды рассказывают о ее способности изменять мир вокруг себя и себя.

Повседневная современная японская магия:

  • желающие привлечь богатство покупают деревянный амулет в виде воздушного змея;
  • веер, украшенный пылающими языками и мудрыми словами, защищает от огня;
  • предсказание, приобретенное священником, сбудется, если привязать его к ветке дерева;
  • три обезьяны Никко, сделанные из дерева, будут прогонять демонов и болезни.

В старину в Японии были анмиёдзи, волшебники и советники правителей.

Главное современное магическое действие — надпись. Особое магическое влияние присуще пятиконечной звезде, заключенной в круг. Для письма использовалась специальная бумага, которую затем складывали по строго определенным линиям. Карта — второй магический предмет. Третье — это звук. Основное японское заклинание — это человеческое имя. В сознании японцев магическая сила находится в сердце.


Три обезьяны Никко

Отношение к религии в Японии 21 века

Современные японцы преимущественно неверующие.

Религиозные японцы обычно придерживаются синкретизма: они следуют сразу нескольким догмам.

Доминирующие направления:

  • синтоизм;
  • буддизм;
  • христианство.

Нет государственной религии.


Японские верующие

Источники

  • https://ojapan.ru/religiya-v-yaponii/
  • http://nihon-go.ru/religiya-v-yaponii/
  • https://proreligiu.club/religii-mira/narody/religiya-yaponii.html

Оцените статью
Блог о Японии