Имя японской богини солнца: культ Аматэрасу в религии

Происхождение, история

Происхождение Аматэрасу раскрывается в древних легендах. Японские боги появились задолго до людей — многие поколения богов родились до появления первого человека. Последними были Идзанаги и Идзанами — брат и сестра, которые поженились и создали Японский архипелаг, а также породили множество богинь, богов. Когда жена умерла, муж попытался вернуть ее из царства мертвых, но испортил ее сущность, не добившись победы. Чтобы очиститься, великий Изанаги принял ванну. Из всех деталей одежды, которую он снял, явились боги и богини, а из воды, омывавшей его левый глаз, родилась Аматэрасу. Японская мифология гласит, что вода, которой Идзанаги промыл правый глаз, родила бога луны Цукуэми.

Отец дал Аматерасу задание: владеть небесной равниной, хранить отцовское ожерелье, сиять на благо людей. В его истории важную роль сыграло божество Сусаноо, брат, появившийся из носа Изанаги. Сусаноо отказалась управлять водами, как того желал ее отец, и отправилась к матери в подземный мир. Уходя, она объявила о своем желании попрощаться с сестрой, но ее хитрый план вскоре стал ей ясен. Богиня предложила сразиться и проиграла битву. Победитель Сусаноо в радости разрушил рисовые плантации, оросительные каналы и завершил праздник, сняв шкуру с живой лошади, тело которой он бросил в комнаты своей сестры. Аматэрасу, рассерженная, спряталась в пещере — так мир потерял свой свет. Весь пантеон японских богов начал искать способ убедить богиню вернуться, ведь без света нет жизни.

Священные боги нашли красного петуха, сделали зеркало, украшенное драгоценными камнями, и попросили Амэ-но-Узумэ танцевать в ванне, чтобы звук напоминал боевые барабаны. Танец богини, пение петуха и громовой смех окружающих привлекли внимание Аматэрасу. Священная богиня выглянула из пещеры, свет вернулся в мир.


Об Аматэрасу рассказывают легенды

Этимология

Аматэрасу можно перевести как «сияние с небес», где оно означает «небо» (или имперское), а 照 означает «сиять». Это сокращение от Аматэрасу-Омиками и может быть представлено на кандзи как 天 照 大 神. 天 照 大 御 神 и 天 照 皇 大 神 — эта более длинная версия означает «великий и славный ками, сияющий с небес». Самый известный из его титулов — Ōhirume-no-muchi-no-kami (大 日 孁 貴 神), что означает «великое солнце ками ».

Религия

Аматэрасу Оомиками (есть варианты написания «омик ами» и «оомиками», но правильнее писать «Оомиками» или «Ооми-ками») встречается в религиозных легендах древности, но его культ приобретает особую силу в период конец VII века, одновременно с усилением кланов центральной части страны, образование первого японского государства. В этот период появляются мифы о том, что потомок Аматэрасу Ниниги-но микото является посланником небес, посланным для восстановления мира и владычества богов на архипелаге. По пути к потомку Аматэрасу он дает предметы, которые с тех пор считаются имперскими символами: меч, зеркало, яшму. Только внук небесного вестника смог получить титул первого японского императора.


Аматэрасу — часть пути синтоизма

Первые века культ Аматэрасу передавался только в императорском дворце, затем зеркало богини было перенесено в Нику в Исэ, одновременно объявив центральным храмом культа. Во время правления Токугавы император укрепил свое положение, его символика приобрела большее значение, Исэ стал центром паломничества. В период Мэйдзи синтоизм приобрел статус государственной религии, Исэ превратился в национальную святыню. Для синтоистского буддийского культа, сформировавшегося после 13 века, Аматэрасу — это Будда Махавайрочана.

Синтоизм

Для синтоистов главной религиозной историей является миф об Идзанаги и Идзанами, история происхождения Аматэрасу и появления Императора Джимму. Для синтоистов Аматэрасу — одно из ками, божеств, достойных поклонения.

В синтоизме места поклонения ками — это святилища дзиндзя, где жрецы каннуши проводят ритуалы, а жрицы мико им помогают. Ежегодно в святилищах организуются тысячи фестивалей мацури, которые изначально имели только религиозное значение, но со временем расширили свое значение.

В синтоизме важная часть направления связана с Аматэрасу, так называемым имперским синтоизмом, то есть церемониями, разрешенными только в императорском дворце. Это секретные церемонии, на которые допускаются только правящая семья и близкие придворные, а отправлением основных ритуалов занимается император. Поскольку с древних времен ритуалы Аматэрасу относились к закрытым, ассоциация правителя и главного божества была в народе еще сильнее. Имперский синтоизм был запрещен во время Второй мировой войны.


