Кодекс чести самурая: что такое Бусидо и путь воина

История

Слово «самурай» происходит от древнего японского глагола «самурау» — «служить». Следовательно, «самурай» — это «слуга», «слуга». Еще одно популярное японское слово для обозначения самураев — буси (воин). Отсюда «бусидо» — «Путь воина”.

Это были рыцари средневековой Японии. Привилегированный класс воинов держал власть семьсот лет. Мастерски владея мечом и луком, следуя законам того времени, они были жестокими и беспощадными в бою с противником. Они боролись с иностранцами и боролись друг с другом за землю, власть и положение в обществе.

Задачей тогдашней аристократии было охранять свои земли и собирать налоги. Это была непростая задача, поскольку земли придворных аристократов находились в сотнях километров от столицы Киото.

Им пришлось создать свою армию. Эти армии набирали молодых людей из семей военнослужащих, проживающих в разных частях империи. Как правило, аристократами. Семьи придворных выросли, их детям пришлось пересекать границы империи и покорять новые земли. Они ехали верхом, луки и стрелы служили оружием.

Жизнь на далеких границах закалила их характер. Они превратились в полицию для властей Киото, их называли самураями — «те, кто служит». В награду за свою службу они получали землю, так как особых средств оплаты не было. Так развивались самурайские традиции.

Потребность в воинах росла, как и их влияние. Иногда придворным Киото приходилось делиться своей землей, источником их дохода. Половина земли оставалась источником дохода для придворных, а другая половина досталась солдатам, охранявшим его землю.

Кто такой ронин

Ужасный человек, призрак, который во сне преследует чиновников, а самых трусливых будит в холодном поту; воин, отпущенный в плавание, бесцельно блуждающий туда-сюда, как морская волна, — все это ронин, что буквально означает «человеческая волна”.

Ронинов было много, по мнению некоторых авторов, около 400 тысяч, но всех можно разделить на три большие группы:

  1. богатые вассалы, добровольно оставившие свои посты;
  2. «Уволены» их владельцами за «мелкий поступок». Ронины, принадлежавшие к этой группе, обычно стремились заслужить прощение и искупить свою вину, чтобы они могли вернуться на свои прежние позиции;
  3. в эту группу входили ронины, расположенные внизу и исключенные из клана за проступки, проступки или жадность. Эти ронины не афишировали имена своих бывших владельцев.

Воспитание самураев

Титул самурая в феодальной Японии передавался по наследству. В семье самураев воспитание будущих самураев происходило по самурайскому кодексу чести — бусидо — с раннего возраста. В раннем возрасте сыну самурая давали один или два (в зависимости от положения отца) небольших деревянных мечей. Это научило мальчика уважать свой меч — символ принадлежности к классу воина.

Большое значение придавалось конфуцианству. Выросшие в семье и воспитание наставника были двумя основными обстоятельствами, на которых основывалось воспитание молодых самураев, они создали модель идеального воина, составленную на основе мифов, буддийского презрения к смерти, почтения к родителям и преданности своему джентльмену.

Семья и учитель в основном старались укрепить характер юноши, развить отвагу и отвагу, силу духа и выносливость.

Они пытались воспитать храбрых и отважных молодых самураев, иными словами, воспитать черты характера, которые в самурайском имении считались основными качествами, которые учили воина отдавать свою жизнь за жизнь своего хозяина. Такое мышление сформировалось путем чтения рассказов и рассказов о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотре театральных представлений.

Отец часто говорил будущему самураю набраться храбрости и пойти ночью на кладбище или в землю, пользовавшуюся дурной репутацией (где, по легенде, жили призраки, демоны и т.д.). Мальчиков привели к публичным наказаниям и казням, кроме того, ночью был приказан осмотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был вынужден поставить свой личный знак, подтверждающий, что он действительно пришел сюда.

Чтобы развить у мальчиков стойкость и стойкость, они были вынуждены выполнять очень тяжелую работу, не ложиться спать по ночам (во время празднования ученых богов), гулять зимой без обуви, вставать на рассвете и т.д. Забастовки.


Набор Дайшо

В 15 лет обучение будущего самурая должно было быть завершено. Ему выдали настоящие мечи для боя (серия дайсё — катана и вакидзаси), с которыми он был вынужден не расставаться до конца своей жизни.

Девушка получила короткий кинжал кайкэн — знак принадлежности женщины к сословию самураев.

