- Что такое «аниме»?
- Родина жанра
- Аниме-культура Японии: что это
- В чем отличие аниме от анимационных фильмов других стран?
- Зачем рисуют большие глаза
- Другие особенности изображения
- Почему так популярно
- Аниме-культура: причины возникновения
- К мировой славе — через трудности
- Аниме-культура Японии: история
- От древности до Второй мировой войны
- Революция Осаму Тэдзуки
- Самое первое аниме в истории, кто его придумал
- Sarukanigassen
- Kemurigusa monogatari
- Senga Tsubo
- Kyoikusenga Ubasuteyama
- Kyoikuotogimanga Usagi to kame
- Urashima Tarō
- Namakura Gatana
- От эротики до космической оперы
- Луна в матроске
- Золотой век аниме
- Сколько лет жанру, когда был юбилей
- На чьи интересы рассчитаны аниме
- Вселенная аниме и ее стилистические признаки
- Жанры
- Сеттинг и отношения между персонажами
- Какие аниме считаются самыми популярными
- Аниме: «Унесенные призраками»
- Аниме: «Принцесса Мононоке»
- Аниме: «Твое имя»
- Аниме: «Восхождение Героя Щита»
- Самые новые аниме
- Какие из мультиков Миядзаки стоит посмотреть начинающим
- Унесенные призраками, Мой сосед Тоторо, Ходячий замок
- «Ветер крепчает»
- А что смотреть из сериалов новичку
- Тетрадь смерти – все серии, Стальной алхимик, Ковбой Бибоп
- Лучшая подборка
- Какие фильмы стоит смотреть
- Феномен аниме
- Почему аниме – это плохо
Что такое «аниме»?
В самой Японии сокращенный термин «аниме» (ア ニ メ) относится ко всем анимационным фильмам (ア ニ メ ー シ ョ ン), независимо от страны происхождения. За пределами Японии этот термин относится только к мультипликационным фильмам японского производства, уже этим подчеркивая их оригинальность.
Родина жанра
Япония, страна, из которой возникло аниме, с ее изолированным местоположением и изолированной от другого мира, имеет уникальный менталитет. Художники, вдохновленные творениями Диснея, отразили собственное видение мира.
Манга-комиксы, которые также были адаптированной интерпретацией американского продукта, оказали большое влияние на формирование идеи.
Аниме-культура Японии: что это
Термин «аниме» возник потому, что японцам трудно произносить западное слово «анимация». Они заменили его легко произносимым «аниме», которое вошло во все языки мира. В переводе с японского означает любую анимацию.
Аниме — это большой пласт японской культуры. В то время как во всем мире анимационные фильмы и сериалы обычно снимаются на основе художественных фильмов, в Японии аниме является основным жанром, влияющим на все остальное. По аниме, фильмам, клипам снимаются, проводятся тематические вечеринки.
У каждого персонажа в аниме есть дата рождения и группа крови, что позволяет японцам судить о своей личности. При рисовании персонажей создатели придерживаются определенной цветовой эстетики. Для японцев цвет глаз, волос и одежды героя — это сообщение, которое говорит о том, кто он такой и как он относится к ситуации.
Так, например, белый цвет передает божественность происхождения и в то же время считается цветом смерти. Поэтому отрицательные персонажи всегда изображаются с седыми волосами и в белой одежде. Также белый цвет — символ, обозначающий сверхспособности и принадлежность героя к высшим существам.
Черный для японцев означает радость и благородство. Он изображает спокойствие, сдержанность, гибкость ума и решимость персонажа. Поэтому большинство положительных персонажей изображаются брюнетками.
Желтый — цвет богини Аматэрасу. Он используется для обозначения нестандартных символов, выделяющихся на общем фоне.
Красный цвет символизирует благородное происхождение героя. Поэтому большинство восхищенных волшебников и героев изображаются с рыжими волосами.
Глаза также имеют особое значение в эстетике аниме. Они обозначают готовность героя воспринимать и созерцать новое. По цвету, форме и степени открытости зритель судит о характере и возрасте героя. Детей и подростков в мультиках обычно изображают с яркими большими открытыми глазами. Но у плохих парней всегда полузакрытые глаза.
Музыка играет особую роль в аниме-культуре. Она задает тон каждой сцене. Поэтому для получения качественного саундтрека авторы привлекают известных исполнителей эстрады или популярные группы. Актеры озвучивания аниме также в основном поп-певцы.
В производстве аниме задействовано более 400 японских студий. Фильмы рассчитаны на разную аудиторию. Так, например, есть:
- Аниме создано для детей до 12 лет.
Их называют кодомо. Это фильмы развлекательного характера, мало отличающиеся по сюжету от американских или европейских аналогов.
- Для мальчиков 12-16 лет существует своего рода сёнэн.
Это аниме с динамичным сюжетом, в котором много юмора. Обычно это фильмы о мужском соперничестве и дружбе. Женские персонажи в них изображены красивыми и с ярко выраженными половыми признаками.
- Сёдзё рассчитан на девочек 12-16 лет.
Это фильмы о любовных отношениях с красивыми персонажами-мужчинами. Героини таких фильмов часто наделены магическими способностями.
- Сейнены предназначены для мужчин в возрасте от 18 до 40 лет.
Эти фильмы мрачные и реалистичные, аниме с элементами эротики.
- «Джосэй» снят для женской аудитории.