Аматэрасу — элемент Имперского синтоизма

Атрибуты

Аматэрасу — Царица Небес, ками и само творение. Хотя она не создавала вселенную, она — богиня творения, роль, которую она унаследовала от своего отца, Изанаги, который теперь защищает мир от земли мертвых.


Вид изнутри пещеры Аматэрасу, когда Омоикане катит камень у входа, Ёситоши Тайсо.

Богиня восходящего солнца

Аматэрасу играет главную роль богини солнца. В этом положении он не только буквально служит восходящим солнцем, освещающим все сущее, но также дает пищу всем живым существам и отмечает упорядоченное движение от дня к ночи.

Солнце олицетворяет порядок и чистоту, два важнейших понятия синтоизма. Все в творении упорядочено, от Аматэрасу до обитателей Дзигоку и других адов. Этот порядок также отражен в японском обществе.

Императорская богиня

Японская императорская семья, которая утверждает, что является потомком Царицы Небесной, является главой японского общества. В свою очередь, существует естественная иерархия со стороны императорской семьи. В досовременной Японии это было одним из многих оправданий кастовой системы общества.

Благодаря интуиции Аматэрасу он олицетворяет не только порядок, но и поддерживает справедливость мира. Императорская семья долгое время была узаконивающей силой любого японского политического образования. Они всегда использовали это положение, чтобы гарантировать, что место Аматэрасу как Королевы Небес и ее контроль над своими дворами были отражены в их царстве. Таким образом, земные судебные системы и правосудие, которое они представляют, являются отражением правосудия богини солнца, хотя сами они не являются богами справедливости, а только ее окончательным арбитром. Он поддерживает гармонию и баланс как в мире природы, так и в человеческом обществе.

Богиня государства

Аматэрасу всегда был важным ками, если не самым важным в духовной жизни Японии. Так было до Реставрации Мэйдзи, когда синтоизм еще не получил официального оформления. Однако только после того, как синтоизм был официально признан государственной религией, роль Аматэрасу усилилась, и императорская семья снова стала главой теперь демократизированной Японии.

Хотя государственный синтоизм был упразднен в годы после Второй мировой войны, Аматэрасу и императорская семья остаются важной частью духовной жизни Японии.

Императорские регалии

Императорская семья владеет тремя священными реликвиями, которые происходят непосредственно от самой богини. Вместе эти реликвии известны как императорские знаки отличия Японии:

  • Ята-но Кагами (八 咫 鏡), Зеркало Восьми света, использовалось, чтобы выманить Аматэрасу из пещеры, где она пряталась;
  • Ясакани-но-Магатама, Великая Жемчужина, представляет собой магатама, изогнутое ожерелье из бус или драгоценных камней, распространенное в доисторической Японии (до IV века). Считается, что Большая Жемчужина была потеряна во время войны Генпэй (1180–1185);
  • Кусанаги-но Цуруги (草 薙 の 剣), Газонный Меч (также известный как Аме но Муракумо но Цуруги 天 叢 雲 剣, Небесный Меч для сбора облаков) когда-то принадлежал брату Аматэрасу Сусаноо и его добродетели.


Художественное изображение императорских знаков отличия, каким оно могло быть в предыдущие периоды.

Святыни

Великая святыня Исэ (широко известная как Дзингу) — не только самая исторически важная святыня в Японии, но и официальная святыня императорской семьи. Посвященный Аматэрасу храм сохранил императорские знаки отличия и был важным местом паломничества в период Эдо (1600-1868). Есть несколько секций святилища, куда могут заходить только жрицы и члены императорской семьи. Следовательно, первосвященник и жрица святилища должны принадлежать к линии императорской семьи.

Храм Аматэрасу
Великое святилище Исэ Гранде Святилище

Еще один храм Аманоивато находится в Такатихо, префектура Миядзаки. Говорят, что он расположен недалеко от пещеры Ама-но-Ивато, где Аматэрасу укрылся от мира.

Семья

Аматэрасу — один из трех ками, рожденных в результате очищения Идзанаги после его попытки освободить свою жену из страны мертвых. Когда его омывали, родились три божества:

  • Аматэрасу из левого глаза;
  • Цукуёми из правого глаза;
  • и бог бури Сусаноо из его носа.

Хотя это его основные братья и сестры, у Аматэрасу есть много других братьев и сестер, рожденных в результате брачных ритуалов Идзанаги и Идзанами.