Юный самурай перешел в другую возрастную группу — стал взрослым. Во время торжества половой зрелости (гембуку) юноша по древней традиции получил самурайскую прическу — сакаяки: сбрил волосы на лбу и заплел прядь волос на макушке (мотодори).

Так самурай впервые надел одежду взрослого; это были широкие брюки (хакама), похожие на юбку, и являлись визитной карточкой самураев. Их первое праздничное облачение было семейным праздником и было связано с поездкой в ​​храм бога, покровителя семьи.

Во время церемонии самурай получил взрослое имя, вступил в церемониальное сосуществование со своей невестой (ход-авасэ) и прошел самурайское испытание на прочность

Свод правил самурайского кодекса указан в конце собрания сочинений Ямамото Цунэтомо. Само по себе правил (а точнее заповедей) всего четыре. Сам трактат о маршруте бусидо состоит из 11 книг: здесь можно увидеть примеры доблестного поведения самураев древности и современников автора произведения. На примере этих людей Цунемото стремится учиться, на своем жизненном пути искать силы и ответы на самые важные вопросы жизни и повседневной жизни.

Заповеди самурая

  1. Не позволяйте другим идти впереди вас на пути самурая.
  2. Всегда быть полезным хозяину.
  3. Помните долг вашего ребенка перед родителями.
  4. Проявляйте великое сострадание и помогайте людям.

Правила поведения в обществе

  1. Прежде чем высказать свое мнение человеку, подумайте, смогут ли они его принять.
  2. Зевать перед другими людьми — дурной тоном.
  3. грубо говорить с опущенными глазами.
  4. Нельзя ходить, держа руки в щелях по бокам хакама.
  5. Правила написания писем требуют, чтобы вы всегда отвечали одной буквой на одну букву, даже если ваш ответ состоит из одной строки.
  6. Сделав ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это будет сделано без промедления, о нем скоро забудут.
  7. Тот, кто пьян и хватается за меч, показывает не только безрассудство, но и трусость.
  8. Даже если вы знаете, что вас могут убить в этот же день, вы должны достойно встретить смерть и позаботиться о своей внешности. Ведь враги будут презирать вас, если вы будете выглядеть неряшливо.
  9. Самураю следует избегать большого количества сакэ, чрезмерной гордости и большой роскоши.
  10. Спрашивать, когда знаешь, значит быть вежливым. Совершенно необходимо спрашивать, когда вы не знаете.

Отношение к своей жизни

  1. Прилежно учись на протяжении всей жизни. Каждый день становитесь более умелыми, чем накануне, а на следующий день — более умелыми, чем сегодня. У выращивания нет конца.
  2. Подражание чужим традициям — это снисходительность.
  3. Путь самурая — погоня за смертью. Десять врагов не справятся с одержимым человеком.
  4. Перед лицом неудач и трудностей недостаточно не беспокоиться. Перед лицом трудностей нужно смело и радостно бежать вперед.
  5. Тяжесть болезни и других напастей определяется нашим отношением к ним.
  6. Человек бесполезен, если он не понимает, что «сейчас» и «само то время» — одно и то же.
  7. Поскольку смерть всегда рядом, нужно приложить усилия и действовать без промедления.
  8. По правде говоря, жизнь человека длится мгновение, так что живи и делай, что хочешь.
  9. Если человек вначале не контролировал свое тело и разум, он никогда не победит врага.
  10. Вам просто нужно принять то, что вы можете закончить за один день. Даже завтра будет только один день.

Общие рассуждения

Тот, кто хочет быть воином, прежде всего и всегда — каждый день и каждую ночь, с утра первого дня нового года до позднего вечера следующего года — должен помнить о мыслях о Смерти.

И если вы постоянно думаете о смерти, вы не отклонитесь от пути верности и семейного долга. Вы также избежите множества несчастий и боли, сохраните свой разум здоровым и физическим и проживете долгую жизнь. Также ваш персонаж улучшится, и ваша добродетель возрастет.

Потому что так оно и есть? Потому что жизнь человека, как вечерняя роса и утренний мороз, довольно хрупка и недолговечна. А если так посмотреть на жизнь человека, то жизнь воина тем более подвержена особым рискам, опасностям и случайностям.

Когда люди успокаивают свой разум, что они проживут долго, что-то случайное может дойти до них; они думают, что будут делать свою работу вечно и заботиться о своих родителях, но оказывается, что они не могут честно работать на того, кто дает им эту работу, и к родителям относятся бездумно.

