Что такое харакири: чем отличается от сеппуку и как называется меч

Харакири, сэппуку, дзигай

В древней Японии воины прибегали к самосожжению или повешению. Традиционный японский обряд самоубийства самураев харакири (сэппуку) имеет неяпонское происхождение. Японцы позаимствовали его у коренных жителей Хоккайдо, Сахалина и Курил — айнов.

У коренных жителей северной Японии, айнов, был обряд самоубийства, заключающийся в перерезании брюшной полости (груши). В классе самураев обряд «раздирания живота» начал распространяться только в 1156 году. Даймё Минамото но Тамемото был первым, кто совершил сэппуку, чтобы не попасть в плен на поле боя.

интересно, что древние айны считали себя единственными настоящими воинами, а японцы считались «лающими». Японцы, в свою очередь, называли айнов «бородатыми варварами”

Самурай ритуально покончил жизнь самоубийством, если бы захотел:

  • добровольно умереть с честью, если захвачен врагами или чтобы избежать захвата,
  • в знак верности и преданности на случай, если он потеряет своего хозяина, известного как ойбара (追 腹 или 追 い 腹, kun’yomi) или tsuifuku (追 腹, on’yomi) «после самоубийства»,
  • в знак протеста или обиды на то, как его господин (無 念 腹 munen-bara) или возмущенный (funshi, 憤 死) обращается с ним),
  • протест против решения лорда (諫 死 kanshi, «возражение против смерти» или «протест смерти»),
  • если они были признаны виновными в тяжких преступлениях или постыдных действиях для целей высшей меры наказания.

Сэппуку (腹 切), как и харакири (腹 切 り), означает «разрезать живот». Разница между харакири и сэппуку проявляется в написании иероглифов и их чтении. Сами слова составлены из двух одинаковых иероглифов «распороть» и «живот». Только написание харакири (腹 切 り) ставит на первое место «живот» и использует японское чтение «кунни», а написание сэппуку (切腹) начинается со слова «разрезать». Японцы считают слово харакири несколько вульгарным и используют его очень редко, только в разговорной речи. Сэппуку — это ритуал, который по всем правилам разрывает живот. Письменная версия термина.

Бусидо – кодекс чести самураев

Процесс самоубийства из-за воткания кинжала в живот тесно связан с бусидо, кодексом чести самураев. Так считалось, что с помощью отступления в мир иной самурай избежал бесчестия и нежелательного заточения, что скажется на репутации некоторых воинов. После того, как сэппуку стало распространяться, виновным самураям разрешили покончить с собой.

Харакири

Кроме того, самураи имели право просить о назначении сэппуку для своих врагов. В результате они смогли выплеснуть весь свой гнев. При этом остальным людям может показаться, что благородный самурай желает, чтобы душа грешника была спасена и возродилась. Более того, кодекс чести самурая означал, что главной целью ритуального самоубийства было доказать Небесам свои добрые намерения. Например, вассал был убит в бою. Тогда у его подчиненного может возникнуть идея провести обряд харакири, чтобы продемонстрировать свою преданность правителю и т.д.

Откуда появилось и что означает? В чем главная путаница?

Харакири — это разговорное слово на японском языке, которое буквально означает «разрезать живот». Хотя если вникнуть в разбор слова и разгадывать его по полочкам, появляется немного другое значение. Иероглиф «хара» в переводе с японского означает душу, значение или намерение. Само собой разумеется, что у многих народов особое ритуальное отношение к душе.

Итак, для японцев желудок — это именно то место, где хранится человеческая душа, и намерение освободить ее таким образом становится очевидным. С этого момента начинает вырисовываться картина, которая многое объясняет. Мы говорим вещи по их имени. Харакири принято называть самоубийством, совершенным любым человеком по добровольным моральным и этическим побуждениям. В Японии это выражение имеет другой, более социальный оттенок. В японском обществе, когда они хотят сказать, что кто-то покончил жизнь самоубийством, они вскрывают живот и произносят харакири.

Правила сэппуку
Правила сэппуку

Вы никогда не найдете такого выражения в японской истории и литературе. Здесь об этом говорят с другой точки зрения. Ритуальное самоубийство, совершенное по всем канонам и правилам, называется сэппуку. Какая разница, если оба слова написаны одинаковыми иероглифами. Разница в том, что харакири — это японское прочтение иероглифов, а сэппуку — китайское прочтение того же набора символов. Сэппуку и харакири буквально означают одно и то же, то есть способ самоубийства, только в каждом отдельном случае существует свое толкование выражения и значения.

Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку

Следует сразу отметить, что сэппуку — средневековый обычай, и сегодня в Японии о нем говорят только путем вспоминания исторических фактов. Если харакири пустило корни и стало нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно забыли. Это выражение встречается в японской поэзии и эпосе. Принципиальной разницы в смыслах нет. Просто харакири, как правило, делали обычные люди, поэтому сэппуку — прерогатива элитного класса. Никогда нельзя было слышать, чтобы благородный воин или офицер, член клана самураев, сделал себя харакири. Это событие было принято с особым пышностью преподносить публике. Для этого существовал специальный свод правил, в котором четко определялись не только причины, побудившие самурая к самоубийству, но и регламентировался сам процесс.

Ритуал
Ритуал

Недостаточно взять обычный нож и разорвать себе живот. Необходимо было соблюсти множество тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая переместится в мир иной. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем гибели самурая отводилось особое место. У самураев с детства были особые отношения со смертью. Самой достойной смертью для представителей элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых аспектах ритуала.

  • Во-первых, сэппуку часто использовали как казнь преступника. Вместо процедуры разрезания живота самурай мог быть лишен головы по приказу лорда или императора;
  • Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;
  • В-третьих, огромную роль сыграл метод самоубийства.

для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось демонстративно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку выполняли по приказу, отрубая голову самураю, они пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение умереть привело к разрыву живота. Этому действию предшествовала тщательная подготовка. Огромную роль сыграл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы. Важно отметить, что каждый самурай обучался этому ритуалу с детства. Для мужчин был выбран самый кровавый метод вскрытия живота, который практически не оставлял шансов на выживание. Для этих целей девушки-самураи обошлись более простой процедурой — кайкеном. Чтобы покончить с собой, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать яремную вену на шее.

Самурайская девочка
Самурайская девочка

Было важно, чтобы девушка приняла целомудренную позу со связанными ногами. Поза самоубийцы должна быть похожа на увядший цветок.

Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получил при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож — кугунсобу. Обычные люди обычно использовали специальный нож харакири. Это может быть танто, холодное оружие с длинным острым клинком или любое другое холодное оружие с острым клинком.

Танто нож
Танто нож

Чтобы акт самоубийства произошел по всем правилам, за состоянием самоубийства следил особый человек — кайсяку, готовый в любой момент отрубить самураю голову и положить конец его страданиям.

Этическая сторона харакири и сэппуку

В японских традициях, уходящих корнями в далекое прошлое, было принято верить в многократное возрождение человеческой души, поэтому было важно умереть достойно. Для харакири не требовалось особых условий. Самураю было достаточно просто принять решение самостоятельно и совершить акт самоубийства согласно традиции. Сэппуку, напротив, призывал к созданию особых условий для проведения ритуала. Место обряда было выбрано с особой тщательностью. На церемонии присутствовали представители властей. Церемонию проводил специально обученный человек в присутствии кайсяку.

Церемония Сэппуку
Церемония Сэппуку

Если самурай погиб в бою, церемония не имела смысла. Другое дело, когда проступок или недостойное поведение самурая приходилось на мирное время. В то время церемония сэппуку была обязательной. Это было сэппуку, а не харакири. У самураев было много причин для самоубийства. К наиболее частым причинам обряда можно отнести следующие факты:

  • «Смерть по следам», т. Е. Самоубийство самурая вслед за умершим хозяином или сюзереном;
  • самоубийство из-за осознания своей ответственности за произошедшие негативные последствия;
  • добровольная смерть по собственным убеждениям;
  • самоубийство из-за неспособности осознать свой гнев по отношению к врагу;
  • харакири из-за своей финансовой или социальной несостоятельности.

В Японии часто случались коллективные самоубийства. Харакири часто совершали влюбленные пары, совместная жизнь которых была невозможна из-за кастовых предрассудков. В сложной ситуации, во время голода, вражды и большого семейного стыда родители и дети совершили коллективный акт самоубийства.