Хотя происхождение ее детей неясно, считается, что Аматэрасу родила их вместе со своим мужем Цукуёми. Среди их детей — Аме но Осихомими, чей сын Ниниги приехал в Японию из Аматэрасу; Правнук Ниниги, Джимму, позже стал первым императором Японии (правил с 660 по 585 годы). Таким образом, происхождение от Аматэрасу до императорской семьи можно надежно проследить с 7 века до современной эпохи.

Мифология

Легенды об Аматэрасу появляются в Кодзики и Нихон Сёки, которые рассказывают о мифологическом происхождении вселенной и рождении Японии как империи.

Рождение Аматэрасу

Из тумана времени возникли два божества, Идзанаги-но Микото и Идзанами-но Микото, божественные боги творения мужского и женского пола. Пытаясь заполнить туманную пустоту, они разработали ритуал спаривания и занялись сексом, но были вынуждены повторить ритуал из-за ошибки со стороны Идзанами. Эта вторая успешная попытка привела к появлению множества ками, духовных существ, представляющих мир природы и острова Японии. Последнее из этих существ — огонь — впоследствии было убито Идзанами.

Опечаленный горем, Идзанаги отправился в Ёми, или «темную страну мертвых». Исследуя повсюду, он в конце концов нашел свою жену и был шокирован, обнаружив, что его гниющая плоть была заполнена Они и другими демонами. Видя, что он отверг ее, Идзанами рассердился и попытался провести его через врата смерти. Однако ему удалось заблокировать ворота валуном. Идзанами поклялся, что, если он оставит ее там, он будет убивать тысячу человек каждый день. Он ответил, что каждый день будет создавать на пятьсот жизней больше, чем она может уничтожить. Таким образом, обеспечение выживания мирового населения.


Демонстрация буддизма Аматэрасу-Омиками (Охо доджи).

Испытывая отвращение к поразившей его смертельной инфекции, он решил смыть ее. Идзанаги нашел поблизости бассейн с чистой водой и заплыл в него. Когда он промыл левый глаз, из него вышел Аматэрасу, полностью выросший и светящийся солнечным светом. Затем он промыл правый глаз, и из него вышло сияющее Цукуёми, луна отражала свет Аматэрасу. Когда он прочистил нос, поднялся шторм и принял форму Сусаноо, бога шторма и владыку морей. Этим трем Ками было поручено править небесами, и Аматэрасу был их лидером.

День и ночь

В естественном порядке вещей Аматэрасу женился на своем брате Цукуёми, и вместе они правили днем ​​и ночью. Дети родились в браке, но Цукуёми не хватало от природы сияющего нрава Аматэрасу. Какой бы ни была ее доброта, это было всего лишь отражением ее света. В конце концов, Цукуёми раскрыла свою истинную сущность на банкете, когда богиня Уке Моти создала награду, из которой можно было выращивать еду. После того, как он плюнул рыбой в море и дичью в лесах, он начал извлекать урожай из прямой кишки. Разочарованный ее действиями, Цукуёми убил ее на месте.

Аматэрасу отвергла отвращение своего мужа и изгнала его за его злые дела. Таким образом, день и ночь были разделены на всю вечность.

Аматэрасу и пещера

Хотя Изанаги доверила всем трем своим сыновьям правление небесами, притязания богини солнца были самыми сильными: как первенец Изанаги, она имела божественное право править. Младшая из троих, Сусаноо, возмущалась правом своей старшей сестры править и открыто ставила его под сомнение. В конце концов, высокомерие Сусаноо привело к изгнанию ее отца Идзанаги.

Перед отъездом Сусаноо пошла поприветствовать свою сестру. Когда его действия были восприняты Аматэрасу с подозрением, Сусаноо бросил ему вызов, чтобы доказать свою искренность. Когда начался суд, Сусаноо взяла ожерелье Аматэрасу, а она — свой меч. Используя эти сосуды, каждая из них родила богинь: Аматэрасу произвела трех богинь из Небесного Клинка, а Сусаноо произвела пять богов из Великого Камня. Поскольку он обладал Великим самоцветом и из него родилось больше богов, Аматэрасу утверждал, что победил в этом испытании.

Возмущенный его заявлением, Сусаноо взбесился, уничтожив большую часть Небес и Земли. Он уничтожил личные рисовые поля Аматэрасу и разбросал туши животных, даже зайдя так далеко, что бросил в его тело пони. Один из личных помощников Аматэрасу погиб во время беспорядков, из-за чего и без того рассерженный Аматэрасу почувствовал себя виноватым. Стыдясь того, что его действия вызвали такой хаос, он сбежал в пещеру, теперь известную как Ама-но-Ивато, Пещера Небесного Камня. Когда Аматэрасу исчез, мир погрузился во тьму и хаос. Так началась первая зима, трудный период для мира, привыкшего греться на солнышке.


