День мальчиков в Японии: особенности праздника

Мальчиков Праздник

ПРАЗДНИК МАЛЬЧИКОВ (Tango no sekku) — традиционный праздник, отмечаемый на пятый день пятого месяца.

В первых числах мая японские дома, где живут мальчики, «расцветают» знаменами из светящейся ткани в виде надувного карпа, которые для японцев олицетворяют силу и стойкость. Подобный обычай существует в Японии около трехсот лет.

Разноцветный карп на крыше, букеты из зеленых листьев ириса у входа, парадные куклы с изображением воинов и игрушечное оружие в доме — все это непременные составляющие Фестиваля мальчиков.

Истоки этого праздника уходят корнями в первые века нашей эры, когда это был ритуальный акт, связанный с началом весны, началом работы на полях и просьбой о благосостоянии общины. Со временем он впитал синтоистские идеи очищения, поклонения предкам и продолжения рода. На Фестивале мальчиков проводился культ духов растений, трав и деревьев, который был связан с молитвой о здоровье, даровании мужской жизненной силы и процветания клана. Связанный с культом императора, этот праздник в древней Японии носил характер праздничного обряда, был одним из ритуалов императорского двора, где главная роль отводилась самому императору, который, согласно письменным источникам, собирали в этот день целебные травы вместе с придворными.

В эпоху Хэйан (VIII-XII вв.) Танго-но-секку приобрело характер военно-спортивного праздника. В разгар церемонии император посетил зал боевых искусств и увидел, как воины демонстрируют свои навыки стрельбы из лука, борьбы на мечах и борьбы сумо. В последующий период День защиты детей распространяется на семьи самураев, что укрепляет его военный дух. Мальчики воспринимались как будущие воины, сильные духом, физически сильные люди. Многие детали домашнего убранства символизировали сильный и энергичный характер мужчины. Так, в четырнадцатом веке в практику вошли игрушечные самурайские шлемы, а также (начиная с семнадцатого века) настоящие знамена, вымпелы, алебарды, украшавшие вход.

Дальнейшее развитие фестиваля было связано с последующей демократизацией общества в период Эдо (1600-1868), когда укрепились позиции третьего сословия и сформировалась новая городская культура. Сегодня его отмечают не только аристократы и самураи, но и большинство горожан; партия приобретает привычный характер. Порядок его выполнения, основные составляющие прорабатываются. Куклы становятся важнейшим элементом действия.

По традиции, набор «тогацу нингё» (куклы для танго-но сэкку) размещался на двух или трех полках, покрытых зеленой тканью. На верхней полке размещались миниатюрный шлем и доспехи, а также устанавливались флагштоки, на которых можно было увидеть герб семьи или клана. На центральной полке стояли мечи, барабаны, вееры, бутылки для сакэ, рисовые клецки тимаки, завернутые в бамбуковые листья. По краям поставлены две вазы с ирисами. Куклы обычно занимали нижнюю часть стенда, среди них обязательно изображали юного воина, иногда ребенка, готовящегося к первому бою, борца с демонами, юного героя. В подборе остальных кукол допускались вариации по вкусу и фантазии родителей. Из животных на подставку обычно ставили фигурки тигра и белого коня, что могло придать мальчику силы и мужества.

В Tango no sekku приняли участие дети до 15 лет. Вечером они собрались с родителями у будки, чтобы осмотреть кукол, подержать шлем, доспехи и послушать историю каждого персонажа. Приобщая детей к мифологии богов и героев, родители влияли на характер мальчиков, передавая традиции японской армии из поколения в поколение.

Этот традиционный праздник, любимый японцами, практически не изменился и по сей день. 5 мая в настоящее время является официальным днем ​​защиты детей в японском календаре.

Происхождение праздника

Истоки фестиваля «Танго но секку», что буквально означает «Праздник первого дня лошади», берет свое начало в первом веке нашей эры. Таким образом, японцы представляли собой конгломерат родственных племен и жизни на замкнутом островном пространстве, который происходила в постоянной борьбе с силами стихий, она ставила человека во главе мировоззрения как защитника жизни и главного воспринимающего.

Таким образом, помимо дат, посвященных исключительно мужчинам, в Японии родился фестиваль мальчиков. Центральный персонаж Tango no sekku — лошадь — символизирует все качества, присущие настоящим мужчинам. Это качества, которыми обладает превосходный воин: отвага, скорость, отвага и отвага.