Но если вы понимаете, что ваша жизнь сегодня может быть другой уже завтра утром, и подчиняться хозяину со всем уважением; Если вы приходите к родителям, как если бы это был последний раз, вы всегда очень внимательно относитесь к своему хозяину и своим родителям. Вот что я имею в виду, когда говорю, что, постоянно думая о смерти, вы не отклонитесь от пути верности и семейного долга.

В любом случае, когда вы забываете о смерти и становитесь беззаботным, вы ведете себя безрассудно. Вы можете неосознанно обидеть кого-то и начать спор. Вы можете возразить против чего-то, на что не стоит обращать внимания, и снова окажетесь в споре.

А еще можно побродить по территории, куда заходить не нужно, завязать разговор с людьми, которые вас смутят и ввергнут в неожиданный уличный скандал. Вы можете потерять свою жизнь, создать плохую репутацию своему хозяину и создать проблемы для своих родителей, братьев и сестер.

Все эти крайне неприятные вещи возникают из-за того, что вы пренебрегаете моментом жизни, не думаете о смерти каждую секунду.

Если вы всегда держите мысли о смерти в своей голове, когда вы говорите и когда вы отвечаете на то, что сказали другие, вы, будучи воином на избранном вами пути, понимаете вес и значение каждого слова и, следовательно, не входите в него пустые и бесплодные споры. И само собой разумеется, что в сомнительные места вы не ходите, даже если вас туда пригласили, а значит, вы не можете оказаться в неожиданной ситуации. Вот что я имею в виду, когда говорю, что вы избежите многих несчастий и несчастий, если будете думать о смерти.

Люди всех социальных слоев — высшего и низшего — несдержанны в еде, слишком много пьют и слишком свободно потакают своим желаниям. Но это все потому, что они забывают о смерти. Это создает нагрузку на их внутренние органы, и поэтому они умирают относительно молодыми или остаются больными и инвалидами в течение многих лет.

Если вы всегда помните о смерти, несмотря на то, что вы молоды и здоровы, вы всегда знаете, как позаботиться о себе. Вы умеренны в еде и питье, избегаете зависимости в любовных делах и ведете себя разумно. В результате вы физически здоровы. А поскольку вы здоровы, то проживете долго.

Если вы думаете, что ваше пребывание в этом мире продлится долгое время, то время от времени вам в голову приходят разные желания, и вы всегда чего-то хотите. Вы хотите иметь то, что есть у других, вы отчаянно цепляетесь за свою собственность, развивая менталитет мошенничества.

Но если вы всегда думаете о смерти, жадность естественно ослабевает и по логике не может достичь уровня жадности и жадности. Вот что я имею в виду, когда говорю об улучшении характера.

Однако возникает вопрос: что это такое — постоянно думать о смерти? Всегда сидеть на одном месте, круглосуточно дожидаясь смерти, как монах Шинкай, о котором писал Ёсида-но Кенко в своем эссе «Цурезурегуса»? Это может быть подходящим для монашеского обучения, но не соответствует целям военной подготовки. Если вы встретите смерть на этом пути, верность и семейный долг по отношению к своему хозяину и родителям будут проигнорированы, и военная служба не закончится должным образом. Так не должно быть.

Суть в том, чтобы днем ​​и ночью заниматься своими социальными и личными обязанностями, а затем всякий раз, когда у вас появляется свободное время, когда ваш ум не занят другим, вы размышляете о смерти, тщательно исцеляя эту мысль в своем собственном уме. Говорят, что великий герой Кусуноки Масасигэ, наставляя своего сына Матсасура, сказал: «Вы должны привыкнуть к смерти».

Это важно понимать начинающему самураю.

Образование

Воины занимают положение выше трех других каст; Предполагается, что они способны профессионально обращаться с другими людьми, что означает, что они должны изучать и развивать широкое понимание сути вещей.

Во время войны воины неизбежно должны, выполняя свой долг самурая, вступать в первую битву в возрасте пятнадцати или шестнадцати лет, поэтому они учатся военному искусству с двенадцати до тринадцати лет. По этой причине им некогда учиться и, конечно же, они остаются неграмотными.

В эпоху внутренних войн многие воины не могли найти даже слова в словаре. И дело не только в их неграмотности или плохом воспитании родителей. Причиной этого была их острая необходимость сосредоточиться на боевых искусствах.

