Как называются дома в Японии: храмы и современная архитектура

Содержание
  1. Влияние китайской культуры на архитектуру Японии
  2. Разновидности жилищ
  3. Древность
  4. Период Дзёмон
  5. Период Яёй
  6. Период Кофун
  7. Храмовая архитектура Японии
  8. Синтоизм
  9. Буддизм
  10. Средневековье
  11. Новое время и современность
  12. Познай Японию
  13. Внешний вид
  14. Материалы основных конструкций
  15. Устройство крыш
  16. Внутреннее убранство
  17. Обувь оставляют у порога
  18. Татами, фусума, сёдзи: регулировка уровня влажности в японской комнате васицу
  19. Купальня о-фуро: два в одном
  20. Одеяло с запахом солнца в доме из дерева и бумаги.
  21. Отдельно следует выделить японский сад
  22. Вековая традиция
  23. Чайный домик
  24. Внутреннее убранство чайного домика
  25. Для почитателей чайных церемоний
  26. Мотивация стиля
  27. Внутренний мир
  28. Японский стиль
  29. Современное жилье в Японии
  30. Изменения
  31. Современные нока
  32. Каркасные строения
  33. Купольные дома – самые современные японские технологии в сфере архитектуры и строительства
  34. Городские дома
  35. Квартиры
  36. Отопление
  37. Электричество
  38. Безопасность
  39. Постройка дома
  40. Строительные материалы
  41. Правила постройки жилища
  42. Домашний адрес
  43. Арендная плата в домах и квартирах
  44. Дома для гостей
  45. Гостиницы Рёкан
  46. Корпоративное жильё
  47. Современная архитектура Японии: кратко о главном
  48. Характерные особенности архитектуры Японии
  49. Японские архитекторы и их работы
  50. Несколько любопытных фактов

Влияние китайской культуры на архитектуру Японии

Первые японские города строились по прямоугольной схеме, а архитектура построенных храмов частично заимствована у соседних стран, Китая и Кореи. Но все же национальные традиции возведения культовых комплексов и индивидуальных построек, в которые входили:

  • семь зданий, составляющих комплекс;
  • основной или обязательный «золотой» храм и здание для чтения проповедей;
  • наличие башни с колоколами или барабанами;
  • казначейство и книжный депозит;
  • ярусная пагода.

Японский стиль в архитектуре фото

Гармония была основополагающим принципом древних японских строителей и архитекторов. Все старинные постройки составляли единое целое с окружающей природой. Храмовые комплексы в зависимости от местности имели разную планировку. Во дворах были места для медитаций и каменные сады, также являвшиеся частью пейзажа. Храмы строились по законам симметрии, если возводились на равнине. И если святилища располагались в горах, то план строительства был изменен, чтобы добиться наилучшего сочетания храма и местности. При этом оставить проект здания без изменений было практически невозможно, архитекторы следовали старинным традициям и модифицировали его.

Разновидности жилищ

Традиционные японские дома называются минка, что означает «жилье для людей». Их населяли простые люди, не принадлежавшие к знатным слоям населения и самураям.

Как правило, жители этих домов занимались ремеслами, рыболовством, сельским хозяйством и торговлей. Норки, как и древние, сохранились сейчас только в сельской местности.

В зависимости от рода занятий выделяли разновидности норки:

  • матийа — для жителей городов;
  • нока — сельчанам, фермерам, крестьянам;
  • гйока — рыбакам;
  • гассё-дзукури — для горцев в далеких селениях.

обитель японцев
Матия — дом в Японии

Последние представляют особый интерес и историческую ценность. Так назывались жилища в горных районах острова Хонсю. Владельцы гассё-дзукури занимались разведением тутового шелкопряда, поэтому им понадобился большой цокольный этаж для сушки продуктов и чердак для производственного процесса.

Гассё-дзукури в деревнях Гокаяма и Сиракава внесены в список наследия ЮНЕСКО.

Древность

Древние постройки — постройки до 4 века н.э. В основном это жилые дома, о которых в истории сохранилось очень мало сведений. Оригинальные японские постройки были построены из земли и дерева. Поэтому многие из них были потеряны из-за стихийных бедствий, влажного климата, пожаров, войн. Глиняные модели, изображения на бронзе, результаты археологических раскопок вкратце рассказывают об архитектуре античности.

Период Дзёмон

Историческая эпоха длилась до 300 г до н.э. Собиратели, рыбаки, охотники жили в приютах, которые назывались тата-ана-дзюке. Дом состоял из котлована с земляным полом и соломенной крышей, поддерживаемой деревянным каркасом. Воду, стекающую по крыше, можно было собрать в контейнер. Целая деревня этих домов расположена на горе Маруяма в районе Саннаи города Аомори.


Тата-ана-дзюке

Период Яёй

Историческая эпоха Яёи длилась с 300 г до н.э. NS до 250 AD NS. Это время повсеместного выращивания риса. Возникают постоянные поселения с жилищами, складами, деревенскими оградками, сторожевыми вышками. Здания с фальшполом и остроконечной крышей назывались такаюка. Они надежно защищали зерно от влаги и грызунов. Кроме того, такие постройки служили жилищами вождей и особенно почитаемых членов племени.

Исторический парк Ёсиногари в префектуре Сага — это место, где можно исследовать поселение периода Яёи.


Takayuka

Период Кофун

Историческая эпоха Кофуна длилась с 3 века н. Н.С до VI века н. NS. В то время начали возводить курганы кофун — огромные могилы местной знати и правителей. Самые старые — круглые или четырехугольные набережные. Позже появились многоступенчатые курганы, похожие на замочные скважины. По периметру их окружал ров с водой. Таких захоронений более 10 тысяч.


Курган-кофун

Храмовая архитектура Японии

Первые японские культовые сооружения появились еще в древности. В средние века активно строились синтоистские и буддийские святыни и монастыри. Китай оказал большое влияние на архитектуру храмов Японии.

Синтоизм

Синтоизм — древняя японская традиционная религия, основанная на культе духов мертвых. Для строительства культовых сооружений — ворот, храмов — использовались натуральные материалы: необработанное неокрашенное дерево (чаще всего кипарис) для стен, трава для крыши. Синтоистские часовни возвышаются над землей и крепятся на втыканных в землю шестах. Плоская двускатная крыша выходит за периметр здания. Вокруг главной комнаты есть веранды. Синтоистские монастыри представляют собой комплекс симметрично расположенных построек.

В синтоистском святилище необходимо различать следующие детали:

  • Тории — это открытые U-образные двери оранжевого или красного цвета. Они символизируют переход между миром людей и миром духов.
  • Комаину — сторожевые статуи стилизованных львов или собак по обе стороны от входа.
  • Источник очищающей воды для мытья рук и полоскания рта перед входом в часовню.
  • Главный зал со святыней, зал для молитв и приношений.
  • Сцена для спектаклей театра им.

Самый старый синтоистский храм находится в Исэ на острове Хонсю. Он посвящен богине солнца.


Святилище исэ-дзингу

Буддизм

Буддизм пришел в Японию из Китая примерно в VI-VII веках н. NS и привносит новые архитектурные формы:

  • каменный фундамент;
  • криволинейные крыши с приподнятыми углами;
  • яркие цвета;
  • декоративные детали: резьба, роспись, лакировка, золочение.