Первоначально Танго-но-секку праздновали в пятый день пятой луны по китайскому календарю. Теперь у него фиксированная дата — 5 мая — и он является частью так называемой праздничной Золотой недели.

В период Нара фестивалю дали второе название «Шобу но секку», что буквально означает «Фестиваль ириса». Второе название отражает качества, которые в народе приписывают ирису, процветавшему в это время года: здоровье и успех.

До 1940 года праздник назывался Днем мальчиков. После Второй мировой войны он изменил название на День защиты детей».

Празднование в различные исторические периоды

Традиционно Япония, где День защиты детей отмечается с начала нашего тысячелетия, внесла некоторые изменения в свои празднования в каждую эпоху.

В эпоху Хэйан это был спортивный праздник, на котором демонстрировались физические достижения мальчиков и мужчин в различных боевых искусствах.

В период Эдо фестиваль Tango no sekku приобрел карнавальную пышность и повсеместность. С тех пор его отмечают во всех сферах жизни.

Как отмечают в современности

Примерно в 1940 году Японский детский фестиваль был отменен, и на его месте отмечали День защиты детей. Празднования проходят ежегодно 5 мая. Несмотря на современный образ жизни, традиции сохранились, поэтому мальчикам в этот день уделяется больше внимания.

В этот день каждая семья устраивает отпуск. Фасад дома украшает коршун в форме карпа. С этой рыбой связано несколько мифов и легенд. Кроме того, он отличается стойкостью, независимо от среды обитания, карп может адаптироваться к самым неблагоприятным условиям.

Согласно одной из легенд, когда императрица Дзингу привела свой флот самураев в Корею, карпы показали верный путь и смогли пересечь бурные волны пролива.

Каждая семья заранее готовится к праздникам; Раньше в их домах устанавливали яркие чучела животных, а теперь вешают изображения карпа. Количество фигурок и их размер соответствуют количеству детей и их возрасту.

К тому же буквально в каждом доме есть особое место, это полка или конструкция в форме пирамиды. На нем изображены фигуры воинов, самураев, их доспехи и другие предметы, которые являются символом доблести духа, отваги и отваги. Полку следует обрамлять зеленой или синей тканью.

Праздничное меню состоит из традиционных блюд из риса. На Востоке эта крупа пользуется особым вниманием и почитанием, считается, что она приносит крепкое здоровье и силу духа.

  • Тимаки: Это блюдо олицетворяло силу духа.
  • Кашива-моти — по легенде считалось, что если в праздничные дни есть рисовые лепешки, жизнь будет долгой и счастливой.
  • Сэкихан: Блюда символизируют силу духа и укрепляют здоровье.

Глава семьи в этот день проводит с мальчиками познавательные беседы. Отцы рассказывают историю своей страны, легенды, мифы, а также знакомят с отважными воинами, внесшими большой вклад в развитие страны. Такие разговоры с раннего возраста прививают мальчикам самурайский дух, верность родине и такое понимание, как честь и достоинство.

День мальчиков в Японии

День защиты детей в Японии
5 мая в Японии отмечается День защиты детей или, как его еще называют, Танго-но-секку (Первый день фестиваля лошадей). Он зародился в первые века нашей эры как один из весенних обрядов, предшествовавших началу работы на полях. В этот день люди просили пощады у духов растений, чтобы они подарили им хороший урожай, здоровье и мужскую силу.
Кстати, лошадь в японской культуре символизирует отвагу и отвагу. Именно этими качествами должен обладать ребенок, чтобы впоследствии превратиться в воина и продолжить дело отца. Здесь следует понимать, что многие японцы когда-то были самураями, и для них считалось делом чести передать свое ремесло детям.

Затем, с 9 по 12 век праздник превратился в своеобразную молнию. Ребята в этот день соревновались смело: стреляли по мишеням из лука, дрались на шпагах, дрались, устраивали скачки и так далее. Подобные акции прошли практически во всех селах и крупных поселках специального назначения и не обходились без участия высокопоставленных государственных чиновников.

День защиты детей в Японии

В современном виде День мальчиков существует с 1948 года, когда этот праздник получил статус государственного.

Одним из основных обычаев стало изготовление и демонстрация на улицах изображений разноцветных карпов, фигуры которых должны развиваться на ветру. Жители Страны восходящего солнца считают карпа самой стойкой рыбой, так как он способен выжить практически в любых условиях. Эти качества снова важны для парня, который в будущем должен стать настоящим мужчиной.