Сэппуку
Сэппуку

Самурай должен следовать за всей церемонией от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и не корчиться от боли. Главное показать свою красивую смерть и быть достойным ее. Если во время самоубийства самурай теряет контроль над собой, это приравнивается к еще большему стыду. В Японии существовала негласная статистика, фиксирующая действия сэппуку. В литературе часто можно встретить отрывки из акта самоубийства какого-нибудь знатного дворянина. Было принято проводить сэппуку в поэтических и лирических тонах, сравнивая добровольную смерть с актом очищения.

Ритуал сэппуку

Ритуал сэппуку значительно изменился за века. Харакири (а также владению оружием) самураи начали учиться с детства. Опытные наставники в специальных школах объяснили молодым людям, как начинать и заканчивать сэппуку, сохраняя свое достоинство и показывая способность контролировать себя до последнего момента жизни. Это обучение, безмерная популярность, распространение и прославление харакири в феодальном обществе Японии дали свои результаты: сыновья самураев часто прибегали к выполнению ритуала вскрытия живота.

В феодальные времена самоубийство путем вскрытия живота стало настолько распространенным, что по сути превратилось в настоящий культ харакири, почти в манию, и причиной его совершения могла быть совершенно незначительная причина.

Накануне проведения церемонии, если сокамернику разрешалось делать сэппуку у себя дома, самурай приглашал близких друзей, пил саке с ними, ел специи и свои любимые блюда, шутил о хрупкости земного счастья, таким образом подчеркивая, что буси не боится смерти и харакири для него — обычное мероприятие. Именно этого — полного самоконтроля и достоинства до и во время самоубийственного обряда — ждали все присутствующие. В большинстве случаев самураи купались, облачаясь в белые одежды, которые символизировали духовную чистоту. При харакири самураи из собственного клана — только кимоно и хакама. Хакама (яп. 袴) — традиционные японские длинные и мешковатые брюки в складку, похожие на юбку — шаровары или рясу, изначально носили мужчины.

После церемонии кайсяку протер лезвие белой бумагой, приподнял отрубленную голову за волосы и показал свидетелям, после чего они накрыли тело белой тканью.
Открытка с изображением реконструированного ритуала сэппуку (смерть лорда Асано, за которого позже отомстили 47 ронинов)

Накануне церемонии харакири был составлен список людей, которые по правилам должны были присутствовать на месте проведения сэппуку. Это были 1-2 главных советника даймё (каро), 2-3 второстепенных советника (йонин), 2-3 моногашира — приблизительно 4-й степени, глава дворца (русуи или русубан), 6 слуг 5-6 ранга (если они были признаны виновными, то были доверены под присмотром князя), 4 самурая низшего ранга, которые привели в порядок место казни сэппуку и похоронили тело (если просьба родственников осужденных передать им останки была отклонена). Количество слуг зависело от ранга осужденного. В случае совершения харакири внутри клана (т.е если самурай был приговорен к харакири не правительством сёгуна, а его собственным господином — феодальным принцем), сокамернику помогали 2-3 слуги, присутствовали один синтоистский священник и писцы.

Церемониально одетый самурай с мечом перед собой приготовился к смерти, написав стихотворение о самоубийстве. Ритуал проводился в поместье самураев перед местным синтоистским святилищем (но не на священной земле) или при дворе местного даймё. Есть редкие случаи, когда сэппуку происходило внутри на специальных татами с белыми краями, которые были выброшены после кремации самурая.

Способ вскрытия живота зависел в основном от самого самурая, от степени выдержки, терпения и выдержки. Одним из важнейших институтов сэппуку был второй член, Кайсаку (介 錯 人 kaishakunin). Он был опытным фехтовальщиком, который отрубил самураю голову, помог ему совершить сэппуку, чтобы ускорить смерть и тем самым спасти его от дальнейшей ненужной боли или «плохой смерти» (с выражением боли, падение на спину, крики, страх на спине) лицо и т д.) и спасите имя самоубийцы от стыда. Выбор помощника производился на основании ранга самурая, выполняющего сэппуку. Поэтому у самураев было принято выбирать и называть лучшего друга, ученика или родственника, который в совершенстве владел мечом.