Так называется жанр картин, рассказывающих о повседневной жизни японских женщин и посвященных любовным связям.
По направлениям и фактуре можно выделить:
- Меха — фильм о гигантских роботах.
- Киберпанк — картины, изображающие мрачное будущее.
- Стимпанк — аниме, рассказывающее о параллельных вселенных.
- Фантастические истории о мирах, где технологии встречаются с культурой меча.
- Научная фантастика и космическая опера, рассказывающие историю космических путешествий и контактов с внеземными цивилизациями.
- Апокалипсис о конце времен.
- Хентай — аниме эротического содержания.
Самые популярные аниме выпускаются в различных форматах:
- Телесериал — короткие серии до 20 минут, созданные для эфира телеканалов. Он состоит из 12-13 серий, которые показывают раз в неделю.
- Анимация, предназначенная для распространения на цифровых носителях (OVA — Original Video Animation). Эпизоды продолжительностью до 20 минут, выпущенные в виде специального выпуска после показа по телевидению или отдельного выпуска, никогда не выходили в эфир.
- Фильм — это изображение продолжительностью от 60 до 90 минут, созданное для показа в кинотеатрах.
- Онлайн-сериал (ONA — Original Network Animation) короткометражный сериал продолжительностью до 10-12 минут, снятый специально для распространения в сети.
Среди любителей аниме выделяют следующие группы:
- Пассивные зрители, которые смотрят аниме по телевизору или в Интернете.
- Косплееры — это люди, которые разыгрывают аниме-сцены, носят одежду известных людей.
- Камекос — фанаты, которые фотографируют косплееров.
- Магаки — любители, которые рисуют мангу самостоятельно.
- Откаку — коллекционеры всего, что связано с культурой аниме.
В чем отличие аниме от анимационных фильмов других стран?
Отличий немного, но они существенные. Аниме — это анимация, рассчитанная не только на детей, но и на большую аудиторию. Любой человек любого возраста может найти цветные пленки по своему вкусу и потребностям. Аниме имеют характерный выразительный профиль персонажей и их окружения, характерный способ передачи движения. Часто в аниме есть главная тема или основная песня, за исполнение которой соревнуются известные поп- и рок-исполнители — попасть в кино — значит завоевать популярность. Наконец, аниме основано на манге, неиссякаемом источнике вдохновения для японских мастеров аниме. Как и манга, аниме может продолжаться бесконечно длинными сериями, которые вовлекают читателя и зрителя в ожидании новых выпусков. Аниме способствует общению между поклонниками определенного жанра, которые хотят высказать свое мнение.
Зачем рисуют большие глаза
Откуда взялись эти огромные глаза? Это должен знать любой уважающий себя аниме-мальчик. Изначально мазок был позаимствован у Диснея, но в японской интерпретации глаза обычно рисуются сложнее: они имеют привлекательный цвет и блики, связанные с персонажем.
Открытый взгляд в аниме — это символ открытости, таковыми обычно изображаются молодые и добрые герои. Для тайн и нечестивых зеркало души выглядит схематично. Персонажи с разноцветными глазами — не просто прихоть художника. Гетерохромия присуща сложным людям с глобальными целями и уникальной личностью.
Глаза считаются самой выразительной частью лица, а пары линий достаточно, чтобы изобразить губы и нос. Неоднозначные персонажи часто смотрят из-под бровей или через опущенную челку.
Другие особенности изображения
В японской живописи многочисленные мелкие детали преобладают над яркими акцентами. В стиле аниме характер героя связан с цветом волос и выбором одежды. Персонажи бурно выражают эмоции, искажаются черты лица. Это не практиковалось в традициях других стран, где в основном используется язык тела.
Почему так популярно
В аниме затрагиваются самые острые социальные проблемы, при этом у персонажей есть те же сильные и слабые стороны, что и у обычных людей. Сценаристы уделяют большое внимание внутреннему состоянию души: принятию роковых решений, переживанию любви и потерь. Это нравится массовой аудитории.
Просмотр сериала — обычное времяпрепровождение для среднего японца, а изображения героев можно найти в средствах массовой информации, в рекламе, на упаковке продуктов и в уличных граффити.
Аниме начало распространяться в других культурах в 1980-х годах, когда интерес к продукции Ханны Барбера, создавшей Тома и Джерри, Скуби-Ду и Флинтстоунов, начал ослабевать. Дети хотели более зрелых медиа. В то время не было никого в мире, равного японскому аниме.
На экранах царила остросюжетная и динамичная анимация, наполненная глубоким смыслом. Японских художников стали нанимать крупные американские студии.
Аниме-культура: причины возникновения
Причины возникновения аниме-культуры специалисты связывают с феноменом японской массовой культуры, которому посвящено более 200 монографий. Курсы по его обучению открыты в 50 ведущих университетах мира.
Удивительно, но эксперты считают, что американизация — одна из причин возникновения аниме-культуры в Японии. Тотальное проникновение американской культуры и образа жизни в Страну восходящего солнца имело неожиданные последствия. Японская культура может принимать только то, что находится в гармонии с традициями.
Кроме того, японцы адаптируют под свои нужды все, что им интересно в чужой культуре. Так, в Японии стали развиваться новые жанры на основе американских анимационных фильмов и комиксов.
Американизация помогла повысить интерес к национальным традициям. Японцы обнаружили, что в их культуре манга аналогична американским комиксам. На их основе начали разрабатывать собственные анимационные фильмы.