Цукиока Ёситоши устраивает большую танцевальную и музыкальную вечеринку, чтобы выманить Аматэрасу из ее пещеры.

Возвращение Аматерасу

Ки посмотрел на мир и, увидев хаос, оставшийся после отсутствия Аматераса, решил, что они должны вернуть ее. Хотя они попросили ее вернуться и описали хаос, вызванный ее отсутствием, Богиня Солнца отказалась слушать и заблокировала вход в пещеру камнем. Почти год спустя мудрец Омойканэ решил, что, если она не уйдет по собственному желанию, они должны выманить ее из любопытства. Для этого была организована большая вечеринка.

План сработал, так как его внимание привлекли музыка, танцы и радостные крики богов. Шум усилился, когда богиня рассвета Амэ-но-Узумэ исполнила особенно резкий танец. С любопытством Аматэрасу подошла ко входу в пещеру и нашла Восьмеричное Зеркало. Очарованная светом собственного отражения, Аматэрасу наконец подошла ко входу в пещеру. В этот момент Омойканэ оттолкнул камень, загораживающий вход.

Когда он это сделал, свет Аматэрасу снова вошел в мир, освещая хаос, оставшийся позади. Зима, наконец, закончилась, а весна и лето вернули жизнь в Японию. Пристыдившись, она попросила прощения за свои действия. Это было легко принято, потому что поведение Сусаноо было просто отвратительным. С этого момента его изгнание было завершено, и Аматэрасу вернулся на небеса. Позже она примирилась со своим братом, который дал ей Небесный Клинок.

Аматэрасу выходит из пещеры
Пергамент богини солнца, выходящей из пещеры Йошитеру Хоэна.

Со временем Царица Небесная отправила своего внука Нинигу править земным царством после того, как ее сын отказался. Он дал ему Имперские регалии, которые помогли Ниниге основать царство справедливости и гармонии. Его правнук Джимму стал первым императором Японии и правил с имперскими знаками отличия в знак своего божественного права и происхождения.

Другая мифология

Японские исторические записи связывают Аматэрасу с шаманом / жрицей Химико. Другие ученые связывают это как с протоимперской семьей V века, так и с культом солнца, который царил до установления первых верований синтоизма.

В другом месте мира Аматэрасу напоминает норвежскую Сул (также известную как Сунна), редкую богиню солнца в мире, полном солнечных богов. Как и Аматэрасу, Сул является сестрой Луны и способствует порядку и гармонии в мире.

Поп-культура

Аматэрасу регулярно появляется в популярной культуре, в том числе:

  • Популярная серия видеоигр Okami, где она изгнана на Землю и принимает облик белого волка. Эта форма Аматэрасу появляется в нескольких адаптациях, в первую очередь Marvel vs. Capcom 3 ;
  • Аматэрасу в видеоигре Оками. © CAPCOM
  • Манга Наруто, где мощное дзюцу под названием Аматэрасу сжигает своих жертв дотла;
  • Видеоигра SMITE, где он появляется как игровой персонаж;
  • Yu-Gi-Oh! Карточная игра, где она проявляется как сильная карта;
  • Сериал «Звездные врата SG-1», где Аматэрасу — властелин системы Гоа’улд, в поисках мира с человечеством;
  • Роман Джайлза, мальчика-козла, в котором японцы зовутся Аматэрасу. В этой истории они были съедены ВЕСКАК во время восстания во втором кампусе. По замыслу, это событие служит метафорой Второй мировой войны и атомных бомбардировок;
  • Знаменитая манга Урусей Яцура, рассказывающая сатирическую версию рок-сказки. В этой версии богиня заперта в пещере после непристойного танца вместо того, чтобы быть освобожденной.

Богиня в аниме

Аматэрасу появляется в аниме и манге:

  • Бездомный Бог;
  • Амино-амино;
  • Магический отряд призванных паладинов и демонов;
  • Богиня неудач.

Аматэрасу появляется в популярном аниме Наруто, боевой технике, носящей его имя.

Синигами

Как и Аматэрасу, синигами известны из синтоизма. Их можно назвать проводниками душ. И Аматэрасу, и Синигами появляются в манге и аниме Д. Грея.


Д. Серый человек

Оцените статью
Блог о Японии