Японское ритуальное самоубийство

Японское ритуальное самоубийство

Сэппуку или харакири — это форма японского ритуального самоубийства. Эта практика изначально требовалась бусидо, кодексом чести самураев. Сэппуку использовали либо добровольно самураи, которые хотели умереть с честью и не попасть в руки своих врагов (и, вероятно, подвергнуться пыткам), либо это также была форма смертной казни для самураев, которые совершили серьезные преступления или каким-то образом опозорили себя. Торжественная церемония была частью более сложного ритуала, который обычно проводился на глазах у зрителей, и заключался в том, чтобы вставить короткий клинок (обычно небольшой) в брюшную полость и прорезать им брюшную полость.

Основные направления при вспарывании живота

Если во время поездки сэппуку помогал неизвестный самурай, они обменивались несколькими словами и рассказывали друг другу свой статус, имена и школу боевых искусств, в которой они учились. Выбранный осужденным «помощник» был обязан поблагодарить его за доверие и высокую честь. Кайшаку не должен был использовать свой собственный меч во время сэппуку, он взял его у заключенного, если он попросил, или у своего даймё, поскольку в случае неудачного удара вина за это ложилась на меч владельца.

Во время ритуала самоубийства самураю пришлось обнажить живот и разрезать его особым образом.
Во время ритуала самоубийства самураю пришлось обнажить живот и разрезать его особым образом.

Затем самурай снял кимоно с груди, взял в руки танто (нож) или вакидзаси (脇 差, короткий меч), ​​которые он держал за лезвие с куском ткани, обернутым вокруг лезвия (чтобы не повредить лезвие) порезал его рукой и не терял хватки) и воткнул ему в живот, сделав надрез слева направо. Затем кайсякунин совершил кайсяку — удар, которым обезглавили воина. Удар мечом должен был выполняться в манере дакикуби (抱 き 首, буквально «обнимать голову»). В результате остается небольшая полоска плоти, которая прикрепляет голову к туловищу, так что она свисает на груди в руках, словно в объятиях. После церемонии кайсяку протер лезвие белой бумагой, приподнял отрубленную голову за волосы и показал свидетелям, после чего они накрыли тело белой тканью.

Харакири выполняли разными способами и средствами, которые зависели от методологии, разработанной различными школами. Самурай, вонзив оружие в брюшную полость, должен был разрезать его так, чтобы остальные могли видеть внутреннюю часть сэппуку и, следовательно, «чистоту мысли» воина.

В середине периода Токугава кайсякунин стал обычным делом обезглавливать человека, нанося ему удар ножом в живот, чтобы облегчить длительную и ненужную боль. Иногда белый веер использовался как «символ» вместо меча для сэппуку. В тот момент, когда самурай поднял веер, второй мастерским ударом тут же обезглавил человека.

Так много (短刀)
Так много (短刀)

Специализированная форма сэппуку в феодальные времена была известна как канши (諫 死, «смертельное возражение» или «смертельный протест»), в которой слуга совершает самоубийство в знак протеста против решения лорда. Слуга сделал глубокий горизонтальный разрез на животе и быстро перевязал рану. После этого человек должен был предстать перед своим хозяином, произнести речь, в которой он протестовал против действий хозяина, а затем вскрыть свою смертельную рану.

Это не следует путать с фунши (憤 死, смерть от негодования), что означает любое самоубийство, совершенное с целью выражения возмущения, недовольства или протеста. Некоторые самураи предпочитали выполнять гораздо более сложную форму сэппуку, известную как дзюмондзи гири (十 文字 切 り, «поперечный разрез»), в которой отсутствует кайсякунин, чтобы быстро положить конец страданиям самурая. Это второй, наиболее болезненный вертикальный разрез живота. Самурай, выполнявший дзюмондзи гири, должен был спокойно переносить свои страдания до смерти от потери крови, закрыв лицо руками.

Древний свиток с описанием сэппуку

Древний пергамент сэппуку

Первое зарегистрированное действие харакири было совершено дайми Минамото по имени Ёримаса во время битвы при Удзи в 1180 году. Сэппуку в конечном итоге стал фундаментальной частью бусидо, кодекса воина-самурая; его использовали воины, чтобы не попасть в руки врага, избежать стыда и возможных пыток. Самураям также могли приказать совершать харакири их даймё (феодалы). Самой распространенной формой сэппуку для мужчин был разрез живота коротким лезвием, после чего его помощник перерезал страдания самурая обезглавливанием или рассечением позвоночника.