Японский национальный менталитет основан на групповом сознании. Это способствовало появлению у масс энтузиазма по поводу собственного культурного продукта, основанного на традициях.
Специалисты считают, что причинами быстрого распространения и популярности аниме-культуры в Японии являются:
- Близость сюжетов и персонажей к повседневной жизни.
Эмоции душ такие же, как на самом деле. Персонажи аниме наделены теми же пороками и слабостями, что и нормальные люди. Также они не скрывают своих тайных намерений, что нравится японской публике.
- В аниме используются стандартные темы для работы с обстоятельствами и человеческими отношениями.
- Склонность японского менталитета к позитивизму и наивному романтизму способствовала тому, что тематика аниме была понятна каждому, а стремление к благородству и самопожертвованию героев ради высшей цели находило отклик у простых японцев.
С глобализацией, которая началась в 1990-х годах, аниме-культура вышла за пределы Японии и стала популярной во всем мире. Этому способствовали следующие обстоятельства:
- Стиль аниме, напоминающий граффити, понятен молодежи и остается в памяти надолго.
- Ориентация аниме на определенную возрастную и гендерную группу способствовала пониманию эстетики и сюжетных линий аналогичными категориями людей за пределами Японии.
- Японское правительство сделало души национальным экспортом. При Министерстве иностранных дел был создан Японский фонд, который отвечает за распространение японской культуры по всему миру.
- Эстетика дзен-буддизма с его созерцательной базой и желанием показать жизнь обычных людей через призму мифов и популярной философии оказалась понятной для зрителей во многих странах.
К мировой славе — через трудности
Первое японское аниме, как и японская киноиндустрия в целом, появилось в начале 20 века в виде фильма, в котором изображение рисовалось мелом на доске, снималось, затем стиралось, уступая место другие изображения и действия. Это было время немого кино, и не было дубляжа аниме. Первоначально они имели коммерческую или пропагандистскую направленность, направленную на продвижение товаров или защиту общественных интересов. Во время катастрофического землетрясения 1923 года в Японии и во время Второй мировой войны многие видео из первого аниме были безвозвратно утеряны.
Подлинная история аниме начинается после Второй мировой войны, в 1960-х годах, когда были построены киностудии. Одно из них — MushiProduction, основанное известным манга-га (мастером манги) Осаму Тезуки, под его руководством и при его участии выпустило первое аниме, получившее мировую известность: «Astro Boy» («Могучий атом») , «Блэк Джек», первый японский цветной анимационный фильм, Император джунглей. «Могучий Атом», фантастический сериал о приключениях и воспитании храброго и находчивого мальчика-робота по имени Атом, впервые был показан по телевидению в 1963 году и стал настоящим хитом. Жанр фильма был определен как аниме сёнэн (детский фильм). По всему миру стартовало триумфальное шествие японского аниме.
Аниме-культура Японии: история
История аниме в Японии начинается с жанра манга. Что такое манга? Термин был придуман художником Кацусики Хокусай в начале 19 века. Так он назвал свой черно-белый альбом для рисования. Со временем это название распространилось на все рисунки тушью.
Историки считают, что корни манги уходят корнями в 12 век. Так некий буддийский монах Тоба нарисовал послушников, нарушивших устав монастыря.
До 19 века у нарисованных историй не было уникальной эстетики или названия. После открытия границ Японии в страну попадают американские комиксы. На их основе японцы развивают эстетику манги.
Как и комиксы, манга печатается в газетах и журналах по номерам, как и сериалы. С первой половины 20 века манга использовалась для военной пропаганды.
В начале двадцатого века в Японию пришло искусство анимации, которое в сочетании с мангой создало уникальную культуру аниме. В начале двадцатого века появился «Кацудо шашин» — первое известное анимированное изображение мальчика, рисующего иероглифы. В первые десятилетия двадцатого века японские аниматоры использовали фольклор в качестве основы для своих рассказов.
В довоенный период в Японии появились анимационные фильмы юмористического характера, напоминающие западные сюжеты. С 1930-х годов фильмы снимаются в пропагандистских целях. В 1943 году в стране был показан первый полнометражный анимационный фильм о боях за Перл-Харбор.
В первые послевоенные годы в Японии наблюдалось засилье американской анимации, но со второй половины 1950-х годов появились собственные студии, снимающие комиксы по фильмам, получившие название манга-эйга.
С середины 1970-х годов термин «аниме» использовался для обозначения анимационных историй в Японии. Появляются аниме-сериалы разных жанров.
80-е годы эксперты считают золотым веком развития японского аниме. Жанр становится популярным среди молодежи, появляются высокобюджетные фильмы, зарождается аниме-культура. В то же время японские фильмы выходят на мировой рынок и становятся популярными.
После небольшого спада популярности в 1990-х годах в новом тысячелетии произошел взрывной рост аниме-культуры, выходящей в Интернет. База фанатов растет, появляются новые жанры.
Культура аниме зародилась в Японии, но быстро завоевала поклонников по всему миру благодаря понятным эстетическим и простым эмоциональным историям. Сегодня это значительная часть мировой массовой культуры.