Для буддийского храма главное не симметрия, а единение с природой. На это нацелены светлые плавные линии, водоемы, альпинарии и так далее. Обычно в храмовый комплекс входят:

  • забор с калиткой;
  • главный храм;
  • комната для проповедей;
  • колокольня;
  • казначейство;
  • книжное хранилище;
  • 3-5-этажная коническая пагода.

Монастыри Тодай-дзи (8 век нашей эры) и Хорю-дзи (7 век нашей эры) — самые известные буддийские храмовые сооружения.


Монастырь Тодай-дзи

Средневековье

Для средневековой архитектуры Японии характерны следующие черты:

  • Стиль дзен в постройках храмов (религиозные постройки с несколькими комнатами и золотыми крышами). Примером может служить храм Кинкаку-дзи или Золотой павильон (14 век.).
  • Развитие замковой архитектуры в стиле Ямадзиро. Деревянные и каменные постройки располагались на равнине. В комплекс входили центральное здание (башня теншу) и многочисленные башни, соединенные переходами. Сооружение было окружено забором и рвом. Примером может служить замок Имедзи (14-17 вв.). В него вошли более 80 построек.
  • Строительство каменных построек в стиле хираджиро. 1-2-х этажные дома располагались на возвышенности посреди сада и парка в целом. Во внутренней отделке таких построек использовалось натуральное дерево. Примером может служить дворец Кацура в Киото (17 век.).
  • Возникают чайханы в стиле сукийя. Строение напоминает легкую хижину. Чаще всего это одноэтажное здание с низким узким проходом и большим количеством высоких окон. Внутри есть комната для чайной церемонии.


Замок Имедзи

Новое время и современность

Встав на путь модернизации к середине XIX века, японские архитекторы освоили западные технологии, новые материалы, но при этом сохранили свою оригинальность. В конце 19 века стали развиваться новый стиль и эклектика. Основные достижения японской архитектуры в этот период:

  • использование кирпича, камня при строительстве общественных зданий и учреждений;
  • формирование западных округов в портовых городах;
  • использование железобетонных перекрытий;
  • разработка проектов антисейсмических типов зданий.

После Второй мировой войны бетон и сталь стали использовать для строительства японских домов. Страна постепенно становится лидером архитектурных технологий.

В 1950-1970-х годах в Японии зародилось и развивалось архитектурное направление метаболизма. Главный ее принцип — незавершенность, недосказанность. Самый яркий пример — капсульная башня Накагин (Токио).


Накагинская капсульная башня

В настоящее время японские дома в основном строятся на сваях. В то же время маятники, амортизаторы, стальные рамы и железнодорожные платформы используются для защиты от землетрясений. Высокотехнологичные материалы удачно сочетаются с природными элементами: альпинариями, прудами, мостиками, зелеными насаждениями и т.д.

Самые необычные современные японские постройки:

  • tokyo Skytree высотой 634 метра;
  • школа стекла в Канагаве;
  • палаточный домик в Токио;
  • нагойский музей науки.


Музей науки в Нагое

Познай Японию

Характеристики традиционного японского дома и современного японского дома

Минка (минка; буквально «дом (и) людей») — традиционный японский дом.

В контексте разделения японского общества на классы минка были домами японских крестьян, ремесленников и торговцев, то есть части несамурайского населения. Но с тех пор классовое разделение общества исчезло, поэтому словом «минка» можно назвать любой традиционный японский дом соответствующей эпохи.

Минка имеет широкий спектр стилей и размеров исполнения, что во многом обусловлено географическими и климатическими условиями, а также образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (noka; nōka) и городские дома (matiya; machiya). В случае деревенских домов мы также можем выделить подкласс рыбацких домов, называемый гёка).

В целом, уцелевшие норки считаются историческими памятниками, многие из них охраняются местными муниципалитетами или национальным правительством. Особого внимания заслуживают так называемые гассё-дзукури, которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии: Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти здания внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, сходящиеся под углом 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии: «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».

Решающим в строительстве норки было использование недорогих и удобных стройматериалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что трудно найти в их родном селе. Таким образом, почти повсеместно нока изготавливают исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов травы и соломы.

«Каркас» дома, крыши, стены и опоры — деревянные. Бамбук и глина часто использовались при изготовлении наружных стен, а внутренние стены не возводились, а вместо них использовались раздвижные стены или ширмы фусума.

Трава и солома также использовались для изготовления крыш, циновок musiro и циновок татами. Иногда, помимо соломы, крышу покрывали обожженной глиняной черепицей. Камень часто использовался для создания или укрепления фундамента дома, но никогда не использовался при строительстве самого дома.

Как и в случае с другими формами традиционной японской архитектуры, деревянные опоры поддерживали большую часть конструкции, так что «окна» можно было сделать в любом месте дома. Столбы составляли «каркас» дома, соединяясь с фрамугами с помощью оригинальной конструкции без использования гвоздей, а «дыры» в стенах дома были сделаны с помощью седзи и более тяжелых деревянных дверей.

Гассё-дзукури, вероятно, самые узнаваемые японские дома, а также самые высокие из-за их выдающихся крыш во всех смыслах. Высокие крыши позволили обойтись без дымохода и организовать большие склады, а также, в первую очередь, защитить дом от влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь катился сразу без промедления, благодаря чему крыша была практически «водонепроницаемой», а покрывающая ее солома почти не гнила.

Есть три основных стиля крыш, которые во многом похожи на крыши других стилей японской архитектуры. Большинство мати имеют остроконечные крыши из киризумы, покрытые гонтом или черепицей. И наоборот, большинство нока были покрыты соломой (ёсемунэ; ёсемунэ) и имели покатую крышу с четырех сторон, или их крыша состояла из многочисленных фронтонов и покрыта черепицей и соломой (иримоя; иримойя).

На коньке кровли и на стыках различных секций устанавливались специальные заглушки. Черепица или черепица, покрывающие крыши, часто были единственным художественным украшением домов, к тому же коньки крыш украшались орнаментами.

Внутреннее убранство норки обычно делили на две части. В первом из них был пол из битой земли, это место называлось «корпус» (дом), а во втором этаже они были подняты на 50 см над уровнем дома и покрыты татами или муширо. Дом использовался для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. Обычно в ней находилась глиняная печь камадо, деревянная раковина, бочки с едой и кувшины для воды.

Большая деревянная дверь одо (ōdo) служила главным входом в здание. Часто на антресольном этаже строили утопленную топку, но не строили камин, соединяющий очаг с внешним миром. Лишь иногда в крыше делали маленькое вентиляционное окно. Дым поднимался под крышей, так что жители не дышали им и не коптились, но, тем не менее, дым окрашивал солому, которую приходилось часто менять.

Японский дом — настолько характерное строение, что сложно сказать, кто на кого повлиял: либо житель этого особняка выразил через него свою жизненную философию, либо, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто там живет.

Японский дом — это балдахин с навесом над пустым пространством. В основном это крыша, поддерживаемая каркасом из деревянных балок и опор. В нашем понимании нет лошадей или дверей, потому что в каждой комнате три из четырех стен можно в любой момент сдвинуть или даже убрать. Когда такие раздвижные двери, которые легко вынимаются из пазов, служат внешними стенами, то есть выступают в качестве окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на сигаретную бумагу, и называются седзи.