Самурай готовится к харакири

Самурай готовится к харакири.

Стоит отметить, что основной целью этого акта было восстановление или защита его чести, поэтому воина, совершившего такое самоубийство, никогда не обезглавливали полностью, а «только наполовину». Те, кто не принадлежал к касте самураев, не могли совершать харакири. А самурай почти всегда мог выполнять сэппуку только с разрешения своего хозяина.

Самурай собирается выполнить сэппуку

Самурай собирается выполнить сэппуку.

Иногда даймё приказывал совершить харакири как гарантию мирного соглашения. Это ослабило побежденный клан, и его сопротивление фактически прекратилось. Легендарный японский коллекционер земли Тоётоми Хидэёси несколько раз использовал самоубийство врага, и самый драматичный из них положил конец великой династии даймё. Когда правящий клан Ходзё потерпел поражение в битве при Одаваре в 1590 году, Хидэёси настоял на самоубийстве дайми Ходзё Уджимаса и изгнании его сына Ходзё Удзинао. Этот ритуальный самоубийство положил конец самой могущественной семье даймё в восточной Японии.

Танто, который был подготовлен для сэппуку

Настолько, что его приготовили к сэппуку.

Пока эта практика не стала стандартизированной в 17 веке, ритуал сэппуку был менее формализованным. Например, в XII-XIII веках военачальник Минамото-но Ёримаса совершал харакири гораздо более болезненным образом. В то время было принято смириться с жизнью, погружая тачи (длинный меч), ​​вакидзаси (короткий меч) или танто (нож) в кишечник, а затем разрезая живот в горизонтальном направлении. В отсутствие кайсяку (помощника) самурай сам вытаскивал лезвие из живота и наносил удар себе в горло или падал (из положения стоя) на лезвие, вырезанное в земле перед его сердцем.

Солдат совершает харакири после капитуляции Японии

Солдат совершает харакири после капитуляции Японии.

В период Эдо (1600-1867) выполнение харакири стало сложным ритуалом. Как правило, это происходило перед публикой (если это было запланированное сэппуку), а не на поле боя. Самурай омыл тело, оделся в белые одежды и съел свои любимые блюда. Когда он закончил, ему дали нож и ткань. Воин приставил к себе меч лезвием, сел на эту особую ткань и приготовился к смерти (обычно в это время он писал стихотворение о смерти).

Божественный ветер

Божественный ветер.

При этом помощник кайсяку встал рядом с самураем, который выпил чашку саке, раскрыл свое кимоно и взял в руки танто (нож) или вакидзаси (короткий меч), ​​обмотал его лезвием с кусочком ткань, чтобы она не порезала ему руки и не окунула его в живот, затем сделав надрез слева направо. После этого кайсяку обезглавил самурая и сделал так, чтобы голова частично лежала на плечах, а не отрубала ее полностью. Из-за этого состояния и требуемой от нее точности ассистент должен был быть опытным фехтовальщиком.

Самурай, совершающий харакири — ритуальное самоубийство

Самурай, совершающий харакири, является ритуальным самоубийством.

Сэппуку в конечном итоге превратился из самоубийства на поле боя и обычной практики военного времени в тщательно продуманный придворный ритуал. Помощник кайсяку не всегда был другом самурая. Если побежденный воин сражался достойно и добро, то враг, желавший почтить его храбрость, добровольно становился помощником в самоубийстве этого воина.

Сэппуку в ритуальной одежде с помощниками

Сэппуку в ритуальной одежде с помощниками.

В феодальные времена существовала особая форма сэппуку, известная как канши («смерть от понимания»), при которой люди совершали самоубийства в знак протеста против решения своего господина. При этом самурай сделал глубокий горизонтальный разрез живота, после чего быстро перевязал рану. Затем мужчина представился своему хозяину с речью, в которой он протестовал против действий даймё. В конце выступления самурай снял повязку со своей смертельной раны. Это не следует путать с фунчи (смертью от негодования), которое было самоубийством в знак протеста против действий правительства.

Сэппуку как смертная казнь

Наиболее распространенной формой сэппуку было обязательное сэппуку, которое использовалось как форма смертной казни для опальных самураев, особенно тех, кто совершал серьезные преступления, такие как неспровоцированное убийство, грабеж, взяточничество или измена родине.