От древности до Второй мировой войны
В Японии с XII века или даже раньше способность рассказывать истории с помощью иллюстраций была усовершенствована: сложное написание трех алфавитов (кандзи, хирагана и катакана) заставляло добавлять изображения в тексты — даже образованный японец часто считает, что трудно полностью прочитать текст и понять его смысл. В конце 19 века, когда западная поп-культура начала проникать в Страну восходящего солнца, в Японии появились рудименты местных комиксов — манга — в том виде, в каком мы их знаем сегодня, а в 20 веке оригинальная японская анимация выросла из манги.
Они начали экспериментировать с анимацией в Японии в начале 20-го века, всегда черпая вдохновение из западных фильмов и мультфильмов, но только во втором десятилетии того же века появились работы, которые действительно напоминали чемпионов Европы и Америки, а в 20-х годах Япония была уже в детстве рынок манги и аниме. Японцы сразу серьезно отнеслись к анимации и не сделали акцент на детских мультфильмах, перенося на экран взрослые сказки, в том числе пропагандистские и эротические. К сожалению, в первой половине 20 века обстоятельства не благоприятствовали японской анимации. Во-первых, его производство было слишком дорогим для местных художников, и поэтому американские и французские мультфильмы уже давно доминируют в Стране восходящего солнца. Появление продукции Уолта Диснея в конце 1920-х годов не оставило шансов для развития местной индустрии анимационного кино. Во-вторых, 1 сентября 1923 года островное государство буквально стало жертвой движений земной коры: Великое землетрясение Канто практически уничтожило Токио и Иокогаму и прилегающие к этим городам районы, а вместе с ними и первые анимационные студии. В 1929 году на Западе появились первые звуковые мультфильмы, а в 1932 году — первые цветные мультфильмы, но японская анимация была слишком слабой, чтобы адаптировать эти нововведения.
Индустрия манги и аниме в Японии начала быстро развиваться после Второй мировой войны, наряду с индустрией театральных развлечений. Западная анимация в то время все еще качественно превосходила японскую, что привело к ее доминированию в местных кинотеатрах. Гордые японские художники сочли это непатриотичным и решили развивать свою технику анимации и вскоре научились делать хорошие мультфильмы, не вкладывая много денег. Например, студия Toei, основанная в 1948 году, в конце концов пришла к идее распределить бюджет проекта так, чтобы большая часть его расходовалась на важные сцены, а второстепенные рендерились в более низком качестве. В результате Toei быстро стала одной из ведущих японских анимационных студий и начала получать заказы с Запада. «Toei» остается на лидирующих позициях в индустрии и по сей день, но в 1950-х годах японская анимация как самостоятельный жанр все еще не была привлекательной для западной аудитории, хотя первый японский мультфильм появился в конце десятилетия в полной мере как бы предсказывая скорый подъем отрасли.
Революция Осаму Тэдзуки
Осаму Тэдзука, родившийся в 1928 году, вырос в семье энтузиастов театра и кино и с детства одинаково привык к японской и западной культуре. Он был поклонником анимации Уолта Диснея и начал рисовать мангу во время учебы в медицинском колледже, а после получения диплома больше не возвращался в медицину, сосредоточившись на карьере художника. Это решение было роковым для индустрии по всей стране: Тэдзука стал одним из ведущих новаторов послевоенной японской манги и анимации и сумел заинтересовать западную публику своими мультфильмами.
Осаму Тэдзука
Тэдзука использовал в своих работах кинематографические приемы, перенеся кинематографическую систему плоскостей, углов и кадрирования в мангу и анимацию. Он был вдохновлен французским и немецким кинематографом, особенно в его работах заметно влияние автора «Метрополиса» Фрица Ланга. Тэдзука начал свою карьеру в качестве режиссера анимации в вышеупомянутой студии Toei, но ушел оттуда и в 1962 году основал собственную студию Mushi. Там он опубликовал самую успешную мангу в своей карьере и снял самый успешный черно-белый аниме-сериал Astroboy, после которого Тэдзуку получил прозвище отца манги и анимации. Астробой — в американском дубляже имя главного героя комикса и мультфильма, гуманоидного робота Атома. Действие происходит в мире, где андроиды живут бок о бок с людьми, а Атом борется со всем злом за добро. В 1963 году «Астробой» впервые был показан в Соединенных Штатах, и аниме стало очень популярным среди американской публики. Сегодня Astroboy выглядит деревенским, но в начале 1960-х он установил новые стандарты качества аниме для других японских студий, вдохновленных успехом сериала.
«Астробой»
После успеха Astro Boy Тэдзука продолжил работать, управляя, среди прочего, между пятидесятыми и шестидесятыми годами, создавая мангу и одноименный мультсериал «Белый лев Кимба». Для Японии «Кимба» был первым полноцветным аниме-сериалом. «Кимба» после «Astro Boy» завоевала большую зарубежную аудиторию. Интересно, что студия Уолта Диснея, которую когда-то скопировал сам Тэдзука, по-видимому, взяла за основу своего «Короля-льва» идею «Белого льва Кимбы», скопировав ровно многие персонажи и повторив некоторые сцены из японского кадра рамка из мультфильма. Дисней, однако, отрицает плагиат, но многие, в том числе озвучивавший Симбы Мэтью Бродерик, склонны полагать, что имело место преднамеренное копирование. Студия Tezuka решила не подавать в суд на Disney, поскольку, по словам представителей японской компании, у нее просто не было на это ресурсов.