Когда впервые видишь интерьер японского дома, самое удивительное — полное отсутствие какой-либо мебели. Все, что можно увидеть, — это голая древесина колонн и балок, строганный потолок, перевязки решеток седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает свет снаружи. Под голой ногой слегка подпружинены татами: твердые циновки толщиной в три пальца, сделанные из стеганых соломенных циновок. Пол, образованный этими золотыми прямоугольниками, совершенно пустой. Стены пустые. Нигде нет украшений, кроме ниши, где висит картуш с каллиграфическим изображением или стихотворением, а внизу — ваза с цветами: икебана.

Одно можно сказать наверняка: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасное основание, раздвижные стены только недавно получили признание строителей, а съемные перегородки и сменные полы — это еще судьба будущего.

Японский дом рассчитан на лето. Его салон действительно хорошо вентилируется во время влажной жары. Однако достоинства традиционного японского жилища переворачиваются с ног на голову, когда так же отчаянно скучно зимой. А с ноября по март здесь чувствуется холод. Японцы, кажется, смирились с тем, что зимой в помещении всегда холодно. Они довольствуются тем, что греют руки или ноги, не думая об обогреве самой комнаты. Можно сказать, что в японской традиции проживания отопления нет, но есть отопление.

Только когда в японском доме вы чувствуете своей кожей, что его близость к природе преображает в зимние дни, вы действительно понимаете значение японской бани — фуро: это основной вид самонагрева. В повседневной жизни каждого японца, независимо от его местонахождения и достатка, нет большей радости, чем купание в глубокой деревянной ванне, наполненной немыслимой горячей водой. Зимой это единственный способ по-настоящему согреться. Входить в фуро нужно после того, как вымыться вне банды, как в русской бане, и тщательно ополоснуться. Только после того, как японцы ныряют в горячую воду по шею, они подтягивают колени к подбородку и греются в этом положении как можно дольше, выкуривая тело до малиново-красного цвета.

Зимой после такой ванны весь вечер не слышно сквозняков, от чего картина на стене тоже качается. Летом приносит облегчение от изнуряющей влажной жары. Японцы привыкли купаться в мехе если не каждый день, то хотя бы через день. Несчастье с таким количеством горячей воды для каждого человека было бы непосильной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай смывать ленту, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседи один за другим нагревают фуро, чтобы сэкономить дрова и воду. По той же причине общественные туалеты по-прежнему широко распространены в городах. Традиционно они служат основным местом общения. Обменявшись новостями и потепившись, соседи расходятся по неотапливаемым домам.

Летом, когда в Японии очень жарко и влажно, стены снимают, чтобы проветрить дом. Зимой, когда становится холоднее, стены сдвигаются, образуя небольшие внутренние помещения, которые легко обогреть с помощью мангалов.

Пол в традиционном японском доме покрыт татами — квадратными соломенными циновками. Площадь татами около 1,5 кв. Площадь комнаты измеряется количеством умещающихся в ней татами. Татами периодически чистят и меняют.

Чтобы не испачкать пол, в традиционных японских домах обувь не носят, только белые носки таби. Обувь оставляют при входе в дом на специальной ступеньке — гэнкане (делается ниже уровня пола).

Спят в традиционных японских домиках на матрасах — футонах, которые утром кладут в шкаф — оши-ире. Кроме того, в комплект постельного белья входят подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось бревно) и одеяло.

В этих домах едят, сидя на футонах. Небольшой стол с едой ставится перед каждым из едоков.

В одной из комнат в доме обязательно должен быть альков — токонома. В этой нише присутствуют арт-объекты, присутствующие в доме (графика, каллиграфия, икебана), а также культовые аксессуары: статуи божеств, фотографии умерших родителей и т.д.

Внешний вид

Для изготовления норки использовались недорогие и легкодоступные материалы. Конструкция из массива дерева, балки, фасад из дерева, глины, бамбука с использованием элементов травы и соломы.

Особое внимание было уделено крыше. Из-за отсутствия дымоходов были возведены уникальные высококровельные конструкции с разными уклонами и навесами, которые не позволяли задерживаться влаге в виде снега и дождевой воды. Крыша матия была черепичной, черепичной, крыша была покрыта соломой.

Даже самые скромные семьи старались окружить себя живописным садом с зеленой растительностью, элементами декора в виде небольших водоемов и мостиков. Здесь часто были отдельные хозяйственные помещения. В доме была веранда — энгава, а также парадный вход — одо.

сад в Японии

Материалы основных конструкций

Крестьяне не могли позволить себе построить дорогое жилище. Они использовали самые доступные и недорогие материалы. Норка была построена из бамбука и дерева, глины и соломы. Также использовались различные виды трав.

японский дом как его еще называют

Древесина обычно использовалась для изготовления «каркаса» дома и крыши. Для отделки внешних стен использовались бамбук и глина. Внутренние заменены раздвижными перегородками или ширмами. Для покрытия использовались солома и трава. Иногда поверх этих природных материалов укладывали изразцы из обожженной глины.

Камень использовался для укрепления или создания фундамента. Однако при строительстве самого дома этот материал не использовался.

Минка — это японский дом, архитектура которого традиционна для Страны восходящего солнца. Содержащиеся в нем опоры образуют «каркас» конструкции и грамотно, без использования гвоздей, соединяются с поперечными балками. Сёдзи, или тяжелые деревянные двери, выступают в качестве отверстий в стенах дома.

Устройство крыш

В Гассё-дзукури находятся самые высокие и самые узнаваемые японские дома. И эту особенность им придают невероятные крыши. Их высота позволяла жильцам обходиться без камина. Кроме того, конструкция крыши предусматривала устройство на чердаке крупных отложений.

Высокая крыша японского дома надежно защищала норку от атмосферных осадков. Сразу пошел дождь и снег, не затхлый. Эта конструктивная особенность не позволяла проникать влаге в помещение и гнить солому, из которой была сделана крыша.

дом в японском стиле

Крыши из норки подразделяются на несколько видов. В матии, например, они обычно остроконечные, двускатные, покрытые плиткой или черепицей. Крыши большинства домов в поселке Нок отличались от них. Обычно они были покрыты соломой и наклонены со всех четырех сторон. На коньке крыши, а также в точках стыковки различных секций установлены специальные заглушки.

Внутреннее убранство

Минка стартует в коридоре — генкан. Здесь перед входом снимают обувь.

Типичный дом делится на две части: с засыпанным землей полом и нишами высотой 50 сантиметров с деревянными опорами — такаюка. Большую часть времени японцы проводят на полу: расслабляются, разговаривают, едят, спят.

На пол выложены качественные бамбуковые муширо и татами. Несмотря на свою простоту, они очень красивы, удобны и практичны.

С давних времен мерилом площади для японцев были не только квадратные метры, но и татами, размеры которых составляют 90 на 180 сантиметров.

Отдельных помещений как таковых нет, потому что в пространстве не используются несущие стены. Их роль играют сдвижные стены фусума и раздвижные двери седзи.

Пространство, ограниченное такими ширмами, становится комнатой — васицу. Когда ожидается приём гостей, перегородки просто убирают и получается большая гостиная.

восточный интерьер

Что бросается в глаза в жизни японцев, так это удивительный порядок. Отчасти в этом заслуга аккуратных японок, отчасти — минимализм во внутреннем устройстве. Мебели здесь мало, половина из которых встроенные шкафы и вещевые отсеки. Мебель на японском языке также довольно скромная и представлена ​​картинами, икебаном, каллиграфическими элементами и нишей камидан в качестве алтаря.