День защиты детей в Японии

Конечно же, праздник включает в себя и специальную трапезу. В частности, практически в каждом доме в этот день можно отведать тимаки-суши (рисовые шарики, завернутые в листья бамбука), рисовые лепешки и отварную красную фасоль, приготовленные по особому рецепту. На стол можно подавать и другие блюда, но обязательно с рисом. С незапамятных времен японцы верили, что эта каша обладает волшебными свойствами и дает здоровье детям.

День защиты детей в Японии

Еще одна интересная традиция детского дня, восходящая к средневековью, — изготовление миниатюрных кукол. Фигуры символизируют воинов и почти всегда украшены доспехами, а на голове куклы виден шлем. Самурай считал, что воин всегда должен защищать свое тело. Кроме того, доспехи и шлем стали символом защиты юноши от проблем и трудностей, с которыми он обязательно столкнется на своем нелегком пути роста.

День защиты детей в Японии

С участием таких кукол часто устраивают различные спектакли, наделяя их собственным характером. Мужчины рассказывают мальчикам различные легенды, которые по большей части демонстрируют, как именно действовать в той или иной ситуации. Эта традиция существует более века, но до сих пор остается востребованной и практикуется почти во всех домашних хозяйствах.

День защиты детей в Японии

В наши дни день мальчиков часто отмечается как день детей. То есть в праздничных мероприятиях могут участвовать и девочки, но предпочтение все же отдается мальчикам.









Основные традиции праздника мальчиков

Дети до 15 лет участвуют в Shobu no sekku.

Изначально праздник представлял собой ритуальное действие, направленное на полное раскрытие весенних земных сил, способствовавшее сбору богатого урожая не только для семьи в отдельности, но и для общины и народа в целом. Духи растений, деревьев и трав, которые считались хранителями мужской силы и энергии, были умиротворены участниками церемонии и возносили хвалу и молитвы. Сам император и сопровождающие его лица в этот день участвовали в сборе лекарственных растений.

Но есть ли в Японии детский праздник, посвященный именно юношам и детям, и как фестиваль воинов переместился на качественно иной возрастной уровень?

Во время Танго-но-секку фермерские семьи выставляли на полях яркие чучела и флаги, чтобы защитить посевы от птиц и насекомых. Согласно легенде, чем ярче в этот день появляется чучело, тем меньше птиц испортят урожай в течение года и тем богаче будет конечный урожай.

Через некоторое время слова «плодородие» и «урожай» стали обозначать не только благополучие аграрной направленности, но и здоровье потомства и детей.

Со временем изготовление таких чучел стало подниматься до уровня искусства. Их перестали размещать на полях, в этот день начали запасать дома и украшать ими фасады и крыши домов.

Воинские доспехи и карпы как символы успеха


Кашивомочи и Тимаки

Дом и двор оформлены в традиционном стиле к этому празднику. Как это делают самураи со времен Камакура, они кладут в дом доспехи или шлемы, кукол, одетых в доспехи (муся-нингё, «кукла самурая»), мечи и т.д. Такие украшения призваны уберечь детей от несчастий — болезней, несчастных случаев в дороге.

Снаружи дома на одежде свисают пустые фигурки карпа коинобори, раздутые и уносимые ветром. Этот обычай зародился среди горожан в середине периода Эдо (1603-1868 гг.) И происходит из веры китайцев, что карп может подниматься вверх по течению и через водопад, а затем через «Врата Дракона» в небо и становиться драконами. Кои нобори символизируют пожелания упорства и успеха.

Во многих семьях первый такой праздник после рождения ребенка, называемый хацу-секку, «первая секку», отмечается особенно пышно. На этом празднике подают угощения, которые, как считается, предотвращают неудачу: тимаки, клейкий рис, завернутый в коническую трубку из бамбуковых листьев, перевязанных нитью, касивомоти, рисовые лепешки моти с тестом анко анко, завернутые в дубовые листья, и т.д. Вдали они переживают приближающееся жаркое лето в добром здравии, купаются с пером и молятся о здоровье.

Ритуал с коинобори

В современной Японии в этот день изготавливают ритуальные флаги коинобори в форме карпа и вешают их перед домом. Карп — символ духовной и физической стойкости, и по количеству самих коинобори можно определить количество сыновей в семье.