«Кимба белый лев»
Самое первое аниме в истории, кто его придумал
Первая анимация в Японии появилась в начале ХХ века, изображения рисовали мелом и снимали на видео. Ограниченные ресурсы препятствовали развитию любой технологии, а землетрясение Канто в 1923 году нанесло огромный ущерб отрасли и стране в целом. Существующие разработки были практически уничтожены вместе с исследованиями.
В 1930-е годы аниме было в основном юмористическим. Министерство образования оказало поддержку исследованиям, и их работа была использована в качестве вспомогательного материала для усвоения информации учениками. Перед вторжением Японии в Китай по приказу военных создавалось множество пропагандистских лент.
Первое великое послевоенное произведение, «Легенда о белой змее», повествует китайскую историю. Создатели постарались не уступить западным коллегам и одновременно сгладить напряженность в отношениях с соседом.
После 8 месяцев кропотливой работы, в которой участвовало 13,5 тыс. Сотрудников, создатели были разочарованы. Американская адаптация была сильно изменена, минимизирована, а маленькая красная панда превратилась в кошку.
Первый аниме-сериал, манга Otogi Calendar, режиссер Рюичи Ёкояма, был интерпретацией моментов истории в картинках. По центральному телевидению транслировались два сезона из 312 серий, продолжительность эпизода составила всего 3 минуты.
Существенный поворотный момент в Японии и во всем мире принадлежит Осаму Тезуки, основателю студии Mushi Production и его творению Tetsuwan Atom (в переводе на английский звучит как «AstroBoy»). Атом — добрый мальчик-робот с высоким интеллектом и сверхспособностями.
Постепенно он начинает чувствовать себя человеком и защищать землян от вышедших из-под контроля бандитов, пришельцев и роботов. С этого момента началась эволюция стиля и самого понимания жанра.
Осаму Тэдзука после просмотра первого японского мультфильма «Божественные моряки Момотару» начал мечтать о карьере аниматора. В стране, разрушенной после войны, это было невозможно, поэтому он посвятил свою судьбу совершенствованию манги, заработав себе титул Бога в этой области. Его мечта сбылась лишь несколько десятилетий спустя.
В 1965 году Тэдзука создал первую цветную серию «Император джунглей», хотя аниме не получило особой известности в Америке, мы знаем эту историю как «Король Лев». Впоследствии автор заложил основы эротического поджанра в «1001 ночь» и «Клеопатра».
Sarukanigassen
- Английское название: обезьяна и крабы Ясудзи Мураты
- Дата создания: 1927
- Режиссер: Ясудзи Мурата
Kemurigusa monogatari
- Английское название: История табака
- Дата создания: 1926
- Режиссер: Нобуро Офудзи
Senga Tsubo
- Английское название: The Pot
- Дата создания: 1925
- Режиссер: Санаэ Ямамото
Kyoikusenga Ubasuteyama
- Английское название: Убасутэяма
- Дата создания: 1925
- Режиссер: Санаэ Ямамото
Kyoikuotogimanga Usagi to kame
- Английское название: Заяц и черепаха
- Дата создания: 1924 г
- Режиссер: Санаэ Ямамото
Urashima Tarō
- Английское название: Urashima Tarō
- Дата создания: 1918
- Режиссер: Сейтаро Китаяма
Namakura Gatana
- Английское название: The Dull Sword
- Дата создания: 1917 г
- Режиссер: Дзюнъити Кучи
От эротики до космической оперы
В 1960-х годах, когда Beatles меняли западную музыкальную индустрию, японские художники-аниматоры, вдохновленные успехом Astro Boy, начали перековывать аниме, и этот жанр распался на поджанры и поджанры. В 60-е годы аниме после манги стали делиться на мультфильмы для мальчиков — сёнэн — и мультфильмы для девочек — сёдзё. Аниме для мальчиков — обязательно приключение, а главный герой — отважный, целеустремленный и умный молодой человек, часто дружит с другими мужчинами, а девушки обычно появляются как боевые друзья. В аниме для девочек по той же логике главный герой — девушка, но у нее, следуя гендерным стереотипам, обязательно должна быть романтическая линия. Одним из первых аниме-сериалов для девочек стала «Ведьма Салли», которая породила поджанр аниме о сказочных девушках, когда такой телесериал уже существовал на Западе.
«Ведьма Салли»
В том же десятилетии, в 1963 году, в детском аниме появился «Железный человек № 28» — первый мультсериал в меховом поджанре, названный в честь английского слова «механизм». Главные герои таких мультфильмов — управляемые человеком или независимые гуманоидные боевые роботы. В 1968 году вышло первое спортивное аниме «Звезда Кедзина» о талантливом бейсболисте, а через год, на волне успеха этого шоу, появилось подобное, только для девочек, про волейбольную команду женский. В том же 1969 году появилось первое эротическое аниме по мотивам «1000 и 1 ночи».
Железный Человек # 28
В 1960-х годах западные телеканалы стали чаще покупать японские аниме-сериалы, но реальный интерес к японской анимации за рубежом проявился в конце 1970-х, когда популярность космических работ и других сайфай выросла в США и Европе (при этом когда был выпущен первый фильм саги «Звездные войны» и полнометражный фильм вслед за популярным телешоу «Звездный путь»), а в Японии начали снимать аниме-сериалы в этом жанре. В том же 1970-х годах карьера культового режиссера-мультипликатора Хаяо Миядзаки, ставшего одним из главных героев «Золотого века» аниме в 1980-х годах, началась довольно спокойно с точки зрения будущего успеха.