Основной предмет мебели — котацу. Это стол со столешницей, вокруг которого есть специальное одеяло или матрас — футон. Глядя на котацу изнутри, вы сможете увидеть внизу очаг, который согреет вас.

Кухня, ванная и туалет отделены от общей зоны. Санузел из норки всегда был раздельным. Также известна японская баня офуро, где часто все члены семьи могли мыться в одной и той же воде, предварительно ополоснувшись в специальной комнате.

японская баня

Обувь оставляют у порога

Солнечная деревянная веранда в стиле энгава с видом на сад; татами из стеблей тростника igus (ситник); Пространство комнат, разделенных перегородками фусума, все это придает традиционному японскому дому неповторимый шарм и неповторимый стиль.

И в наши дни, когда в Японии появляется все больше квартир и домов в западном стиле, японцы не меняют обычай оставлять обувь у входа в дом, на пороге.

Однако обычай не ходить по дому в уличной обуви распространен во многих местах на Западе, но в японском доме есть особое место, называемое татаки, специально разработанная полоса бетонного пола в коридоре там твои туфли. В Японии с ее землетрясениями, тайфунами и другими стихийными бедствиями традиционное жилище спроектировано таким образом, что пол жилых помещений поднимается на ступеньку выше пола коридора генкан — это позволяет спастись от сырости и наводнений во время сильных дождей. Татаки находится на нижнем уровне, «на земле», так что вы можете снимать или надевать обувь, сидя на верхнем этаже комнаты. Помимо татаки в коридоре на «нижнем» уровне обычно есть шкаф для обуви, называемый гэта-бако — «ящик гэта».


Коридор генкан в традиционном японском доме: обувной шкаф гэта-бако (слева), татаки (на переднем плане).

Через желоба, предназначенные для проливных дождей в сезон дождей и во время тайфунов, вода, которая скапливается в желобах на карнизах домов, стекает на землю или в специальные желоба. Слив, предназначенный для защиты дома от повреждений дождевой водой, состоит из длинного узкого желоба (ама-дои) и цепочки с крупными звеньями в форме маленьких чашек (кусари-дои). Это тоже особенность традиционного японского жилища.


Длинный желоб амадой и кусари-дои «цепь дождя», по которой вода из водостока стекает на землю.

Татами, фусума, сёдзи: регулировка уровня влажности в японской комнате васицу

В японских домах, которые мы часто видим в исторических телешоу, фильмах и аниме, большая жилая площадь разделена на комнаты раздвижными перегородками фусума и седзи из дерева и бумаги васияпан. Запереть такую ​​комнату на ключ невозможно. Перед тем, как войти в нее, нужно подать голос, как бы предупредить о своем внешнем виде, затем обеими руками аккуратно сдвинуть дверь перегородки в сторону.

Фусума — это раздвижная дверь, покрытая японской бумагой, которая отделяет комнаты друг от друга. При необходимости ее можно снять: в отличие от несъемных постоянных стен, перегородки фусума позволяют с большей легкостью и свободой видоизменить интерьер дома. Сёдзи — это деревянный решетчатый каркас, ячейки которого покрыты японской бумагой. Он не пропускает в дом посторонние глаза и в то же время мягко и равномерно рассеивает солнечный свет в комнату.

Обе эти перегородки идеально подходят для жаркого и влажного японского климата — они помогают регулировать циркуляцию воздуха и уровень влажности в помещении. Сочетание окна с двойным остеклением и сёдзи, позволяющего любоваться видом на сад, называется юкими сёдзи (японское «сёдзи для наблюдения за снегом»). Есть и другие виды подобных перегородок.

Татами — это циновка из тростника игус. Площадь одного мата составляет 1,62 м2, и он содержит примерно 500 мл влаги. Когда дом сухой, эта влага испаряется с татами, повышая влажность воздуха. В комнате с татами на полу обычно чувствуется слабый запах тростника игус. Эта удочка обладает особой эластичностью: на ней никогда не устаешь сидеть и лежать. Кроме того, его мягкие внутренние волокна обладают очищающими свойствами, освежая воздух в помещении.


Трость игууса — материал, из которого изготовлено татами (слева); мат татами (справа)

В традиционной японской гостиной, где принимают дорогих гостей, обычно есть стенная ниша из токонома. Чтобы посетителю было особенно приятно, в токономе вешается живописный свиток с учетом специфики сезона, размещается композиция из цветов икебаны, зажигаются ароматические палочки и демонстрируются изысканные образцы традиционной керамики.


В задней части комнаты находится ниша токонома с росписью и композицией икебаны. Пол покрыт циновками татами. На переднем плане разделительная дверь фусума. Справа решетчатые окна седзи.

В последнее время становится все меньше и меньше настоящих японских комнат васицу. Вместо этого в гостиных в западном стиле есть «японский» уголок, покрытый татами, где вы можете поваляться на полу для удовольствия. Вместо штор на окнах устанавливают седзи, на светильники устанавливают абажуры из японской бумаги васи. Так что японский стиль продолжает пользоваться спросом, и заказы на такой интерьер также поступают из-за границы.


Юкими сёдзи (окно, состоящее из стекла и подвижной решетки сёдзи — раздвижную решетку сёдзи можно поднять, и вы можете любоваться видом через стекло)

Купальня о-фуро: два в одном

В традиционном японском доме не может быть «совмещенного санузла» в западном стиле: ванная и туалет всегда расположены отдельно. Сама ванная комната разделена на две части: ванна и место для предварительного мытья вне ванны. Гардеробная — это гардеробная — небольшая комната рядом с ванной. Как правило, в японских семьях члены семьи после омовения моются в той же воде, не меняя ее. Если вас пригласили в японский дом на ночевку, постарайтесь не использовать мыло в самой ванне и не опорожняйте ванну после ванны.

Ванная в японском доме оборудована в традиционном японском стиле, то есть без привычной «сидячей» ванны, которой приходится пользоваться, сидя на корточках. Но в последнее время современные туалеты в западном стиле начали появляться и в традиционных домах.


Хиирагия — ванная комната и зона предварительной стирки

Одеяло с запахом солнца в доме из дерева и бумаги.

С каждым годом все больше и больше людей спят на кроватях, но, согласно опросу, проведенному Nifty в 2013 году, по крайней мере половина японцев спят по-старому, расстелив матрас-футон прямо на татами. Днем футон сворачивают и кладут на специальную полку в шкафу, освобождая таким образом дополнительное пространство в комнате. Время от времени футон сушат прямо на солнце для дезинфекции, а также для предотвращения намокания матраса. Чистый футон надолго сохранит его мягкость и комфорт. Только зимой в японской комнате холодно. Вы должны положить грелку ютампо в футон, использовать обогреватель или котацу, согреться в о-фуро, а затем нырнуть в теплый футон.


Все готово ко сну: традиционный японский матрас футон

В настоящее время, если вы выберете отель или рёкан, чтобы переночевать в отреставрированном традиционном доме, как сейчас модно, то в этом «старом» новом пространстве, выполненном из натуральных материалов, вы, наконец, можете отдохнуть от обычной повседневной жизни и ваше путешествие будет незабываемым. Познакомьтесь с этим уникальным миром, созданным с помощью мастерства, дошедшего до наших дней с древних времен. Наслаждайтесь миром дерева и бумаги, миром спокойствия и умиротворения.