Самураям обычно рассказывали об их преступлении полностью и давали определенное время для совершения сэппуку, обычно до заката в определенный день. Если заключенный отказывался сотрудничать, его насильно обезглавливали, сохраняя только атрибуты сэппуку, например, короткий меч, протянутый перед преступником, можно было заменить веером. В отличие от добровольного сэппуку, сэппуку, выполняемое как смертная казнь, не обязательно освобождает семью преступника от наказания. В зависимости от тяжести преступления половина или все имущество умершего могло быть конфисковано, а семья лишена титула.

Отмена сэппуку

В 1873 году судебное сэппуку было официально отменено администрацией Мэйдзи, но случаи добровольного сэппуку продолжали иметь место. Несмотря на отмену, многие японцы после капитуляции японской императорской армии 15 августа 1945 года опасались, что император Хирохито может попросить военных совершить сэппуку из-за их поражения, но этот приказ так и не был издан. Однако высокопоставленные офицеры и сотрудники, такие как военный министр Анами Коречика (阿南 惟 幾), совершили добровольное сэппуку в день капитуляции.

Самые последние известные случаи добровольного сэппуку касаются известного японского писателя Мисима Юкио (三島 由 紀 夫, 1925-1970), покончившего с собой в штабе японских сил самообороны, и дзюдоиста Инокума Исао (猪 熊 功, 1938). — 2001).

Харакири

Харакири.

Некоторые самураи выполняли гораздо более болезненную форму сэппуку, известную как «дзюмондзи гири» («крестообразный разрез»), в которой не было кайсяку, что могло быстро положить конец страданиям самурая. Помимо горизонтального разреза живота, самурай также делал второй, более болезненный вертикальный разрез. Самураю, выполняющему дзюмондзи гири, приходилось стоически терпеть свои страдания, пока он не истек кровью.

Женский ритуал самоубийства

Женский ритуал самоубийства
Ксилография жены Онодеры Джуная, одного из сорока семи ронинов. Она готовится следовать за своим мужем до самой смерти.

У женщин был свой ритуал самоубийства. Некоторые женщины из самурайских семей покончили жизнь самоубийством, перерезав яремную вену ножом, например, танто (короткий меч, см. Изображение выше) или кайкен (короткий кинжал). Основная цель заключалась в том, чтобы добиться быстрой и верной смерти, чтобы избежать заключения. Перед самоубийством женщина часто связывала колени, чтобы ее тело находили в достойном положении, несмотря на судороги смерти. Однако Дзигай не относится исключительно к этому конкретному методу самоубийства. Дзигай часто делали, чтобы сохранить честь, если военное поражение было неизбежным, чтобы предотвратить изнасилование. Армии вторжения часто заходили в дома и находили хозяйку сидящей в одиночестве, спиной к двери. Подойдя к ней, они увидели, что она кончила жизнь задолго до того, как они пришли к ней.

Современное отношение к харакири и к сэппуку

Со временем японское общество, ранее закрытое для внешнего мира, начало трансформироваться. Изменилось и отношение к смерти. Несмотря на то, что в обществе сохранялось уважительное отношение к самураям, сэппуку и харакири стали исключительно прерогативой знатных людей. Бедные вельможи предпочитали искать другие выходы из ситуаций вместо самоубийства. Длительный мирный период, царивший в Японии, начиная со второй половины восемнадцатого века, привел к тому, что некоторые ритуалы самурайской жизни стали носить чисто символический характер.

Японские солдаты Харакири
Японские солдаты Харакири

Кодекс чести Бусидо оставался обязательным для высших должностных лиц и военнослужащих. Военная каста, которая всегда считалась самой влиятельной в Японии, сохранила свои традиции. Особое место было уделено им и сэппуку, которые еще можно было услышать во время Второй мировой войны. Сотни японских офицеров сделали себе сэппуку, прежде чем сдаться. Возмутительным фактом считается массовое сэппуку, которое полностью было совершено офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрекся от престола. Инциденты харакири среди обычных японских солдат были не так распространены, как среди офицерского сословия. Поразило простое военное происхождение и естественное желание выжить, перенеся ужасы и тяготы войны.

Официально обряды сэппуку и харакири были запрещены в Японии только в 1968 году, однако даже сегодня известны случаи, когда потомки самураев покончили с собой таким образом.

Оцените статью
Блог о Японии