Хаяо Миядзаки
Луна в матроске
В 90-х, после распада Советского Союза, аниме появилось в России, и мы начали показывать те же мультсериалы, которые видели в США и Европе: Pokemon, Hello Kitty, Candy Candy, Speedy Racer. Вероятно, одним из самых запоминающихся примеров была «Сэйлор Мун: Луна в матросском костюме», рассказывающая о группе старшеклассниц, которые превращаются в воинов для борьбы со злом. «Сейлор Мун» — одно из первых шоу в новом жанре аниме о девушках-мультфильмах для девочек, появившееся в 90-х годах. В таких аниме-сериалах романтическая линия утратила доминирование, а героини стали более социально активными и проявили лидерские качества, как если бы эти мультфильмы снимали сегодня под влиянием новой волны феминизма.
«Покемон»
Особая сила Sailor Moon заключалась в том, что этот сериал сочетал в себе характеристики аниме для девочек и аниме для мальчиков: главными героями были девушки, и романтическая линия оставалась частью сюжета, но эти девушки также были воинами и в каждом эпизоде сражались с кем-то, а также важным элементом шоу было то, что они носили короткие юбки и, когда они превращались из обычных девушек в воинов, демонстрировали свой обнаженный силуэт — это тоже было приманкой для мальчиков. Благодаря крючкам для такой большой аудитории, Sailor Moon стала одним из самых популярных японских аниме на Западе.
«Сэйлор Мун»
Возвращаясь в Россию, аниме на протяжении многих лет было нишевым развлечением, которое презирали те, кто не поддался его очарованию, считая, что мультфильмы предназначены только для детей. На сегодняшний день заблуждение о том, что любая анимация является развлечением для детей, по-прежнему остается сильным, но постепенно скептицизм уступает место страсти: те, кто вырос на японской анимации, продолжают смотреть ее, взрослея, и не ощущают любви к ней сверстников и нынешних подростков как инфантилизм. Японская анимация действительно предназначена для людей разного возраста и интересов, и к ней следует относиться на том же уровне, что и к традиционному «взрослому кино.
«Конфеты конфеты»
Золотой век аниме
В 1980-х годах индустрия манги и аниме начала расти с поразительной скоростью: новые исследования появлялись так же быстро, как бедные родственники огромного наследия, которое они только что унаследовали, продолжили эволюцию жанров и поджанров, и начались смелые эксперименты по смешиванию жанров. Развитие технологий позволило добиться более высокого качества анимации и распространения с помощью видеокассет.
Основным жанром аниме того времени был киберпанк, хорошо известный на Западе по культовому мультфильму «Акира» 1988 года о правительственных экспериментах над людьми и войнах между бандами в городе Нео-Токио, пережившем ядерный взрыв. Надо сказать, что в самой Японии «Акира» не вызвала такого энтузиазма, как в США и Европе, хотя для искусства анимации это был поворотный момент: первое аниме снято со скоростью 24 кадра в секунду, а также с отличной детализацией, чего раньше никогда не было.Японская анимация.
Акира
В 80-е годы также появился Хаяо Миядзаки, самый известный в мире японский режиссер анимации. В это десятилетие появилась его студия «Гибли», в 1984 году режиссер выпустил свой первый по-настоящему популярный мультфильм «Навсикая в долине ветров», за ним последовали «Небесный замок Лапута» в 1986 году, «Мой сосед Тоторо» в 1988 году и доставка Кики. Служба в 1989 году.
«Мой Сосед Тоторо»
Еще две вехи в 1980-х годах для японской анимации: появление порно-аниме и отладка экспорта аниме на Запад, где наконец проявили интерес ко всему разнообразию японской анимации. Следует отметить, что в 1980-х было выпущено огромное количество крупных и успешных аниме-сериалов, но в США они были переработаны для показа американской аудитории, и теперь, как правило, мы смотрим на эти переработанные версии.
Сколько лет жанру, когда был юбилей
На родине аниме считается годом зарождения 1917 года. Столетие эпохи отмечали в 2017 году. Кроме того, бывают юбилеи отдельных творений. Так, к 25-летию серии Евангелион Центробанк выпустил коллекционные монеты из драгоценных металлов.
На чьи интересы рассчитаны аниме
Многочисленные жанры и поджанры аниме рассчитаны на самую разную аудиторию: помимо сёнэн-аниме есть фильмы для девочек (аниме сёдзё), фильмы для детей и подростков, для молодежи и для взрослых имеют свою аудиторию. Тематика аниме объединяет научную фантастику и фэнтези, спорт, криминальные драмы, исторические легенды, пародии и комедии. Серия эпизодов с единой сквозной сюжетной линией и множеством персонажей, с выразительными визуальными эффектами и неожиданными поворотами повествования увеличивает количество поклонников всех возрастов, с нетерпением ожидающих следующих эпизодов.
Вселенная аниме и ее стилистические признаки
Долгое время манга оставалась чуть ли не единственным источником аниме-сюжетов, пока не появился еще один великий художник, совершивший настоящую революцию в мире манги, превратив тем самым ее в настоящий флагман японской поп-культуры.
Он был доктором философии аниматором и непревзойденным мастером мангаки Осаму Тэдзука (1928–1989), которого часто называют Уолтом Диснеем японской анимации.