Отдельно следует выделить японский сад

Изображение: сад

Гармония с окружающим миром и природой глубоко укоренилась в философии этого восточного народа. И это могло повлиять только на их повседневную жизнь, в том числе на дизайн их дома.

Японцы окружили свои дома прекрасными и характерными садами только для них. Путешественников поразило красивое и гармоничное сочетание природных компонентов и рукотворных изделий: мосты, пруды, фонари, завернутые в прозрачную бумагу, фигурки и многое другое.

Но, пожалуй, сакура — самый распространенный элемент в японском детском саду. Это не просто растение, это настоящий символ всех эпох, династий и империй.

Убирая Фусуму или Сёдзи, японцы превращают дом в своего рода «беседку» в саду, тем самым удовлетворяя врожденную потребность размышлять о смысле жизни. Это отчасти объясняет отсутствие классики в нашем понимании окон и дверей. Кстати, многие европейские и американские специалисты по ландшафтному дизайну садов за основу своих проектов берут японский стиль оформления территорий

Вековая традиция

Для жителей Востока чаепитие играет важную роль в общественной и духовной жизни. В Японии эта традиция представляет собой строго организованный ритуал. В нем принимают участие человек, который готовит, а затем разливает чай (мастер), а также гости, пьющие этот удивительный напиток. Этот ритуал берет свое начало в средневековье. Однако сегодня это все еще часть японской культуры.

Чайный домик

Для чайной церемонии японцы использовали отдельные помещения. Почетных гостей принимали в чайхане. Основополагающий принцип этого сооружения — простота и естественность. Это давало возможность провести обряд распития ароматного напитка, отойдя от всех земных соблазнов.

японские чайные домики

В чем особенности дизайна японских чайных домиков? Они состоят из единой среды, в которую можно попасть только через низкий и узкий проход. Чтобы войти в дом, посетители должны с силой поклониться. Это имеет некоторое значение. Ведь перед началом церемонии поклоны должны были поклониться все люди, даже те, кто занимал высокое общественное положение. К тому же низкий вход в старину не позволял войти в чайную с оружием. Самураю пришлось оставить его перед дверью. Это также позволяло человеку максимально сосредоточиться на церемонии.

Архитектура чайной комнаты включала большое количество окон (от шести до восьми) разной формы и размера. Высокое расположение проемов указывало на их основное предназначение: пропускать солнечный свет. Гости могли любоваться окружающей природой только в том случае, если хозяева открывали помещения. Однако, как правило, во время чайного ритуала окна были закрыты.

Внутреннее убранство чайного домика

В зале для традиционной церемонии не было ничего лишнего. Его стены были отделаны серой глиной, которая, отражая солнечный свет, создавала ощущение тени и покоя. Пол наверняка был покрыт циновками татами. Самой важной частью дома была ниша (токонома), вырезанная в стене. Внутри была курильница с благовониями и цветами. Также был пергамент с изречениями, подобранными мастером для каждого конкретного случая. Других украшений в чайном домике не было. В центре комнаты находился бронзовый очаг, на котором готовился ароматный напиток.

Для почитателей чайных церемоний

При желании японские домики своими руками можно возвести на дачных участках. Беседка, выполненная в стиле архитектуры Страны восходящего солнца, также подойдет для неспешных церемоний. Главное, что нужно учитывать в этом случае, — это невозможность использования некоторых традиционных восточных материалов в нашем климате. Особенно это актуально для перегородок. Для них нельзя использовать жиронепроницаемую бумагу.

Дом в японском стиле рекомендуется делать из дерева, взяв для отделки натуральный камень, стекловолокно и шпалеры. Здесь будут уместны бамбуковые шторы. Этот материал в японской культуре символизирует успех, быстрый рост, жизненную силу и удачу.

японские дома своими руками

Создавая беседку или дом, не стоит использовать широкую цветовую гамму. Конструкция должна гармонировать с природой и сливаться с ней. Рекомендуется сажать у входа горную сосну. Настоящим украшением постройки станет водная гладь, каменный фонарь, бамбуковая ограда и сад из камней. Без этого пейзажа сложно представить чайную церемонию в японском стиле. Простота и простота окружающей среды создадут истинное спокойствие. Позволит забыть земные соблазны и подарит высочайшее чувство прекрасного. А это поможет человеку подойти к пониманию реальности с новых философских позиций.

Мотивация стиля

Почему японский дом стал феноменом? Потому что сама его природа противоречит привычной нам концепции жилья. Например, с чего начинается строительство нормального дома? Конечно, от фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная крыша. В японском доме все наоборот. Конечно, он не начинается с крыши, но у него даже нет основания как такового.

При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и чрезвычайно влажного лета. Поэтому по своей сути это конструкция из деревянных колонн и крыши. Большая крыша защищает от палящего солнца, а простота и удобство конструкции позволяет в случае разрушения быстро собрать поврежденный дом. Стены японского дома лишь заполняют пространство между колоннами. Обычно постоянна только одна из четырех стен, остальные состоят из подвижных панелей разной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, окон нет даже в классическом японском доме!

Наружные стены дома заменяют сёдзи: это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных в виде решетки. Промежутки между планками заклеивались плотной бумагой (чаще всего рисом), частично покрытой деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены перемещаются на специальных петлях и могут служить дверьми и окнами. В жаркие часы дня седзи можно полностью убрать, и в доме будет естественная вентиляция.

Внутренние стены японского дома еще более условны. Их заменяют фузумы — рамки из светлого дерева, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они делят дом на отдельные комнаты и при необходимости отодвигаются или убираются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние пространства отделены ширмами или шторами. Такая «мобильность» японского дома предлагает его жителям неограниченные возможности в планировании в соответствии с их потребностями и обстоятельствами.

Пол в японском доме традиционно делается из дерева и находится на высоте не менее 50 см от земли, чтобы обеспечить некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару, дольше остывает зимой и безопаснее при землетрясении, чем, например, кирпичная кладка.

У европейца, который находится в японском особняке, возникает ощущение, что это просто декорации для театрализованного представления. Как можно жить в доме с почти бумажными стенами? Но как насчет «мой дом — моя крепость»? Какую дверь запереть? На какие окна вы вешаете шторы? А на какой стене поставить огромный шкаф?

В японском доме вам придется забыть о стереотипах и попытаться мыслить другими категориями. Потому что для японцев важна не «каменная» защита от внешнего мира, а гармония внутреннего.

Внутренний мир

В какой-то мере дом, в котором мы живем, отражает наш характер, мировоззрение, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев — чуть ли не главное. Внутри предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергию дома. Все очень функционально, компактно и легко.

Попав в дом, нужно снять обувь с носков. В японской традиции носки белые, ведь в доме всегда безупречная чистота. Однако поддерживать его не так уж и сложно: пол покрыт татами — плотными циновками из рисовой соломы, покрытыми игусовой травой — болотным тростником.

Мебели в доме практически нет. То есть уменьшил до минимума его размер. Вместо громоздких шкафов — встроенные шкафы-купе с раздвижными дверцами, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев — подушки. Обычно они едят за переносными низкими столиками. Вместо диванов и кроватей — футоны (матрасы с набивкой из прессованного хлопка). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенных шкафах, освобождая место для проживания.

Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома — ванной и туалета — ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи скопиться просто негде, а уборка дома сведена к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «сидящего человека». И сидит на земле. В этом мы видим стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному — без посредников.

Свет — еще один японский культ. Дом, в котором как внешние, так и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, получает много естественного света, хотя все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой узор. Главное требование к свету в японском доме — он должен быть мягким, тусклым. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Кажется, что он сам пропитывает воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекаясь.

Чистое пространство и покой — вот что должно обеспечивать интерьер японского дома. Если мы можем оформить наши комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестанем замечать эти вещи, то японцы делают во внутренней отделке помещения только один акцент (роспись, икебана, нэцкэ), который будет радовать глаз и установить атмосферу. Поэтому в каждом доме есть ниша в стене — токонама, куда аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.

Японский стиль

Конечно, время и технический прогресс изменили образ жизни и структуру жилья в Японии. Классические японские дома в полном смысле этого слова теперь остаются только в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем доме дух национальных традиций. Практически все японские апартаменты, даже самые современные и «европейские» кондоминиумы, имеют хотя бы одну комнату в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японцы не представляют свой дом.

Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье: он отлично адаптируется к условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженных стрессами жизни мегаполисов. Отношение к его пространству, жилому району в перенаселенной Японии трепетное, из-за семи тысяч островов под японским флагом только 25% суши пригодны для проживания.

Японский дизайн интерьера уже много веков не теряет своей актуальности, что подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировку квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства с помощью ширм, полок, рисунков пола или рельефов потолка.

После эры ДСП, пластика и ядовитых красок мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплоте природных материалов и естественных цветов — то, что никогда не покидало японских традиций DIY. Главное в японском интерьере (как классическом, так и современном) — компактность, практичность и бережное отношение к окружающей среде. Сдвижные стены, строгая мебель, загадочная икебана — во всем этом непонятное стремление современной совести потребителя сделать простое многофункциональным и в то же время еще проще. Этакий минимализм материального мира, оставляющий место для созерцания, размышлений, восхищения духовным.

В общем, для японца нет разделения своего существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни концепциями. Дом для японца — это часть природы, ее продолжение, поэтому он должен обладать энергией и аурой, подобной природе. А это гарантирует естественную гармонию жизни его обитателей.

Современное жилье в Японии

Средний размер дома / квартиры в Японии — 5 комнат. Он имеет три спальни, гостиную и кухню / столовую. Жилая площадь такого дома составляет около 90 квадратных метров. М. Для частных домов это соответственно 6 комнат и около 120 кв.м жилой площади. В Токио, где цены на жилье значительно выше, квартиры и дома в среднем дешевле на комнату.

Подавляющее большинство японских детей имеют отдельную комнату (для каждого ребенка).

В современных японских домах почти всегда есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. Остальные комнаты обычно выполнены в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.

В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не подогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для унитаза есть специальные тапочки, чтобы не переносить грязь. Вообще японцы очень щепетильно относятся к личной и домашней гигиене.

В японских банях и саунах мыться не принято. Они созданы для того, чтобы расслабиться в теплой воде после тяжелого рабочего дня. Входить в туалет и ходить в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно вечером вся семья принимает ванну в одной воде — в Японии это очень дорого. Обычно вода в чане нагревается до 40°.

В целом жилье в Японии хуже и дороже, чем в большинстве стран Европы и Америки. Многие современные японские дома по дизайну и качеству постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по благоустройству даже хуже их.

Около 60% японцев живут в собственных домах. Другие снимают или живут в домах, предоставленных компанией, на которую они работают, или государством. Есть, конечно, бомжи, но их не так много.

Большинство частных домов находится в пригороде больших городов или в сельской местности. Чтобы пойти на работу, японцы ездят на поездах.

Основное средство передвижения в крупных городах — японский общественный транспорт (метро и автобус). Однако двое из трех японцев имеют водительские права и собственную машину. Водительские права на мотоцикл можно получить с 16 лет, а на автомобиль — с 18 лет. Японцы предпочитают путешествовать между городами на высокоскоростных поездах Синкансэн.

Изменения

Современные реалии диктуют свои условия, технологии не стоят на месте, новые материалы как бы заменяют старые, и это, конечно, отражается на архитектуре.

Можно проследить несколько тенденций, изменивших облик традиционных домов:

  • На смену одноэтажным домам приходят дома в 2-3 этажа.
  • На размер жилья влияет размер семьи — родители стараются обеспечить каждому ребенку отдельный уголок.
  • Из-за жаркого и влажного климата дома делают более открытыми, «дышащими».
  • В некоторых районах, подверженных землетрясениям и цунами, дома строят на сваях.
  • допускается возведение только каркаса из дерева, железобетона.
  • Фантазия архитекторов развивается вместе с технологиями, поэтому появляется все больше и больше построек в стиле футуризм с нестандартной геометрией и планировкой.
  • Набирают популярность купольные дома — они сделаны из технологичного пенополистирола в форме полусферы, по своим свойствам ничем не уступают обычным конструкциям.
  • В современных интерьерах традиционные татами начинают соседствовать с классическими западными диванами, диванами, кушетками.

пенопластовые жилища
Купольные дома в Японии

Современные нока

В сельской местности изменения во внешнем и внутреннем убранстве домов не так заметны, как в городе. Жилища здесь остаются довольно традиционными, с соломенными крышами и бамбуковыми внешними стенами.

Средняя площадь загородного дома 110-130 кв. В нем находится гостиная и 4-5 спален. Кухня и столовая с камином камадо для приготовления пищи, как обычно, расположены отдельно на террасе.

Каркасные строения

Какими бы ни были мировые архитектурные тенденции, японцы строят только каркасные дома. Им просто нужна эта технология, чтобы выжить в сейсмоопасной зоне.

Деревянный дом невероятно устойчив к сотрясениям, он их, так сказать, поглощает и гасит. Известны каркасные конструкции, которые более тысячи лет пережили большое количество землетрясений и практически не пострадали.

У этой технологии есть свои преимущества! При разрушении их относительно легко восстановить. Эти конструкции легкие и вряд ли приведут к серьезным смертельным повреждениям в случае разрушения.

Каркасные дома бывают трех видов:

  1. Деревянный. Это традиционная японская минка, чайные домики, храмы;
  2. Железобетон. Современные небоскребы.
  3. Необычные футуристические постройки. Каркасная технология позволяет возводить причудливые конструкции необычных форм и их сочетаний.

Необычная каркасная конструкция

Купольные дома – самые современные японские технологии в сфере архитектуры и строительства

У них необычная конструкция в форме полусферы. Они похожи на Землю инопланетными поселениями будущего.

Самое уникальное — это материал. Действительно, это дом из армированного пенополистирола! Он наделяет эти здания полезными и необходимыми для климата Японии свойствами, такими как прочность и высокая теплоизоляция. Также можно не тратиться на каркас и фундамент, что прилично снижает его стоимость.

В Европе эту технологию активно начинают внедрять при производстве сезонного загородного жилья.

Городские дома

Сегодня в городах для строительства часто используются кирпич, железо, бетон, битумные материалы. В черте города или в непосредственной близости от него не так много свободных участков, как в деревнях, поэтому дворы узкие и вытянутые.