Внутри дома есть специальная полка, покрытая зеленой тканью. Ее заставляют ритуальные куклы в самурайской одежде и в самурайских доспехах — гогацу-нингё .

Праздник исключительно для семьи. На нем исполняются особые ритуальные тексты и песни.

Украшения, приспособленные к современному жилью


Декоративный шлем

В последнее время популярны декоративные праздничные шлемы, размер которых соответствует размеру ребенка, и все больше и больше семей делают памятные фотографии с ребенком в шлеме. Вместе с тем, домов, в которых сложно найти место для установки украшений к этому празднику или повесить карпа, становится все больше, поэтому даже в обычных квартирах появились компактные, удобные в использовании украшения — гарнитуры в прозрачных корпусах или те, которые могут быть помещены в тот же ящик, в котором они хранятся. Есть также небольшие карпы кои-нобори, которых можно повесить на балконе или даже прикрепить к потолку или стене.

День защиты детей 5 мая — один из многих майских праздников, так называемых. «Золотая неделя». Это время для туристических путешествий и семейного отдыха, и во многих местах проводятся мероприятия по случаю Дня защиты детей, к которым могут присоединиться и туристы. Во многих регионах страны в определенных местах на берегах рек или над плотинами висят сотни и более коинобори, некоторые из которых достигают в длину нескольких десятков метров. Кое-где выставлено более тысячи карпов. Вид множества разноцветных карпов, несущихся на весеннем ветру, словно взбирающихся в небо, радует и взрослых, и детей.


Около 1200 кои нобори на берегу реки Сагамигава (май 2013 г.)

Подарки и подношения

Раньше самым желанным подарком юным воинам было детское оружие и доспехи. История сохранила несколько наборов миниатюрного оружия, предназначенного в подарок сыновьям правителей.

Теперь традиция изменилась, и к праздникам выставляют особые куклы «муся-нинге» в виде мальчиков в доспехах. Как правило, эти куклы носят алые доспехи «о-ёрой», в японской поэтической традиции это атрибут воина, идущего в свой первый бой. Часто куклы-воины изображают конкретных исторических персонажей или героев детских сказок. Популярные мотивы: Минамото Ёсицунэ, в юности победивший грозного монаха Бенкэя движением веера, или сказочный герой Кинтаро, сильный мальчик.

5 мая: День защиты детей в Японии

Иногда вместо фигурки воина выставляются игрушечные шлемы самураев кабуто, маленькие мечи, средневековые боевые барабаны и веера.

В этот день принято подавать «чимаки» — рисовый десерт, завернутый в листья карамели. Это блюдо — пожелание выдержки и здоровья. Происхождение «чимаки» также связано с самурайской культурой: в древности рис, завернутый в листья, бросали в воду, чтобы рыба не касалась тел погибших в морских сражениях воинов.

5 мая: День защиты детей в Японии

День защиты детей стал государственным праздником. Праздничные мероприятия проводятся во многих частях страны, а на берегах рек висят гигантские флаги карпа, иногда более десяти метров в длину.

История возникновения праздника Сити-Го-Сан, когда он проходит и его значение

День рождения всех детей в Японии — Сити-Го-Сан — проходит ежегодно в середине ноября, а именно 15 числа, и символизирует второе рождение ребенка.

У этого необычного праздника очень древние корни. Каждый год родители отмечают дожитие своих детей до определенного возраста.

Родители приводят своих детей — дочерей 3 и 7 лет и сыновей 5 лет — и вся семья идет в храм, чтобы отметить эту важную дату. Родители обязательно должны просить о долгой и счастливой жизни и крепком здоровье через молитву за своего ребенка. С японского языка «Сити-Го-Сан» переводится как семь-пять-три.

Стоит отметить, что 15 ноября — дата условная. Сейчас в Японии многие семьи не объединяются, а отмечают праздник после 15 ноября, ближе к выходным.

Фестиваль Сити-Го-Сан имеет для японцев очень глубокое значение, сохранившееся до наших дней. В древности дети часто болели и умирали. Особенно это касалось 7-летних. Поэтому считалось, что если ребенок доживет до 7 лет, то он будет иметь право стать полноправным членом общества. А до 7 лет ребенок находится во всей полноте власти Бога.

Оцените статью
Блог о Японии