Он призвал аниме-дизайнеров и режиссеров отказаться от имитации американских мультфильмов. Тэдзука предложил нам перестать конкурировать с ними и полностью сосредоточиться на конкретных предпочтениях отечественной аудитории.
А поскольку мангу читают почти все в Японии, лучшее, что можно подарить зрителю такой большой аудитории (с точки зрения возраста), — это телесериалы, ориентированные именно на японцев.
Со временем манга потеряла свой статус единственного источника вдохновения для аниме, потому что вскоре к ней естественным образом присоединились такие источники, как:
- легкие романы — фэнтезийные «световые романы», очень популярные в Японии из-за самого большого разнообразия жанров, обилие живых диалогов и замысловатых линий развития сюжета (как дела?);
- сюжеты (что это?) из классической литературы (чаще всего из исторических историй);
- произведения японского эпоса;
- «Визуальные романы» по мотивам популярных компьютерных игр.
Еще одна яркая стилистическая особенность японской анимации — высочайшее качество озвучки.
В Японии существует целая индустрия, которая обучает актеров озвучивания, называемых актерами озвучивания.
И если в других странах для озвучивания приглашаются обычные актеры, то в Стране восходящего солнца это отдельная специальность и весьма уважаемая профессия. Это неудивительно, поскольку более 60% всех аниме-сериалов в мире сделаны в Японии.
Жанры
В аниме выделяются одни и те же жанры кино и литературы, но есть некоторые особенности. Классификация направлений проводится с учетом потребностей населения.
Основные разновидности:
- Кодомо — мультики для детей до 12 лет, здесь нет жестокости и насилия, рисунок часто настолько похож на западные аналоги, что не всегда можно угадать, откуда взялось произведение.
- Sösen — фильмы для детей 12-18 лет. Истории рассказывают о мужской дружбе, спортивных успехах. Направление отличается динамичностью, обилием юмора и позитивом.
- Сёдзё — аниме для девочек 12-18 лет. Герои наделены привлекательностью, изысканностью, сюжет построен вокруг романтических переживаний. Есть поджанры, в которых героиня обладает магическими способностями.
- Seinen — подчеркнуто эротическое аниме для взрослых мужчин. Сейнен не относится к категории 18+, его особенность: психологическая проницательность, сатира. Романтика тоже присутствует, но только как дополнительный сюжет.
- Джосэй — картины рассказывают о жизни взрослой женщины, в отличие от Сёдзё, персонажи кажутся более реалистичными, есть эротические сцены. Особое внимание уделяется детству героини, ее личности, моментам знакомства с другими персонажами.
В описании иногда используется «чан» — девушка и «кун» — молодой человек, что означает, что лента принадлежит Сёдзё или Шосену.
Помимо основных разделов: комедия, боевик, драма, мыльная опера — есть и специфические:
- Добуцу — аниме о пушистых существах, похожих на людей;
- Икудзи — объединяет работы по уходу за детьми;
- Джидайгэки — Исторические события периода Эдо.
- Отаку — хобби, хобби;
- Исекай — путешествие между мирами.
Модный мультяшный жанр Mecha зародился в Японии, а затем распространился по всему миру. События повествуют об огромных роботах-гуманоидах, ставших прототипом трансформеров. Есть особая категория фильмов: Антивоенные. Знание обозначений стилей и их перевод на русский язык упростят навигацию по предложенным вариантам аниме.
Сеттинг и отношения между персонажами
До появления вселенной можно прописать особый мир или игровое пространство, за которое герои не выходят. Действие может происходить в современной реальности или ее альтернативной версии, но сеттинг обычно сложен и символичен.
В широком смысле аниме-персонажи наделены такими качествами, как отвага, самоотречение, отвага, что вызывает симпатию у зрителей и помогает им развиваться. Но отношения персонажей могут быть самыми разнообразными.
В категории 18+ много направлений на несовершеннолетних, гомосексуальную любовь с разной степенью открытости. Ключевыми моментами изнасилования являются сцены сексуального насилия.
Какие аниме считаются самыми популярными
Рейтинг аниме основан на предпочтениях фанатов определенного жанра и поэтому может отличаться друг от друга. Примеры включают следующие души.
Аниме: «Унесенные призраками»
«Очарованный город» — первый зарубежный анимационный фильм, получивший престижную премию «Оскар». В фильме рассказывается о девушке Тихиро, которая попадает в мир призраков, ее родители превращаются в свиней, и им предстоит пройти трудный путь, прежде чем найти дорогу домой.
Аниме: «Принцесса Мононоке»
Принцесса Мононоке — работа другого известного мастера аниме, Хаяо Миядзаки. По сюжету фильма молодой принц Аситаки навлекает на себя смертельное проклятие, убив демонического кабана, и отправляется в путешествие, чтобы снять проклятие. Оказавшись в необычной стране, где люди воюют с лесными духами, она присоединяется к их борьбе, помогая этой прекрасной принцессе Мононоке.
Аниме: «Твое имя»
«Твое имя», романтическая история о девушке из маленького городка и мальчике из Токио, которые разделяют мечты, получила одну из самых высоких оценок в истории.
Аниме: «Восхождение Героя Щита»
«Восхождение героя щита» признано самым популярным фильмом начала 2019 года. Жанр: фэнтези; герои — нормальные дети, которые вошли в другую реальность и должны отражать вторжение Волны Апокалипсиса, которые хотят уничтожить все живые существа. Главный герой, проигравший в реальной жизни, в другой реальности получает право носить Священное оружие, которое может помочь только в защите и малоэффективно в атаке. Чтобы повысить эффективность оружия, герой должен преодолеть множество трудностей и улучшить себя.