Современный японский дом
Современный японский дом

Это ограничение по площади также влияет на размер зданий: они редко превышают 80 квадратных метров. Здесь вы найдете спальни, гостиную, кухню и даже коммерческое помещение или мастерскую, если это нужно владельцам. Под крышей сооружается чердак, чтобы обеспечить место для хранения вещей.

Квартиры

Японцы в поисках хорошей жизни, престижной профессии и стабильно высоких заработков стекаются в крупные города, особенно в Токио. Высокая плотность населения и сравнительно небольшая площадь заставляют возводить многоэтажные жилые дома с малогабаритными квартирами.

Площадь обычной квартиры этого типа составляет в среднем 10 квадратных метров, что само по себе свидетельствует об изобретательности и чудесах логистики.

В одном номере могут разместиться:

  • ряд;
  • огороженный совмещенный санузел;
  • спальная комната;
  • кухонная зона;
  • интегрированные решения для хранения данных;
  • балкон для сушки белья.

японский

Самые состоятельные люди могут позволить себе просторную квартиру площадью 70 кв.м по японским стандартам или дом в частном секторе в черте города.

Отопление

Местное отопление, а не централизованное, является нормой в японских домах. Дома обычно сдаются и продаются без систем отопления или охлаждения — семьи берут их с собой, когда переезжают.

Самый простой керосиновый обогреватель имеет топливный бак, защитную крышку и панель управления. В последнее время набирает популярность электрический розжиг от батареек. На следующем уровне находится электрический вентилятор, который нагнетает в комнату теплый воздух. Многие из этих вентиляторов оснащены функцией самоконтроля температуры в помещении, а также могут быть выключены или включены в соответствии с определенным режимом.

Также популярны газовые плиты, и многие дома отапливаются газом с помощью индивидуальных переносных печей. Окна многих домов имеют воздушный клапан для защиты людей от чрезмерного выхлопа.

Керосиновые или газовые плиты при встряхивании отключают подачу топлива и перестают работать, что очень полезно в случае аварии или землетрясения. Эти приборы автоматически отключаются даже через два-три часа работы, чтобы избежать чрезмерного насыщения угарным газом в комнате, когда, например, хозяин квартиры спит.

Другой тип керосинового обогревателя работает как радиатор и состоит из двух частей. Емкость с керосином находится вне дома, и топливо также сжигается вне дома, нагревая жидкость, которая распространяется через вторую часть радиатора, уже непосредственно нагревая окружающую среду. Этот тип обогрева очень популярен, поскольку он значительно снижает уровень газа и дыма в окружающей среде и практически исключает возможность травм детей или животных, которые могут случайно повредить прибор.

Электрические обогреватели в Японии обычно устанавливают над дверью на крыльце или балконе и часто работают рядом с кондиционером. Большинство из них оснащены таймером и функцией контроля температуры.

В северной части Японии распространены излучающие обогреватели юкаданбо (юкаданбо, 床 暖房; «теплые полы»), которые расположены ниже уровня пола и теперь устанавливаются в некоторых квартирах и комнатах в новых зданиях, в которых для отопления используется нагретая жидкость. Стоимость такого устройства довольно высока, и зачастую его устанавливают только в небольшом помещении, где вы переодеваетесь. Электрические ковры и полы стали популярными в последние годы.

Наконец, не забывайте о традиционном методе нагрева — котацу, который широко используется и сегодня. Так обычно отапливаются комнаты в традиционном японском стиле, которые сейчас встречаются в современных домах.

Электричество

Японские дома подключены к национальной электросети с напряжением 100 В. Частота переменного тока в восточной Японии составляет 50 Гц, в западной Японии — 60 Гц. Типичная сила тока составляет 30 или 50 А. Многие приборы работают правильно на любой частоте.

Большинство розеток похожи на те, что используются в Соединенных Штатах, с двумя вертикальными прорезями, но в отличие от современных американских розеток, японские гнезда обычно имеют одинаковую ширину и не имеют третьего гнезда заземления. Устройства, контактирующие с водой, например туалеты с подогревом, часто имеют собственный провод заземления.

Осветительное оборудование, например, обогреватели, обычно ложится на плечи непосредственных жителей. Во многих домах нет осветительных приборов в спальне, гостиной или столовой. Вместо этого у них есть только один картридж, к которому нужно подключить необходимое устройство. На кухнях, в ванных комнатах, коридорах и генканах обычно есть потолочные светильники.

Безопасность

Домофон или домофон — стандартное оборудование в японских домах. Есть модели с видеокамерами, но глазка обычно хватает для большинства домов и квартир. В Японии есть обычай, когда гость ждет хозяина у ворот дома, поэтому домофоны обычно устанавливают там, а не прямо перед дверью. В наше время очень часто используется электрозамок на воротах, которым можно управлять, не выходя из дома, а все большее распространение получают домофоны с камерами.

Постройка дома

Многие дома на одну семью строятся такими компаниями, как Matsushita (теперь окончательно переименованная в Panasonic), Misawa Home, Mitsui и Sumitomo Forestry. Некоторые из этих компаний демонстрируют свои портфели потенциальным покупателям и открывают выставочные залы для демонстрации своей продукции.

Строительные материалы

Для домов на одну семью очень популярны деревянные конструкции. Дизайн «два на четыре» предлагает альтернативу традиционному японскому стилю. Дома могут быть облицованы или облицованы керамической плиткой различных цветов и глазурей.

Стены часто возводятся без использования строительного раствора, например, сухой кладки и покрываются краской или обоями. Распространенный вариант кровельного покрытия — черепица, которую делают из глины или бетона.

Большие здания обычно строятся из железобетона, а их крыши залиты битумом или покрыты синтетическими материалами.

Правила постройки жилища

Общепринятый максимум для бревенчатых домов в Японии — два этажа. В некоторых из этих домов может быть мансарда, но она используется только как складское помещение, спальни там никого не устраивают — в отличие от наших загородных домов.

Здания из железобетона могут иметь несколько этажей, но обычно ограничиваются двумя. Фундаменты для частных домов встречаются редко, но при возведении многоэтажек совершенно незаменимы.

Взаимосвязь между площадью застройки, включая площадь самого дома и земельного участка, на котором он построен, регулируется в соответствии с системой, называемой кенпейрицу (建 ペ イ 率). Например, в некоторых районах площадь застройки может составлять только 80% от общей площади. В зависимости от местоположения кенпейрицу может быть разным.

Налогооблагаемая стоимость дома также включает строительный материал, из которого он был построен. Считается, что срок службы бревенчатых домов составляет 20 лет, но в некоторых случаях срок службы может достигать 30 лет. Их оценочная стоимость, как следствие, с каждым годом уменьшается, в отличие от рынка недвижимости других стран. Большинство агентов по недвижимости руководствуются этой ценовой политикой.

Домашний адрес

Большинство улиц в Японии безымянны. Адрес дома в этих случаях указывается описательно («третий дом от перекрестка после супермаркета») или по нумерации внутри квартала. Дома пронумерованы в порядке постройки, поэтому проблема навигации по городу и поиска нужного здания стоит очень остро. Для этого современные автомобили оснащаются специальными системами спутниковой навигации.

Можно сказать, что японская строительная отрасль, особенно жилищная, постепенно начинает дистанцироваться от старых дедовских методов, когда бригада наемных плотников возводила традиционный дом в национальном стиле, ориентируясь на индивидуальные пожелания заказчика. Сейчас, чаще всего, переговоры с клиентом начинаются с просмотра типовых моделей домов, которые отличаются друг от друга только деталями отделки и интерьера.