Что же касается воинов, рожденных в нашу эпоху, когда на земле царит мир, то я бы особо не советовал им пренебрегать боевыми искусствами. Поскольку сейчас не то время, когда абсолютная необходимость вынуждает их участвовать в сражениях с пятнадцати до шестнадцати лет, воинов следует обучать классической литературе, чтению и письму с семи-восьми лет. А затем, когда им исполнится пятнадцать или шестнадцать, им нужно будет изучить стрельбу из лука, верховую езду и все другие боевые искусства. В мирное время это должно быть главной целью воспитания детей воинов.

Есть причина неграмотности воинов в период постоянных войн. Но неграмотности солдат в мирное время нет оправдания. Винить в этом детей нельзя, так как суть здесь в халатности и безответственности родителей. А главное, все происходит из-за того, что эти родители просто не умеют точно любить своих детей.

Семейный долг

Забота о родителях — один из важнейших принципов воина. Если люди не заботятся о своих родителях, их нельзя считать хорошими, даже если они обладают исключительным интеллектом, красивой внешностью и способностью бегло говорить.

Позвольте мне объяснить вам эту мысль. Для пути самурая чрезвычайно важно правильно пройти от корня до ветки. Если вы не понимаете, что такое корень и ветвь, то вы даже не можете понять свой долг. Того, кто не знает своего долга, сложно назвать настоящим самураем.

Знание корня и ветви означает понимание того, что наши родители — это корень нашего тела, наше тело — это ветви плоти и костей наших родителей. Желая укрепить себя (а мы — ветви), мы иногда попадаем в ситуации, когда пренебрегаем родителями, которые являются корнями. И все это происходит из-за неправильного понимания взаимосвязи между корнем и ветвями.

Следовательно, есть два способа показать свое воспитание.

Предположим, мы говорим о доброжелательных родителях, которые подходят к образованию своих детей с искренней добротой и любовью, обеспечивают их, удачно выходят замуж, а затем уходят из бизнеса, оставляя их в полном благополучии и с надлежащей собственностью. Если дети таких родителей проявляют к ним привычную заботу, то особой похвалы или восхищения они не заслуживают.

Даже с незнакомыми людьми, когда они хорошо к нам относятся, помогают нам личным участием или деньгами, мы, помогая им взамен (при необходимости), не придаем этому большого значения, хотя иногда нам приходится пренебрегать своими делами. И как тогда можно подумать, что мы уже достаточно позаботились о своих родителях, учитывая глубину их любви в каждый момент нашей жизни! Вот почему я утверждаю, что обычный семейный долг не является исключением.

Семь основных принципов кодекса самураев

Семь основополагающих принципов самурайского кодекса

Благородство

Дворянство

Самурай не должен вести себя агрессивно без причины, ему это не нужно, чтобы показать свою силу. Самурай вежлив даже с врагами. Без уважения к людям не станешь лучше животного. Самурая уважают не только за его силу в бою, но и за то, как он ведет себя с другими людьми.

Долг и верность

Долг и верность

Самурай несет ответственность за свои действия, которые он берет на себя добровольно, несет ответственность за то, что он сделал. Он абсолютно лоялен и предан своему начальнику и является образцом для подражания для своих подчиненных. Слово мужчины — это его следы, вы можете следовать за ним, куда бы он ни пошел. Просто следите за тем, куда вы собираетесь!

Искренность и правдивость

Искренность и правдивость

Если самурай говорит, что что-то сделает, он это сделает. Ничто в этом мире не может его остановить. Ему не нужно «давать слово» — обещать или ругаться. То, что он сказал об этом, уже гарантия соблюдения. Сказать и сделать одно и то же.

Сочувствие

Сочувствие

Интенсивные тренировки делают самураев быстрым и сильным. Они отличаются от других, они приобретают силу, которую нужно использовать на благо всех. У самурая есть сочувствие, поэтому он использует любую возможность, чтобы быть полезным другим. Если судьба не дает ему такой возможности, он находит ее самостоятельно. Самурайское сочувствие, прежде всего, должно быть направлено на женщин и детей.

Храбрость и героизм

Мужество и героизм

Поднимитесь над толпой. Спрятаться в панцире, как черепаха, означает вообще не жить. Самурай должен обладать духом героя. Это очень опасно и рискованно, но только в то же время жизнь полна. Героизм не слепой, а умный и сильный. Замени свой страх уважением и осторожностью.