Самые новые аниме
Внимания публики заслуживает нетривиальный рассказ о школьном клубе «Руки прочь от киноклуба», «Великий самозванец» Netflix, «Магистр магии, непризнанный школой». В 2020 году в ТОП попал второй сезон сериала «Re: Zero».
Какие из мультиков Миядзаки стоит посмотреть начинающим
Знаменитый режиссер не только прославил Японию, но и установил новый стандарт семейных мультфильмов. Знакомство с аниме всегда начинается с полного списка его картин. Многочисленные теории и интерпретации фанатских символов, обсуждаемые на форумах, построены вокруг его работ.
Унесенные призраками, Мой сосед Тоторо, Ходячий замок
Произведения мастера нельзя назвать детскими сказками, как правило, герои аниме живут в угрожающем состоянии военного конфликта, обычно женский персонаж в главной роли. «Зачарованный город» — самая важная работа Миядзаки, получившая всевозможные награды.
«Ветер крепчает»
Прощальная лента «Ветер поднимается» посвящена части биографии создателя: авиации, страсти его жизни. В нем автор рассказывает о судьбе авиаконструктора Дзиро Хорикоши. Трогательная история о мальчике, который хотел летать.
А что смотреть из сериалов новичку
Если ваше детство прошло без «Сейлор Мун» и «Покемонов», ваши предпочтения не сложились, выбрать аниме непросто. Вам следует последовать совету.
Тетрадь смерти – все серии, Стальной алхимик, Ковбой Бибоп
- Тетрадь смерти была признана Министерством культуры одной из лучших манга всех времен, сюжетное аниме популярно во всех странах.
- Стальной алхимик »также является адаптацией комиксов, выпускаемых более 10 лет назад.
- «Ковбой Бипоп» понравится фанатам постапокалипсиса.
Лучшая подборка
Новичков приглашают в сериалы: «Волчица и специи», «Большой джекпот», Stein’s Gate. Обратите внимание на аниме «Добро пожаловать в Японскую ассоциацию хикикомори». Если не знаете, с чего начать просмотр, обратите внимание на общепризнанные шедевры: «Код Гиас», «Эрго Прокси», «Эльфийская песня» (в них есть сцены жестокости).
Какие фильмы стоит смотреть
Решая, какое аниме смотреть, нужно помнить, что рейтинги в онлайн-кинотеатрах не всегда работают. Культовая работа — отличное начало. Величайший японский мастер анимации и сценарист — Исао Такахата. Другие известные имена: Мамору Хосода, Масааки Юнаса, Макото Синкай.
Слава Хаяо Миядзаке распространилась по всему миру. Помимо работ гениальных режиссеров, в ТОП рекомендаций на все времена вошли: фантастический фильм «Украсьте прощальное утро цветами обещания», «Письмо Момо», «Связанные миры».
Феномен аниме
Японии с ее островной географией и политикой изоляции на протяжении нескольких веков суждено стать очень особенной страной, проявляющейся, в частности, в литературе и искусстве. Японские анимационные фильмы, часто основанные на манге, отражают своеобразные традиции и обычаи народа, что может вызвать интерес у любого зрителя. Аниме можно назвать международным языком, который визуально делает Японию ближе и понятнее для всех.
Многие аниме — это фильмы с реальным сюжетом, где поднимаются проблемы, волнующие многих: последствия Второй мировой войны, отношения между разными поколениями, жизненные трудности, романтические отношения, экологические, моральные и этические проблемы. Фэнтезийный мир аниме ставит вопросы, с которыми человечество столкнется в ближайшем будущем.
Кроме того, японцы очень искусны в продвижении своей продукции через рекламу: изображения персонажей или имена аниме можно найти в средствах массовой информации и на различных товарах. Во многом этому способствует движение «косплей» (производное от «костюмированной игры» — костюмированной игры), когда поклонники аниме одеваются в одежду своего любимого персонажа, стараются внешне походить на него, но прежде всего , постарайся сопоставить это в их душах.
Мир аниме настолько разнообразен, что его трудно отследить до единого определения. Лучше всего посмотреть и составить собственное мнение. Также вы получите огромное удовольствие.
Почему аниме – это плохо
У каждого свой взгляд на аниме, и в России это не всегда положительно. Следовательно, до сих пор бытует мнение, что мультфильмы и сериалы предназначены для детей, а не для взрослых.
Тем не менее, это обычно присуще тем, кто совсем не знаком с культурой аниме или оценивается по одному или двум отображаемым изображениям.
Аниме — это богатый и по-настоящему разнообразный мир, в котором можно найти как добрые и утвердительные истории, так и мрачные или такие, которые многим кажутся аморальными.
Однако все это элементы человеческой культуры в целом и характерны не только для японской анимации. Однако каждый вправе решать, считать ли их хорошим, плохим или нейтральным явлением.
Таким образом, аниме появилось примерно в то же время, что и западная анимация, и постепенно завоевало поклонников по всему миру.
Популярность таких мультфильмов обусловлена разнообразием жанров и рассказов, а также тем, что они ориентированы не только на детскую, но и на взрослую аудиторию.