Сегодня более 15% новых домов строятся из стандартных блоков и деталей, которые производятся на стройплощадках. Объем производства на таких заводах растет из года в год, не исключая возможности индивидуального строительства, японские строители все чаще переходят на более экономичные сплошные методы стандартизированного строительства домов.

Арендная плата в домах и квартирах

Чтобы снять квартиру в Японии, потенциальные арендаторы посещают агентов по недвижимости, расположенных в каждой зоне, и обращаются к каталогу квартир, в котором обычно указаны планировка квартир и стоимость аренды. Если арендатора интересует та или иная квартира, агент связывается с арендодателем, чтобы узнать, свободна ли квартира и когда можно ее посетить. Как правило, арендатор не может сдавать квартиру напрямую, но должен иметь поручителя, который обязуется платить арендную плату в случае возникновения проблем.

Традиционно японские домовладельцы взимают плату за возмещение убытков и залог до того, как арендатор переедет в их дом, после чего взимается ежемесячная плата за предоставленные услуги. Залог, как правило, хозяин не возвращает.

В крупных городах, таких как Токио и Осака, залог может быть эквивалентен арендной плате за шесть месяцев. В последние годы многие домовладельцы начали подавать заявки на меньшее или полное отсутствие залога. В этих случаях ежемесячная арендная плата немного выше, чем традиционная арендная плата, и в этих квартирах владельцы могут предлагать арендаторам линейные услуги.

В Токио типичная аренда на один год. Каждый год этот договор аренды продлевается, и арендатор платит арендодателю дополнительную месячную арендную плату в качестве арендной платы. Во многих других городах продолжительность годовой аренды минимальна, а сама арендная плата не меняется с годами.

Дома для гостей

Иностранцы, снимающие в одиночку в Японии, часто подвергаются дискриминации со стороны домовладельцев и агентов по недвижимости, которые отказываются сдавать свои дома иностранцам. Некоторые агенты прямо говорят иностранцам, что им будет сложно снять квартиру. Найти поручителя для иностранцев тоже непросто.

Гостевые дома, также называемые гайдзин-хаусами, бывают самых разных форм и размеров и предназначены для краткосрочного проживания по разумной цене и с минимальными усилиями. Эти дома обычно предназначены для иностранных жителей, но в последнее время они стали более популярными среди молодых японцев, стремящихся порвать с традицией жить с родителями после брака.

В этих домах арендная плата довольно низкая, плюс нет необходимости вносить залог при заключении договора аренды. В таком доме у каждого жильца отдельная комната, но кухня и санузел общие. Различные услуги и стиральные машины обычно используются за деньги, но из-за жесткой конкуренции многие домовладельцы стремятся предоставить своим арендаторам как можно больше бесплатных надстроек, особенно в Токио, включая бесплатный Интернет.

Гостиницы Рёкан

Эти отели также можно отнести к классу традиционных японских домов. Для туристов и путешественников это своеобразный храм традиционной японской культуры. Все в комнатах обставлено в стиле норковой хижины.

Здесь можно погрузиться в японскую идентичность. Спите на матрасах-татами. Проведите время в о-фуро. Посмотрите на традиционное платье-кимоно, которое носит персонал. Попробуйте блюда национальной кухни, богатые морепродуктами и овощами, с помощью японских палочек хаси.

Иметь ввиду! Здесь нет бассейнов, фитнес-залов и конференц-залов. Но во многих рёканах можно найти, например, караоке-залы или настольный теннис.

Корпоративное жильё

Многие японские компании имеют свои собственные кондоминиумы, называемые шатаку, куда молодые работники могут переехать после того, как устроятся на работу. Иногда шиатаку можно встретить возле офисного здания компании. В других случаях компании не могут иметь собственный жилой комплекс, но могут заключить эксклюзивный договор аренды на конкретное здание, после чего сотрудники переедут таким же образом. В 2003 году в Японии было почти 1,5 миллиона шатаку.

Современная архитектура Японии: кратко о главном

Национальная школа архитектуры Японии считается новичком в мировом архитектурном процессе и существует чуть более 100 лет. Впервые об этом было заявлено при строительстве Олимпийского стадиона «Эги» (архитектор К. Танге, 1964 г.), предназначенного для проведения спортивных игр.

Современная архитектура в Японии имеет как отличительные, так и интернациональные черты, что все больше привлекает внимание специалистов со всего мира. Выделяют три основных направления:

  • в первую входят все известные уже известные во всем мире архитекторы: Т. Андо, К. Кума, Т. Ито, С. Бан;
  • ко второму — архитекторы, известные только в узкоспециализированных кругах: Т. Нисидзава, С. Фудзимото, сотрудники ателье Bau-Wow»;
  • начинающие молодые архитекторы.

Добившиеся популярности японские архитекторы занимаются строительством объектов в Европе, Китае, Австралии, Африке и Азии. Основные черты их стиля: гармоничное взаимодействие внутреннего и внешнего пространства с использованием свойств и характеристик натуральных материалов.

Современная архитектура в Токио

Характерные особенности архитектуры Японии

Для традиционной японской архитектуры характерны:

  • лаконичность, строгость форм, простота, изысканность;
  • использование прямоугольных элементов;
  • конструкции с массивными крышами и относительно слабыми стенами
  • использование необработанной древесины;
  • вписать постройку в ландшафт;
  • отсутствие пестроты, разноцветность.

Японские архитекторы и их работы

Дерево и бумага продолжают оставаться основными строительными материалами, используемыми в современном искусстве японской архитектуры. Более 50% всех жилых домов построены на основе деревянных конструкций. Кенго Кума, обладатель нескольких архитектурных наград, считается ведущим экспертом в этой области. Его работы (консоль Музея деревянного моста или павильон Сани-Хиллз в Токио) демонстрируют высокое мастерство использования деревянных конструкций для украшения пространства.

Другой плотник — Тайра Нисидзава. Известен как создатель решетки в гимназии Томоти, здании церкви Сунн Пу, крыша которой сделана из необработанной стружки в виде многослойной поверхности.

Архитектура Кенго Кума

Одним из самых известных представителей современной архитектуры Японии является Пан, который создает уникальные бумажные конструкции, используя один из древних национальных строительных материалов, самый дешевый и экологически чистый.

Более современные материалы (железобетон, стекло и пластик) использует в своем творчестве архитектор Тойо Ито, построивший здание Torres Porta Fira (Барселона, Испания), университетскую библиотеку Тама (Токио) и Сендайскую медиатеку (Япония).

Здание библиотеки Токийского университета

Несколько любопытных фактов

  • В Японии нет центрального отопления. В пути для борьбы с холодом используются электрические одеяла, обогреватели, бани, котацу.
  • Японцы спят не на кроватях, а на матрасах — котацу, которые настолько компактны, что легко помещаются в шкаф.
  • На японской женской кухне много разной посуды и оборудования: от посудомоечных машин и хлебопечок до рисоварки и электрического гриля.
  • Перед тем, как войти в ванную комнату, необходимо надеть обувь, специально предназначенную для этого помещения.
  • Лучшее описание японского стиля в дизайне интерьера — минимализм, гармония, чистота и асимметрия.

кухня

 

Оцените статью
Блог о Японии