Честность и справедливость

Честность и справедливость

Всегда будьте честны в своих действиях. Верьте в справедливость — не в других людей, а в то, что в вас. Для самурая нет полутонов, когда дело касается чести и справедливости, есть только черный или белый, истинный или ложный. Ни один честный человек с чистой душой не должен бояться правды.

Честь и слава

Честь и слава

Есть только один судья самурайской чести: он сам. Решения, которые вы принимаете, и действия, которые вы предпринимаете, отражают то, кем вы являетесь на самом деле.

Самураи (giap. 侍, busi jap. 武士) — в феодальной Японии — светские феодалы, начиная от великих суверенных князей (даймё) и заканчивая мелкой знатью; в строгом и наиболее часто употребляемом смысле — военно-феодальный класс мелкой знати.


Еще несколько важных правил и положений Бусидо

  • Прилежно учись на протяжении всей жизни. Каждый день становитесь более умелыми, чем накануне, а на следующий день — более умелыми, чем сегодня. Улучшение не имеет границ.
  • Истинное мужество — жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.
  • Не позволяйте другим идти впереди вас на пути самурая. Быть лучшим в том, что ты делаешь, — это быть собой.
  • Прежде чем высказать свое мнение человеку, подумайте, смогут ли они его принять.
  • Самураю следует избегать слишком большого количества сакэ, чрезмерной гордости и большой роскоши.
  • Сделав ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это будет сделано без промедления, о нем скоро забудут.
  • Спрашивать, когда знаешь, значит быть вежливым. Совершенно необходимо спрашивать, когда вы не знаете.

Христианские самураи


Нитобе Иназо

Нитобе родился в 1862 году в бедной самурайской семье в префектуре Иватэ, северном регионе Японии, отдаленном пригороде. С 9 лет он жил в Токио и изучал новый для того времени предмет: английский язык. С 1877 года Нитобе учится в сельскохозяйственной школе в еще более северной префектуре Хоккайдо. В 1884 году он переехал в США. И, похоже, он уже знает английский язык и культуру лучше, чем японский.

В то же время японцы осознали всю свою отсталость от европейского общества и начали крупные реформы, частью которых было лишение былых привилегий самурайского сословия. Победоносные войны — японо-китайская (1894–1895) и русско-японская (1904–1905) — стали огромным шагом вперед. Они доказали японцам, что отмена самурайских привилегий и реорганизация армии и общества в целом действительно приносят плоды. Но Европа по-прежнему воспринимала японцев как дикую нацию, живущую при феодальной системе. После этого и решил сыграть Нитобе, в 1899 году он опубликовал книгу «Бусидо. Душа Японии» — и сразу написал на английском языке.


Обложка первого издания книги

Откроем полный текст книги. Удивительно, сколько авторов ссылаются на книгу Бусидо и Нитобе, учитывая, что сам Нитобе почти никогда не цитирует японскую литературу и источники. Книга начинается с трех эпиграфов: английского поэта Роберта Браунинга, английского историка Генри Галлама и немецкого писателя Фридриха Шлегеля. Нитобе часто обращается к конфуцианству, буддизму, интерпретирует синтоизм, но самое дикое то, что Нитобе строит самурайскую мораль на христианских принципах. Конечно, все это было сделано с определенной целью.

«Я хотел показать, что японцы ничем не отличаются от людей Запада», — сказал Нитобе в интервью. Ну, он показал это для того, чтобы тебя разбили. (Существующий русский перевод Елены Федоровой содержит ошибки, искажающие смысл текста, поэтому мой перевод мой). «Семена Царства Божьего, столь желанные и принятые японским умом, процветали в Бусидо. К настоящему времени его дни сочтены… Единственная этическая система, достаточно сильная, чтобы бороться с утилитаризмом и материализмом, — это христианство, по сравнению с которым Бусидо, надо признать, всего лишь «дымящееся белье» (цитата из книги Исайи 42.3 — BZ .), Которая, как сказал Мессия, не погаснет, а только зажжется пламенем (он сказал это по другому поводу — БЖ) <...> «Мораль господ» доминирующая и самоутверждающая о том, что Ницше как-то писал о бусидо, это — если я не очень ошибаюсь — переходная фаза или временная реакция на то, что Ницше называет скромной и самоотверженной моралью назареев ». Ницше? Какого хрена я только что прочитал?!

Это аргумент Нитобе. Также сравните японские традиции с христианством. В общем, он сам это исповедовал, и с этой точки зрения все пытался интерпретировать. Следовательно, сэппуку — ритуальное самоубийство с открытием живота, также известное как харакири — Нитобе связано с христианским пониманием живота как центра жизненной энергии. «Они (библейские Иосиф, Давид, Исайя и Иеремия) придерживались широко распространенной среди японцев веры в то, что желудок — это храм души». И он защищает использование меча самураем с цитатой из Послания к Римлянам 13: 4: «Если ты причиняешь вред, бойся, потому что он не напрасно носит меч».

Сэппуку как популярный миф

Можно ли привести кого-нибудь к такому аргументу? К сожалению, западная публика восприняла книгу Нитобе буквально — она ​​быстро стала хитом. Молодой Тедди Рузвельт купил 60 экземпляров, чтобы раздать друзьям. Книга была также вдохновлена ​​британским солдатом Робертом Баден-Пауэллом, который использовал принципы бусидо для создания Кодекса бойскаутов. Поскольку никакой другой информации о Японии на английском языке почти не было, «Бусидо» на долгие годы стало основным источником идей о Японии для англоязычных читателей.


Театральные актеры в сцене сэппуку

Однако в Японии о книге узнали не сразу, в том числе потому, что Нитобе активно выступал против попыток ее перевода, опасаясь критики со стороны японцев. Однако в 1901 году японский историк Цуда Сокичи уничтожил содержание книги, прочитав ее в оригинале. Он отметил, что автор не знаком с предметом изложения, путает исторические эпохи и приписывает принципы бусидо всему японскому народу, тогда как на самом деле они могли быть только среди самураев.

Конечно, у самураев были свои правила поведения. Помимо уже упомянутого «Пути лука и коня», в каждой самурайской семье существовал какун (от японского — «семейный кодекс») — правила поведения, которые различались от клана к клану в зависимости от места проживания, богатство, происхождение и т д. Кроме того, есть также тексты известных авторов, описывающих, каким должен быть настоящий воин, например «Будосеосинсю» самурая Дайдодзи Юдзан Сигэске, но Нитобе придумал свою по-настоящему фантастическую версию истории.

Одно из главных утверждений Нитобе состоит в том, что нарушение принципов бусидо означало бесчестье и требовало смерти, поскольку самурай не мог жить с пятном стыда. Сама идея, конечно, абсурдна: такие правила, если они действительно существуют, быстро уничтожили бы класс самураев. Великолепно обученные и дорогостоящие вооруженные воины, самураи могли переходить от лидера к лидеру в группах и ценили свою жизнь (и классовую солидарность) больше, чем жизнь любого сёгуна. Главный пример ритуального харакири — история о 47 ронинах, которые отомстили знатному сановнику, убившему их повелителя Асано Наганори. Однако редко упоминается, что всего в Асано было более 300 самураев. Остальные согласились с состоянием ронина, пошли искать нового хозяина и в мести не участвовали. 46 ронинов (без посыльного) во главе с лидером Оиси Кураносукэ были фактически приговорены к ритуальному самоубийству.

Как Нитобе описывает принципы сэппуку? В его легко узнаваемом стиле. Во-первых, он цитирует Шекспира, Библию, греческую философию, Декарта и описывает процесс сэппуку из эссе «Сказки старой Японии» британского дипломата Алджернона Бертрама Фримена-Митфорда, который служил в Японии в эпоху Мэйдзи. Случайно ли, что именно Митфорд в своих сказках первым представил европейцам историю о 47 ронинах?

На самом деле процедура сэппуку была очень болезненной и трудной для выполнения; Самостоятельное открывание живота было доступно очень немногим. Например, ритуальное самоубийство сэппуку использовалось, когда воины понимали, что они были захвачены врагом и обязательно будут подвергнуты пыткам или мучительно умерли. Тем не менее, большинство самураев умерло не от того, что разорвали себе животы. Они совершали ритуальный жест деревянным мечом или даже веером — и слуга или другой самурай отрубали самураю голову. Миниатюра Сэппуку Оиси Кураносукэ ниже показывает, как он сидит и ждет, когда ему отрубят голову.

Точно так же Нитобе подтверждает значение меча для самураев: «Когда Мухаммад провозгласил:« Меч — это ключ к раю и аду », я повторяю только то, что знают японцы». Поразительнй! Особенно если учесть, что самураи до эпохи Сэнгоку (15-17 вв.) Были в основном рыцарями-лучниками (отсюда «Путь лука и коня»), хотя и носили небольшие мечи. Здесь вы можете прочитать о многих школах японских лучников и о важности этого оружия для классических самураев.


  • Самурай эпохи Эдо в исторической военной одежде

В 15 и 16 веках, когда численность армий росла, самураям пришлось начать использовать мечи для ближнего боя, но они продолжали быть и лучниками, и рыцарями.


Самурай в сопровождении пехотинцев

Изображение шагающего самурая с двумя мечами, одетого в металлические доспехи, — это уже парадный образ эпохи Токугава, когда меч уже был скорее классовым атрибутом, чем оружием: самурайские бюрократы не участвовали в боевых действиях. В эту эпоху сформировалась своеобразная самурайская мораль.

Самураи и мужская любовь

Описывая нравы самураев, Нитобе много обращается к европейской кавалерии, говорит о безупречной чести и верности службе. Между тем, образование самураев, кстати, основывалось на сексе между учителем и учеником.

В современном японском обществе содомия — жестокое табу. Но на протяжении большей части своей истории японское общество было самым терпимым к любым сексуальным отношениям. Достаточно сказать, что на протяжении веков в Японии существовала традиция ёбай — когда мужчины ходили ночью к незамужним женщинам для полуанонимного секса.

Синтоизм, основная религия Японии, поощрял половые сношения. В 7 веке буддизм пришел в Японию, где воздержание от половых сношений считалось добродетелью, однако секс между мужчинами считался только потерей контроля, в то время как секс с женщиной был гораздо более греховным. В XII – XVI веках в Японии насчитывалось более 90 000 мужских буддийских монастырей, где монахи проводили по 10–12 лет и должны были приспособить свою половую жизнь к этим условиям.

Среди буддийских монахов существовала традиция, пришедшая из Китая, называемая в Японии нансёку («мужской путь») — взрослые монахи («ненджа») усыновляли молодых мужчин («чиго»), с которыми они вступали в сексуальные отношения до определенного возраста, после чего и учитель, и зрелый ученик нашли себе новых «учеников». Отношения между учителем и учеником подчинялись ритуалам и правилам и воспринимались как необходимая часть образования монаха.

Самураи охотно переняли эту традицию. Японский писатель 17 века Ихара Сайкаку писал: «Эдо был городом холостяков, как и монастыри горы Коя». Прозрачный. Самураи обучали своих вакасу (так называемых юношей, достигших возраста 10-20 лет) боевому искусству и верному образу жизни, а юноши были их оруженосцами, слугами и помощниками. Отношения не обязательно заканчивались, когда молодой человек становился взрослым. Он мог найти свой вакашу и продолжать поддерживать связь с учителем. Секс с женщинами явно не запрещался, но отношения между мужчинами воспринимались как более важные и благородные. Такие отношения были очень благотворными и имели прямое отношение к военному делу: студенты самоотверженно защищали свою ненджу, культивируя бесстрашие в боях.


Джентльмен со своим вакашу, 1680 г

В эпоху Эдо (1603–1868 гг.), Условного японского Нового времени, когда самураи стали прежде всего не военным, а административным классом, отношения нансоку превратились в своеобразный атрибут элиты. Больше, чем раньше, стали уделять внимание не военному делу, а искусству любви. Были даже учебные пособия! Вот названия глав японского учебника 1657 года по мужским отношениям:

«Об обмене мнениями»
«Как ответить на первое письмо»
«Какое образование, чтобы пойти домой утром»
«О чувстве отвращения после встречи»
«О болезнях Вакашу»
«На поцелуях и бумажных салфетках»

…так далее. Другие классы хотели перенять этот «элитный» образ жизни и отношения. В 1700 году 1 миллион человек проживал в Эдо (будущий Токио) и 400 000 человек в Киото и Осаке. Прибывшие из провинции купцы и ремесленники считали наншоку признаком богатого и культурного человека. 1650 — 1750 годы — период расцвета проституции, свободной любви и прочих самурайских утех.


1750 г

Есть ли у Нитобе что-нибудь об этом? По всему тексту ни наншоку, ни вакасю, ни другие термины не упоминаются, а в главе «Образование и женское место» вопросы о любви буквально смешиваются с длинными речами по долгу службы и сути брака. Но что это такое — слово «секс» употребляется только в смысле «секс», а говоря о семье, Нитобе цитирует Библию и европейских философов. В общем, его самураи — само целомудрие.

Но даже чисто исторически, когда родился Нитобе, мужская любовь перестала быть атрибутом избранных и вообще как-то определенным образом выделялась. Что ж, христианские миссионеры, которые приехали в Японию в эпоху Мэйдзи, очевидно, проинформировали японцев о концепции «греха Содома». Гомосексуализм начали запрещать на государственном уровне, но он все еще процветал в регионе Сацума, своего рода анклаве самураев.

В 1877 году, через год после запрета на ношение мечей для безымянных самураев, именно в Сацуме произошло последнее великое восстание самураев, разгромленное регулярной армией и показавшее отсталость самураев. Образ жизни самураев постепенно исчезал, хотя отношения нансоку все еще ассоциировались с истинным мужским мастерством.

К началу 20 века самурайские традиции стали крайне маргинальными. Для Японии наступили новые времена — и в них бред Нитобе получил новое, ужасное применение.

Хайль сёгун

«По-разному Бусидо проник в класс, в котором родился, и действовал как закваска среди людей, устанавливая моральные стандарты для всей нации», — писал Нитобе. Парадоксально, что, как мы видели выше, самурайский разврат был действительно популярен среди людей конца эпохи Эдо. Но, конечно, автор имеет в виду другое: принципы самурайской чести переняли и простые люди. Этот идеолог идеально подходил для поддержки патриотического духа новой японской армии. Всем хотелось почувствовать себя благородным самураем. И цели нового японского правительства были абсолютно победоносными.

После победы в русско-японской войне японская политика становится все более милитаризованной. Корея была присоединена к Японии в 1910 году; после Первой мировой войны Япония также заполнилась территориями и стала одним из государств-основателей Лиги Наций. И после того, как Хирохито занял трон в 1926 году, правительство наконец решило воспитать нацию воинов-самоубийц.


Отряд камикадзе с мечами — символы «самурайской доблести»

Официальными лозунгами стали «Цивилизация и Просвещение» и «Богатая страна, сильная армия». Идеологи начали активно искать «подходящие» тексты из прошлого, которые поддержали бы идею смерти государства. В результате этих исследований на протяжении двух столетий она была обнаружена как забытая книга «Хагакурэ», созданная в начале 18 века и проповедовавшая «Путь смерти». Опять же, в литературе принято называть «Хагакурэ» «декларацией принципов бусидо», однако в тексте книги нет слова «бусидо». Философский трактат о ничтожности жизни, основанный на идеях конфуцианства и дзэн, «Хагакурэ» в 1930-х годах начал использоваться для военной пропаганды. Но не только она: в 1935 году писатель Эйдзи Ёсикава опубликовал книгу «Мусаси» о приключениях легендарного самурая Миямото Мусаси, которая вскоре превратилась в суперпопулярный комикс. В этом контексте «Бусидо. Душа Японии».


Книга «Мусаси»

Сам Нитобе, надо сказать, был в ужасе от происходящего: по своим убеждениям он был пацифистом. За то короткое время, что Нитобе заседал в японском парламенте, он даже подготовил речь, в которой осудил премьер-министра Танаку Гиичи и его милитаристскую политику. Но напрасно: хищнические устремления Японии были неутолимы. В 1933 году Нитобе умер в Канаде, где он отправился на политическую конференцию.

Неясно, каких последствий ожидал Нитобе от своей книги, так искажающей историю Японии, — хотя кажется, что сам автор даже не осознавал, насколько он был неправ. Неудивительно, что его книга в конечном итоге нашла применение в милитаристской идеологии, которую японское правительство рьяно поддерживало, когда оно вступило во Вторую мировую войну вместе с Рейхом. Конечно, любому полководцу выгодны люди, добровольно идущие на смерть за идею. И, как и в случае с нацистской Германией, эти идеи оказались ложными по самой своей сути.

Источники

  • https://medium.com/eggheado-history/-7fa2465e3e80
  • https://mir-knig.com/read_228987-1
  • https://fishki.net/3705597-busido-semy-principov-kodeksa-samuraev.html
  • https://sebweo.com/ru/sem-printsipov-kodeksa-samuraev-busido/
  • https://disgustingmen.com/history/heil-shogun/

Оцените статью
Блог о Японии